Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
статья по русскому языку по теме
Современный этап развития школы в России характеризуется
изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.
Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г.Гай Оренбургской области
Мастер – класс
«Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории:
Рождественская Светлана Викторовна
Сроки проведения: август 2009 г.
Участники мастер-класса:
Учителя начальных классов школ города, методисты, завучи
Цели:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативной компетентности младших школьников; познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения;
2. Раскрыть технологию опыта работа по данной проблеме;
3. Практически подтвердить системой работы в этом направлении.
4. Обсудить особенности использования данного опыта в начальной школе
Программа:
1. Актуальность, новизна и сущность данного опыта работы
(знакомство с теорией)
2. Виды работы, используемые на уроках русского языка для развития языковой компетентности младших школьников
3. Использование учебных материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
4. Компьютерные презентации к урокам русского языка в начальной школе;
5.Обмен мнениями, обсуждение результата работы, подведение итогов (круглый стол)
Тема: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка»
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится о необходимости компетентностного подхода в образовании и формирования ключевых компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые бы смогли повысить качество образования, эффективно действовать учащимся за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
Современный этап развития школы в России характеризуется
изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.
Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.
В последние годы увеличивающийся поток информации требует
внимания к развитию языковой компетентности младших школьников.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности ученика
(знаний, умений, навыков, способов деятельности) по отношению к
определённому кругу предметов и процессов, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности. Особая роль в речевой деятельности, коммуникативных навыков принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка. Наиболее успешно развивается речь младших школьников на уроках русского языка при условии внедрения развивающейся системы Л.В.Занкова. Теоретической базой опыта являются труды учёных: Л.В.Занкова, А.В.Хуторского, П.Я.Гальперина, П.М.Эрдниева, И.С.Якиманской, В.В.Давыдова.
Актуальность темы продиктована трудностями овладения учащихся навыкам орфографически правильного написания слов, а также противоречиями между:
необходимостью орфографически правильного написания слов и отсутствием творческого начала для восприятия и практического применения правил орфографии;
• необходимостью широкого всеобъемлющего подхода к познавательной деятельности и отсутствием у школьников достаточного уровня развития в области орфографически правильного написания слов;
• между обозначенной в Программе развития гимназии задачей
формирования творческой личности учащихся и затруднённостью её решения без достаточного уровня развития умения работать с информационными источниками.
Новизна опыта состоит в раскрытии механизма формирования и развития коммуникативной компетентности младших школьников посредством представленной системы работы; упорядоченности дидактического материала, разработанной методике проведения конкретных видов заданий, в основе которых индивидуальный подход к учащимся; использование активных, проблемно-поисковых методов и способов обучения, компетентностный подход к обучению, использование развивающих педагогических компьютерных и проектных технологий. Реализация данной темы осуществлялась следующими средствами: использование УМК Л.В. Занкова, дидактического раздаточного материала: карточки с тестовыми и творческими заданиями разных уровней, наборы репродукций картин музеев страны; современное оснащение учебного кабинета: компьютер, видеомагнитофон, телевизор, DVD, Интернет, средства медиаобразования, аудио, видеотека, энциклопедия Кирилла и Мефодия - всё это способствует успешному формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка младших школьников.
Сущность педагогического опыта заключается в использовании инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного, педагогики сотрудничества, ИКТ, игровых, технологий развития критического мышления учащихся. Сотрудничество с педагогами и детьми, организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий - это усиливает практическую направленность обучения русскому языку, активизирует и формирует основные компоненты учебной деятельности. Концепция изменений в развитии коммуникативной компетентности позволит реализовать творческий потенциал школьников, развивать коммуникативную
компетентность младших школьников на уроках русского языка, способностей личности, используя новые, нестандартные методы и формы уроков с учётом индивидуальных возрастных и психологических особенностей.
Главная цель опыта - развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения. Система работы строится на комбинации элементов инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения (технология развития критического мышления, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», метод проектов) и использовании информационно-коммуникационных технологий в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря интеграции, на уроках русского языка создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности, творческих способностей учащихся. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими. На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использовались творческие работы, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ, совместный их анализ. В методике русского языка используются различные виды творческих работ:
Все эти виды работ учитель проводит в определённой системе. Начинает с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Работая над темой опыта, осознаю, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаю на диалоговой форме обучения. В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью. Одной из образовательных целей практически каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме. В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой - в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации. Главное в работе с текстом в моем понимании - это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является анализ текста. Известно, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку, но диапазон работы по формированию речевого развития учащихся в практике гораздо шире. Из отдельной педагогической ситуации на уроке логически вырастает целый урок речевой культуры. Поэтому в опыте работы представлена целая система специальных уроков, где на конкретном материале показаны пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. В этом видится актуальность темы и необходимость организации уроков, помогающих раскрывать собственное «я» учащегося. Особую роль в развитии коммуникативной компетентности младших школьников играет задание на самопроверку. Самоконтроль – важнейшее Технология опыта: подготовительный этап (2003-2004) - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов экспериментальной части исследования; основной этап (2005-2006) – педагогический эксперимент, направленный на формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка младших школьников. Проведение контрольных срезов; первичная обработка полученных результатов; заключительный этап (2006-2008) – обобщение результатов исследования и их обработка, корректировка выводов, внедрение практических рекомендаций по проблеме. Теоретический и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформированную гипотезу, согласно которой развитие коммуникативной компетентности младших школьников, как одного из факторов развития всесторонне развитой личности в современном обществе можно достичь, если • объём орфографического материала адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся; • строить обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся; • создать условия для конкретного воплощения творческих идей; • обеспечить благоприятные креативные условия окружающие ребёнка в школе: сотворчество учащихся и педагога, демократичный стиль взаимоотношений, атмосферу увлечённости и удовлетворённости. В ходе проводимого исследования создана система контроля над уровнем развития коммуникативной компетентности младших школьников, разработаны критерии оценки уровней сформированности мыслительной деятельности, разработаны тесты по всем основным темам программы. Кроме того, с целью отслеживания уровня развития мыслительной культуры младших школьников, использовались материалы, разработанные М.В.Зверевой. Анализ результатов орфографической зоркости показывают, что если на начало исследования допускали ошибки 28% учащихся, то на конец эксперимента 8%. Прослеживается позитивная динамика уровня грамотности учащихся:
Наблюдается тенденция роста качества знаний при выполнении контрольных срезов, итогового контроля:
По результатам выполнения учащимися творческих работ были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении данных работ, прослеживается рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых ошибок, на более высоком уровне. Все работы в зависимости от количества допущенных ошибок были условно поделены на 4 уровня:
Развивая коммуникативную компетентность, повышается качество знаний по всем предметам. Благодаря использованию развивающих технологий, Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка. Опыт работы по данной теме был обобщён и представлен на уровне городского методического объединения. Он может быть использован
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...
Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»
На примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые зада...