Инновационный педагогический проект "Развитие коммуникативной компетентности в условиях свободного развития личности школьника"
проект
1
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический проект
Тема проекта:
«Развитие коммуникативной компетентности в условиях свободного развития личности школьника»
Киселёва О.А.,
учитель начальных классов
Данный проект предполагает создание условий для творческой и интеллектуальной самореализации обучающихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию, благодаря применению личностно-ориентированного подхода в обучении и обучении.
Внешними факторами, обеспечивающими успех, являются результаты внедрения и применения Федерального Государственного Образовательного Стандарта , направленного на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы.
Выполнение основных задач, среди которых -развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
В основу концепции проекта положены идеи формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Коммуникативная компетентность учителя определяется минимум тремя составляющими:
- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)
- позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности)
Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов, а именно:
- Умения и навыки общения, умение вести беседу, диалог;
- Совместное взаимодействие, сотрудничество, партнерская деятельность;
- Навыки владения сбора информацией для решения коммуникативных задач.
Личностно-ориентированное образование ориентировано на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала;
- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому студенту как к уникальной индивидуальности, полноправному участнику образовательного процесса.
Цель проекта: формирование и создание условий для творческой и интеллектуальной самореализации обучающихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию, благодаря применению личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Задачи проекта:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
- выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
- раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.
Педагогическая ценность проекта
Проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования ;
Данный проект по характеру инновационный и долгосрочный.
Этапы реализации:
Подготовительный: тестирование детей школьным психологом
Основной: разработка мероприятий, открытых уроков. Мониторинги .
Итоговый: подготовка статей, видеороликов, участие в научно-практических конференциях, семинарах.
Условия реализации педагогического проекта:
- создание нормативно-правовых условий локальных (внутренних) актов работы с родителями и детьми : протоколы родительских собраний, мониторинги качества знаний.
- развитие мотивационных условий - создание кадровых условий - совершенствование научно-методических условий .
Планируемые результаты:
Сформировать уникальную, целостную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях
Методики изучения результатов
Анкета, эссе, наблюдение, анализ результатов.
Эффекты реализации проекта:
- на личностном уровне - динамика личностного роста детей, их активности, открытости и коммуникативности.
- на учрежденческом уровне – совершенствование системы, создание программы внеурочной деятельности;
С давних времен известно, что обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, поэтому оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема заключается в другом, как понимать личность и где искать источники ее развития. За последние годы сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Одна из главных функций универсальных учебных действий включает обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять и сочетать разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты.
Нельзя сказать, что школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась, как задача всестороннего, гармонического развития личности. Личность начинает «выделываться» (по терминологии Ф.М. Достоевского) примерно в начале школьного обучения. Формирование личности — процесс длительный не имеющий сроков завершения, ибо личность в процессе все время обогащается и меняется в ту или иную сторону, но основные структуры личности, ее главные параметры определенно складываются к концу юношеского возраста. Поэтому главной задачей школы на протяжении уже многих десятилетий является, воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. В школах существовали социально-педагогические модели развития личности, они описывались в виде социальных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания.
Можно выделить основные позиции, важные для понимания личностно-ориентированного обучения в соответствии с требованиями стандарта нового поколения:
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, целостные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
- критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и на сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
- образованность, как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования;
- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладения знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта интерпретаций и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признание разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, формирование коммуникативных компетенций исходя из выявления его индивидуальных особенностей, как субъекта познания и предметной деятельности;
Благодаря реализация личностно-ориентированной системы обучения в соответствии с ФГОС нового поколения, становится возможным, сформировать уникальную, целостную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Памятка
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.
При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"
В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....
Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе...
Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников
Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....
Роль «Российского движения школьников» в создании благоприятных условий для развития личности школьника.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельно...