«Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовыательная школа с. Кирово
Краснокутского района Саратовской области
Педагогический совет:
«Формирование системы работы ОУ по повышению
качества подготовки учащихся к итоговой аттестации
в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного
и среднего общего образования».
Подготовила зам. директора
по УВР: Досмухамбетова С.В.
Итоговая аттестация – не новая практика для Российской системы образования. Но в педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ней, до сих пор активно обсуждаются. Как до сих пор нет и единого мнения, чего больше аттестация принесла – плюсов или минусов.
Тема педсовета: Формирование системы работы ОУ по повышению
качества подготовки учащихся к итоговой аттестации
в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного
и среднего общего образования».
Основная цель данного педагогического совета - проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке, и наметить пути их решения.
Задачи:
- Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
- Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.
- Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.
Педсовет организован по следующему плану:
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам итоговой аттестации (Досмухамбетова С.В.)
2. Мониторинг в образовательном пространстве школ (Досмухамбетова С.В.)
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (Досмухамбетова С.В.)
4.Предметная готовность учащихся (Досмухамбетова С.В.)
5. «Из опыта преподавания (Глухова Т.Н, Рожкова Т.А., Агапова В.М., Мельцер В.М., Татаржинская Н.Н.)
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следующие:
- организация информационной работы по подготовке учащихся
- мониторинг качества;
- психологическая подготовка к итоговой аттестации.
- Предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников, родителей.
БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях
- о нормативно-правовых документах;
- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
3) Направление учителей на семинары и курсы по вопросам итоговой аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.
- Согласно плану внутришкольного контроля в ноябре –декабре 2018г администрацией школы проведена проверка по подготовке учащихся к итоговой аттестации
- учащихся, обучающихся в 11 классе;
- учащихся, обучающихся в 9 классе;
- проведен предварительный выбор выпускниками предметов для сдачи экзамена
- в учебных кабинетах оформлены стенды по подготовке учащихся к итоговой аттестации;
- проведены занятия с учителями русского языка, математики, истории, географии, обществознания и классными руководителями 9, 11 классов по технологии подготовки к экзаменам;
- проведены родительские собрания совместно с учащимися 9 и 11 классов, с участием заместителя директора по УВР Досмухамбетовой С.В.., по ознакомлению родителей и учащихся с процедурой проведения ЕГЭ и ОГЭ .
- Беседа с классными руководителями 9,11 классов Белан С.А.., Агаповой В.М. показала, что учащиеся уже в сентябре ознакомлены с целями экзамена, проводимого в форме ЕГЭ и ОГЭ, процедурой его проведения. На родительском собрании проведена подробная беседа с родителями о подготовке учащихся к экзаменам, о процедуре их проведения, о правах и обязанностях родителей и учащихся в рамках государственной (итоговой) аттестации, о результатах ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет.
- В ходе беседы с учениками выявлено, что они знакомы с технологией проведения экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ и правилами поведения на самом экзамене.
- Проведен анализ документации учителя, преподающего русский язык в 9 и 11 классах, Татаржинской Н.Н.. Учителем ведётся целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзамену. Учащиеся ознакомлены с содержанием работы по русскому языку за прошлый год. В календарно-тематическом планировании предусмотрены работы с использованием тестов. На уроках проводится систематическая работа со словарями (орфоэпическим, орфографическим, толковым, иностранных слов). Проводятся уроки по написанию сжатого изложения с элементами рассуждения, сочинения. При изучении материала курсов 9 и 11 классов учитель обращает внимание учащихся на типы заданий по изучаемому материалу, которые имеют место в экзаменационных работах по предмету; какие умения и навыки проверяются; на уровни заданий (базовый, повышенный и высокий). Ученики имеют сборники тестов по русскому языку. Учителем проводятся дополнительные занятия, консультации, учащиеся участвуют в интернет – тестированиях.
- Беседы с учителем математики 9 , 11 классов Агаповой В.М. показала, что педагогами ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзамену. На уроках постоянно наряду с изучением нового материала идет повторение и закрепление изученного ранее, что заложено и в календарно-тематическом планировании. Учитель систематически использует в работе тесты. Качество усвоения материала, умение распределять время при тестировании контролируется через проводимые учителями контрольные работы и мини-тесты. В 11 классе проводится спецкурс «Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ». У учителя и учеников имеются сборники по подготовке к экзаменам, постоянно проводятся консультации, учащиеся участвуют в интернет – тестированиях.
