Система работы учителя по повышению качества образования.
учебно-методический материал
Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предметов.
Задачи мастер – класса:
- передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
Ожидаемый результат: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya.docx | 27.99 КБ |
seminar_1-4_klassy._rmo.pptx | 907.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для учителей начальной школы
Тема: «Система работы учителя по повышению качества образования»
Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предметов.
Задачи мастер – класса:
- передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
Ожидаемый результат: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.
Ход мастер - класса:
( на входе учителя выбирают себе одну из предложенных картинок: сердечко, солнышко, звёздочка, улыбку. На столах – 4 подставки со знаками).
- Согласно выбранным предметам рассаживаются за 4 стола: по 6 человек.
Остальные – роль экспертов и наблюдателей.
1. Организационный момент
- Крикните громко и хором, друзья, деток вы любите- нет или да? - да
- Приехали к нам вы, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь? - нет.
- Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы решать нужно нам? – да
- Дайте мне тогда ответ: помочь откажетесь мне? – нет
- Последнее спрошу вас я. Активными все будем? – да
- Спасибо!
- Здравствуйте. Я рада поприветствовать вас на своём мастер – классе. Меня зовут Самойлова Светлана Викторовна. Мой стаж работы – 35 лет в стенах вот этой замечательной школы. Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться.
Внимательно посмотрите на эти картинки, что вы видите?
(выражение радости, грусти, удивления, страха). Давайте с вами попробуем повторить такие же выражения. Что вам больше понравилось? Радость. Вот мы и улыбнулись друг другу. И пожелаем хороших эмоций.
Я узнала о вас, что вы больше всего любите радоваться, активны и быстро включаетесь в работу.
У нас получились замечательные команды. А команда – это сила.
- Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол
Начинаем разговор.
- Тема семинара «Эффективные педагогические технологии как условие повышения качества образования»
Тема мастера- класса «Система работы учителя по повышению качества образования»
Ключевые слова – качество образования.
Чтобы выстроить учителю систему качественной работы, нужно ответить на 4 вопроса и вы сейчас мне в этом поможете.
1группа. – Хорошее качество образования для учащихся связано:
………………..
2 гр. - Хорошее качество образования для родителей связано:
3 гр.. - Хорошее качество образования для учителей связано:
4гр – Как повысить качество образование?
- Вот мы и ответили на вопрос: Как учить результативно?
Использовать эффективные педагогические технологии.
В современной практике существует много педагогических технологий. Но мы не боги и не можем применять и владеть в совершенстве всеми технологиями.
- у вас на листах список современных педагогических технологий. Выберите только две, которые ближе вам и чаще применяете в работе.
(ответы коллег)
Базовые технологии стандартов второго поколения:
1. Создание учебной ситуации (проблемное обучение)
2. Информационные (поиск, применение и переработка информации)
3. Интерактивные (игровые, проектная деятельность, рефлексия)
4. Коммуникативные (диалогические, организация парной и групповой работы)
5. Технология продуктивного чтения.
- Используя в работе любую технологию, мы должны и по – другому посмотреть на современный урок. Любой урок – это искусство, это труд, совместный труд ученика и учителя. При применении любой технологии обдумываешь все этапы урока.
Первоочередной задачей учителя, я считаю, является формирование положительной мотивации к учению. Мы должны понимать, что чем больше удовольствия станет получать ребёнок от учёбы, тем легче будет и ему и нам.
С точки зрения здоровьясбережения является создание благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Что сегодня я и делала в начале нашего мастер – класса.
- Руки? - на месте
- Ноги? – на месте
- Локти? – на месте
- Спина? – прямая.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
- коллеги, выберите эпиграф к нашему мастер – классу. На столе пословицы, поговорки, выберите одну для группы.
Хочу, потому что смогу.
С малой удачи начинается большой успех.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Больше знай, меньше болтай.
Век живи – век учись.
Учитесь открывать тайны!
Кому ум служит, тот ни о чём не тужит.
Смело иди вперёд,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
Будем активно мыслить!
(выбирают, говорят хором)
- Спасибо.
Начало урока уже позитивное.
- Расскажу о технологиях, которые применяю в своей работе и думаю, что им есть место в новой образовательной среде.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами. Урок начинается с создания проблемной ситуации.