- Проведен анализ документации учителя истории и обществознания Мельцер В.М.. Учителем проводится работа с учениками по подготовке к экзаменам. На уроках анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки при сдаче экзамена, проводится работа с проблемными заданиями: рассмотрение исторических версий и оценок; сравнение и нахождение общего и различного.
- Учитель географии Рожкова Т.А. на уроках постоянно наряду с изучением нового материала ведёт повторение и закрепление изученного ранее, что заложено и в календарно-тематическом планировании, отмечается, что на уроках учителя уделяется достаточное внимание подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации. Учитель систематически использует в работе тесты. Татьяна Александровна регулярно проводит дополнительные занятия, консультации.
- Результаты пробных тестирований учащихся 11 класса..
Ф.И.О. | Математика | Русский язык | Общество-знание | История |
Вязов Игорь | 3 | 2 | 3 | 3 |
Голосов Вадим | 4 | 3 | 3 | - |
Мельцер Иван | 4 | 3 | 3 | 3 |
- Результаты пробных тестирований учащихся 9 класса.
Ф.И.О. | Математика | Русский язык | Общество-знание | История | География |
Антонова Анастасия | 3 | - | 4 | - | 4 |
Вязов Павел | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Жумашев Дамир | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Ислямгалиева Эльмира | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
10. Учителя предметники русского языка, математики, обществознания , географии участвуют в веб-семинарах с использование дистанционных образовательных ресурсов. На которых рассматриваются вопросы, связанные с итоговой аттестацией выпускников.
11. Вопрос подготовки учащихся к итоговой аттестации взят на ВШК, с этой целью администрацией школы были посещены уроки: математики, русского языка,географии, истории, обществознания. Уроки показывают не достаточно высокий уровень готовности детей к сдаче итоговой аттестации.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.
Проблемы, выявленные в ходе проведения ОГЭ и ЕГЭ
в 2018 году (анализ проведения ОГЭ в 2018 году)
Мониторинг помогает организовать работу со слабоуспевающими.
(анализ репетиционных экзаменов по математике, русскому языку, географии, обществознанию, истории)
Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;
- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы по русскому языку и математике
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (Досмухамбетова С.В.)
4. Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими которой являются:
- Входной контроль по материалам КИМов;
- Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
- Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
- Регулярное выполнение домашних заданий;
- Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
- На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме тестирования;
- Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями итоговой аттестации;
- Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
- Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
- Индивидуальное консультирование выпускников;
- Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Особенностями подготовки к итоговой аттестации являются:
- Необходимость повторения большого объема предметного материала в короткие сроки
- Осуществление повторения в условиях многочисленного класса
- Техническая сложность организации индивидуального повторения со всеми учащимися класса
- Ученики в одно и то же время находятся на разных стадиях готовности к итоговому контролю
- Из опыта работы учителей по подготовке к ГИА.
И закончить хочется советом учителям, работающих в выпускных классах.
С чего начать?
- Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников
- Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования
- Отрабатывать навыки решения базовых задач
- Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания
- При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.
- Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;
- Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- Продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой итоговой аттестации.
- Продолжить работу по проведению мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
- С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускных классов, разнообразить формы работы на уроках, включая физкультминутки, минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения.
- Внедрить использование тестовых оболочек для контроля учащихся на уроках других образовательных предметов.
Руководителям ШМО создать банк тестов, находящийся свободном доступе для всех педагогов школы.
- Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)
Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса, и может быть использован ...
Презентация" Повышение качества знаний учащихся на основе применения тестовых форм контроля"
Выступление на педсовете в виде презентации ....
Выступление на заседании педсовета "Система работы МО по повышению качества образования"
Какая же работа ведётся в МО по повышению качества знаний?Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организац...
доклад на педсовете «Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
формироваеие работы оу...
Система работы учителя по повышению качества образования
Чтобы добиться качественного усвоения знаний, сделать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, кон...
Система работы учителя по повышению качества образования.
Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предмет...
Тема: «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в начальной школе»
Выступлене на педсовете...