Урок изучение нового материала. Структура таких уроков вам хорошо известна. Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:
- Проблемная ситуация «с удивлением»
- Проблемная ситуация «с затруднением»
- Побуждающий диалог
- Подводящий диалог
- Демонстрация непонятных явлений.
А) Математика 2 класс. Предъявление двух противоречивых фактов.
Тема: «Порядок действий»
8-3+4= 9
8-3+4=1
Реакция удивления
- Вижу вы удивлены. Почему?
- Над каким же вопросом подумаем? (почему в одинаковых примерах получились разные ответы)
- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части, то…(отличаются и левые)
- Чем отличаются левые части? (они одинаковые)
- Какие есть идеи? ( если сначала сложить, а потом вычесть, то получится 1)
- Какой порядок действий в первом примере?( -, а потом+)
- Во втором? ( +, потом -)
- В каком примере мы действовали по правилу? (в 1)
- А во втором примере мы нарушили правило. Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? (нужна подсказка, знак)
- молодцы! Такой знак есть! Он называется скобки (похож на месяц)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (скобки)
- Так что же означают скобки? (скобки означают действие, которое мы будем выполнять первым)
- Загадка: в примерах бывает, первое действие называет
Стих: Скобки найдём
Остальное потом.
В) Открытие детьми нового знания.
Предлагаю задание: найти значение выражений:
9 – 7 5 - 4
5 – 3 7 - 7
4 – 6 2 – 5
- Вы смогли выполнить задание полностью? (нет)
- почему не смогли вычислить? ( мы не знаем как из меньшего числа вычесть большее)
- как вы думаете на какой вопрос нам предстоит ответить?
- Какие есть предположения? (найти значение таких выражений нельзя)
- Как нам проверить ваши предположения? (можно попробовать выполнить вычисления с помощью шкалы линейки)
- вывод: из меньшего числа нельзя вычесть большее число.
Игровые технологии.
« Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.
Игру можно использовать на любых этапах урока. Детям нравятся игры – соревнования, эстафеты, сюжетно – ролевые, уроки в нестандартной форме.
- Я тоже хочу с вами провести игру.
В моей волшебной коробочке лежат половинки воздушных шариков, которые пронумерованы. Каждый из вас берёт одну половинку и пишет на ней пожелание коллеге, имя которого ещё неизвестно. Работаем.
- я попрошу сейчас каждого найти человека с такой же цифрой на половинке шарика. Образовалась пара. Обменяйтесь пожеланиями. А половинки приклеим сюда.
- Эту игру можно провести и с ребятами как на уроке так и на любом классном мероприятии.
Здоровье – сберегающие технологии.
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. Так говорил В.А. Сухомлинский.
- 3 урока физкультуры
- внеурочная деятельность по спортивно – оздоровительному направлению
- физкультминутки
- подвижные перемены
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- цветотерапия
- задачи по математике
- чтение текстов и т.д.
Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.
Сели ровно.
Сделать вздох и задержать дыхание.
Сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать «ФУУ».
Информационно – коммуникативные технологии
Научить жить человека в информационном мире – важнейшая задача современной школы – сказал академик А.П. Семёнов.
Он прав.
- создание презентаций к уроку
- работа с ресурсами Интернет
- средство наглядности
- звуковое оформление урока
- тесты
- участие в онлайн – конкурсах (сайт Учи.ру, Заврики, олимпиада «Новые знания» и т.д.)
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий:
замысел – реализация – продукт.
С данной темой я выступала на РМО.
Сейчас мы сделали первый социальный проект «Детская площадка». Работа в парах. Самое главное – детям понравилось больше защищать свой проект, задавать вопросы. Многие пары решили остаться, а некоторые наоборот обменяться партнёрами.
(фото)
Технология продуктивного чтения
- Я считаю, что мы не можем научить математике в полном объёме, русскому языку, по ряду многих причин, но научить ребёнка грамотному чтению просто обязаны.
Чем интересна эта технология?
Мы сейчас сами и ответим на этот вопрос.
Скажите, что такое эпиграф?
( цитата, предпосланная произведению)
- Эпиграфом к нашему мастеру классу я выбрала слова Сергея Михалкова
Я к вам обращаюсь товарищи дети
Полезнее книги нет вещи на свете
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!
- К чему призывает нас в этих строчках Михалков?
(читать всю жизнь, набираться ума)
- А что нужно для того, чтобы читать всю жизнь? (уметь это делать)
- А разве вы не умеете читать? (умеем)
- Тогда зачем нам эти занятия?
( чтобы научиться правильно читать)
То есть мы осваиваем технологию продуктивного чтения.
- А что такое продуктивное чтение, какое слово лежит в его основе?
- Продукт.
- А что может быть продуктом чтения?
- Результат.
- А какой результат может быть у чтения?
- Прочитал текст и всё понял.
- Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание не возможно без другого результата чтения .
( тут я детям предлагаю кроссворд, разгадав его, определяем второй результат чтения)
- Восприятие. – это включение человека в чтение.
- А что значит включиться в чтение
- Нам поможет первая группа (прочесть варианты ответов)
Вывод: Неважно как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем другого. Настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
- Скажите, а легко ли при чтении одновременно читать, представлять картины, задумываться над содержанием?
- Нет. кому – то грамотно читать талант дан от природы, но таких людей мало. Этому надо учиться.
- Этому учит технология продуктивного чтения.
- Сейчас многие говорят, что бумажные книги - это вчерашний день.
- а как вы думаете? – бумажные и электронные.
- отсюда вывод- это очень важная технология.
Она состоит из трёх этапов
1этап – чтение до чтения.
Просмотровое или ознакомительное.
- Как я выбираю книгу
Давайте выберем, что нам ближе
(работа по слайду – каждая группа выбирает своё предположение)
- На столах у вас книги. Рассмотрите их и выберите одну. Объясните своё мнение.
- Так и детей нужно учить выбирать книгу.
- Книгу мы научились выбирать. Не будем смотреть толстая она или тонкая и на количество иллюстрация, а будем действовать как настоящие читатели.
- 2 этап – Чтение во время чтения.
Как мы читаем? (слайд – лёжа….)
- но говоря о чтении, мы имеем в виду не то, где и в какой позе кто читает
Что значит читать? – Понимать и Воспринимать.
- На слайде высказывание писателя и историка Николая Михайловича Карамзина.
В его словах спрятались три главных слова, без которых не бывает продуктивного чтения.
1 слов – разум - когда читаешь ты думаешь.
2 слово – чувствуешь – читаешь и чувствуешь
3 слово – воображение . читаешь и представляешь.
- 3 этап чтение – Чтение после чтения.
(слайд – девочка задумалась над книгой)
- наши эмоции.
Итог любого урока, занятия – рефлексия.
Пора и нам подвести итоги.
Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.
Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности учителя.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.
Предлагаю провести дискуссионную карусель на тему: «Учитель: кто он?».
Я озвучу определённую точку зрения, а вы должны либо согласиться, либо нет, объяснив – почему. Коллеги могут помочь.
Таким образом, кто он, учитель?
- Учитель – всегда врач….
- Учитель, безусловно, художник ….
- Учитель всегда актёр…
- Учитель – скульптор…
- Учитель – большой психолог….
- Учитель – талантливый режиссёр….
- Учитель, к сожалению, чиновник….
- Учитель – клоун…
- Учитель – мудрый философ….
- Учитель – поэт и писатель…
- Учитель бывает инженером…
- Учитель – «палач» (уничтожает неграмотность)
- Учитель – космонавт…
- Учитель – бухгалтер и экономист…
- Учитель, безусловно, дирижёр…
- Учитель иногда священник…
- Учитель, к сожалению, бывает дрессировщиком…
- Учитель – иллюзионист….
- Учитель – высококвалифицированный менеджер….
Учитель ежедневно держит за руку то, что создаёт. Но для полной гармонии не хватает ещё одного момента.
- Я обращаюсь к первой команде. У вас в центре сердце, у каждого сердце в руках. Вспоминая тему семинара – какие у вас возникают ассоциации? (каждый день мы дарим частицу сердца детям, дарим свою любовь). Приклейте сердечки к плакату.
- какие у вас ассоциации – звёздочки? ( мы каждый день открываем маленькие звёзды). Приклеим их тоже к плакату.
- А у вас солнышки? (дарим тепло, несём свет знаний)
- А у вас улыбка? ( всегда нести радость, улыбку).
- Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, использовать всё лучшее для повышения качества образования, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, предвидеть возможные затруднения. Нужно уметь спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение. Сегодня я провела первый в своей жизни мастер – класс и получила огромное удовольствие общаясь с вами. Спасибо.
Пусть в вашем сердце
Место найдётся для каждого школьника.
Ведь каждого нужно увидеть, раскрыть.
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить!
( притча о замке)
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Система работы учителя по повышению качества образования» Мастер - класс Самойлова С.В. МКОУ «Андреевская СОШ» Учитель начальных классов 2020 год
Качество образования - это одна из основных проблем современной школы. Хорошее качество образования – это для учащихся связано: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Хорошее качество образования – это… для родителей связано: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти своё место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; с о знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни, с умением педагогов увлечь детей своим предметом.
Хорошее качество образования – это… для учителей связано: с умением подготовить школьника в ВУЗ, подготовкой ученика не только умственно , но и нравственно; с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать, самостоятельно работать; с о школой, которая учитывает индивидуальные способности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; С самоощущением педагога, когда он чётко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Как же повысить качество образования? Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества.
Базовые технологии стандартов второго поколения Создание учебной ситуации (проблемно обучение) Информационные (поиск, применение и переработка информации) Интерактивные (игровые, проектная деятельность, рефлексия) Коммуникативные технологии ( диалогические, организация парной и групповой работы) Технология продуктивного чтения.
Современные дети не хотят учиться. У них отсутствует мотивация: зачем хорошо учиться? Хорошая учёба не есть залог успеха в жизни. Многие предметы – «лишние», «ненужные». Отсутствие связи предмета с реальной жизнью.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу. Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизмы: поисковые методы, постановка познавательных задач, «открытие» детьми нового знания. Приёмы создания проблемной ситуации: с удивлением, с затруднением, побуждающий диалог, демонстрация непонятных явлений, через противоречие двух мнений и т.д.
Создаём проблемную ситуацию на уроке с удивлением 8 – 3 + 5 = 9 8 – 3 + 5 = 1
8 – 3 + 5 = 9 8 – ( 3 + 5 ) = 1
Открытие детьми нового знания 9 – 7 5 - 4 5 – 3 7 - 7 4 – 6 2 - 5
Игровые технологии «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский. Уроки в нетрадиционной форме Сюжетно – ролевые игры Компьютерные игры Дидактические игры Игры при организации внеклассной работы Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Здоровьесберегающие технологии « Забота о здоровье – это важнейший труд педагога» В.А. Сухомлинский.
Информационно – коммуникационные технологии «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» академик А.П. Семёнов Создание презентаций к урокам Работа с ресурсами Интернет Использование готовых обучающих программ (тренажёры) Средство наглядности Звуковое оформление уроков Тесты Участие в онлайн – конкурсах (сайт Учи.ру , « Заврики », олимпиада «Новые знания» и т.д.)
Проектная деятельность « П роектная деятельность – действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Е.Г. Каган Замысел – реализация - продукт
Технология продуктивного чтения «Не всякий кто читает, в чтении силу знает» Цель : учить самостоятельно понимать текст Средство – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения. Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…» Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению Во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. Беседуем и уточняем позицию автора.
Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
С. В. Михалков Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Продуктивное чтение Продукт Результат Понимание
Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем: И представляем картины, героев. И ставим себя на место героев. И переживаем. Участвуем в действии. Задумываемся над содержанием. Предполагаем конец истории. И реагируем на прочитанное: смеёмся, грустим Удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Этапы технологии чтения 1 этап – чтение до чтения ( просмотровое или ознакомительное чтение)
Как я выбираю книгу? А . Читаю только то, что задают в школе. Б. Всегда внимательно рассматриваю книгу до чтения, потому что мне нравится, когда много картинок. В . Выбираю по принципу: толстая книга или тонкая. Г. Для меня важен, знаком ли мне автор. Д. Выбираю только определённые книги ( сказки, приключения..) Е. Для меня важна тема. Люблю читать про…( про детей, про животных.) Ж. Читаю то, что велели родители.
2 этап технологии Чтение во время чтения Как мы читаем ?
Н. М. Карамзин « Всякое приятное ч тение имеет влияние н а разум, б ез которого ни сердце н е чувствует, н и воображение н е представляет»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.
"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....
Выступление на заседании педсовета "Система работы МО по повышению качества образования"
Какая же работа ведётся в МО по повышению качества знаний?Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организац...
«Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
Педагогический совет в школе...
доклад на педсовете «Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
формироваеие работы оу...
Система работы учителя по повышению качества образования
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, сделать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, кон...
Презентация "Организация работы учителя по повышению качества образования"
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...
Методический материал по теме "Организация работы учителя по повышению качества образования"
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...