СИПР второй вариант 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс)
СИПР глубокой умственной отсталостью 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СИПР второй вариант 4 класс | 214.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗЕНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» Руководитель МО _________Т.В. Плужникова «___»_____________20 19г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Зеньковской СОШ ___________Е.В. Дворцова «___»_____________20 19г. | «Утверждаю» Директор МОУ Зеньковской СОШ ____________О.В.Пенькова «___»_____________20 19г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2019 – 2020 учебный год
по предметам индивидуального учебного плана
ученицы 4 класса, обучающегося на дому,
Темник Татьяны Петровны
По АООП(вариант 2) в соответствии с ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Под ред. Л. Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- Изд. Санкт-Петербург, 2015г.
Составитель:
Учитель Старикова Н.А.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТРУКТУРА СИПР
1.Общие сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика.
3.Индивидуальный учебный план. Расписание уроков.
4. Содержание образования СИПР.
4.1. Базовые учебные действия.
4.2. Содержание учебных предметов.
4.3 Содержание коррекционных курсов .
4.4.Программа нравственного воспитания
4.5. Программа внеурочной деятельности.
5. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
1.Общие сведения о ребёнке.
- ФИО ребенка: Темник Татьяна Петровна
- Возраст ребенка: 9 лет, 27 мая 2009г.р.
- Место жительства: с. Золотоножка ул. Школьная д. 16
- Мать: Темник Светлана Васильевна
- Отец: Темник Петр Иванович
- Год обучения в МОУ Зеньковской СОШ: четвертый
- Ступень обучения: 1
- Группа (особые потребности): 2
2. Психолого-педагогическая характеристика.
Татьяна относиться к категории детей с ограниченными возможностями, имеющих выраженные нарушения интеллекта, речи поведения, и нуждающихся в создании специальных условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Заключение ТПМПК: Обучение, по специальной индивидуальной программе развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью, составленной с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с нарушением речи и поведения. Использование специальных учебных пособий, дидактических материалов в соответствии с СИПР, формирование навыков самообслуживания.
У Татьяны сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается системным недоразвитием речи.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.
Наблюдается не сформированность эмоционально-волевой сферы. В связи с ее спецификой, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в немотивированном плаче, агрессии (щипается), и аутоагресии (бьет себя по голове, по губам).
Татьяна не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми, в целом игровая деятельность не сформирована, однако ребенок выполняет отдельные игровые действия.
Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии, встает и бегает вокруг стола. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.
Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность быстро истощается. Татьяна трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: соскакивает со стула, крутит головой по сторонам, подпрыгивает, нервничает, кричит.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, по заключению РПМПК. Таня может произносить мало кому понятные обрывки фраз, звукоподражаний. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Татьяна может составить кубик на кубик, собрать пирамидку без учета цвета и величины. Мелкая моторика развита слабо, не может правильно брать в руку карандаш, кисточку, выполняет ими отдельные штрихи. Характер действий с предметами: хаотичный. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Навыки самообслуживания сформированы частично, Таня неаккуратно ест, ложкой ест йогурт а в супе руками выбирает картофель , пьет из кружки, одевается и раздевается с помощью взрослых, умывается с помощью мамы, требует чтобы мама подала ей то что ей необходимо, из-за привычек в избирательности в еде ( любит сыр, копчённую колбасу, сок в коробке)есть проблемы с ЖКТ. Татьяне необходима помощь со стороны взрослых и контроль.
Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Данная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий её состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к её индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
3. Индивидуальный учебный план на 2019– 2020уч.год
Предмет | Количество часов в неделю |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
Математические представления | 1 |
Окружающий природный мир | 0,5 |
Человек | 1ч |
Окружающий социальный мир | 0,5 |
Изобразительная деятельность | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 2 |
Внеурочная деятельность «Мой мир» | 0,5 |
Итого | 8 часов |
Расписание занятий 2019- 2020 учеб. год.
Понедельник | Четверг |
1.Речь и альтернативная коммуникация | 1.Речь и альтернативная коммуникация |
2.Математические представления | 2.Окружающий природный и социальный мир |
3.Человек | 3.ИЗО и Внеурочная деятельность «Мой мир» |
4. Коррекционно-развивающие занятия | 4. Коррекционно.-развивающие занятия |
4. Содержание образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предметам индивидуального учебного плана ученицы 4 класса Темник Татьяны обучающегося на дому, составлена на основе:
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2015г.
- На основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273 ФЗ от 23.07.2013г (Части 5 и 7 статьи 12).
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г № 3266 – l(в ред. от 17.12.2009г.);
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР.
Программа включает следующие учебные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация
- Математические представления
- Окружающий природный мир
- Человек
- Окружающий социальный мир
- Изобразительная деятельность
- Коррекционно-развивающие занятия
- Внеурочная деятельность «Будь здоров.»
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния девочки. С согласия родителей в учебный план внесены занятия
из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.
Программа рассчитана на один учебный год.
Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов.
Продолжительность урока - занятия 20-25 минут. Урок может быть сокращен из - за обострения реактивного состояния ребенка.
Обоснование выбора данной программы
Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР) значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.
Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.
Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.
Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительнаяневостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.
В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны, а зачастую не возможны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.
В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация.
Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.
Для данной категории детей материал программы не регламентируются временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, которая больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.
«Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: «Программы обучения учащихся с РАС, осложненной умеренной и тяжелой у.о., имеющих тяжелый речевой дефект», состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью(умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), заносятся в СИПР с учетом их индивидуальныхвозможностей и особыхобразовательных потребностей и могутвключать:
1) осознание себя, своего «Я», персональная идентификация, гендерная идентичность:
осознание своей принадлежности к определенному полу;социальноэмоциональное участие в процессеобщения и совместной деятельности;
определяет свою идентичность половую принадлежность (без основания)
Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), проявляет уважение к людям старшего возраста.
2) развитие адекватныхпредставленийо окружающемсоциальном мире, овладениесоциально-бытовыми умениями,
необходимыми в повседневной жизнидома и в школе, умение выполнятьпосильную домашнюю работу,включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье,опасности и т.д.
4)владение элементарными навыками коммуникациями и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмыслениесоциального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятымиправилами поведения;
8 ) наличие интереса к практическойдеятельности.
9) «Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);- проявляет собственные чувства;
10) «Социальные навыки»: умеет устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми;
- умеет кооперироваться и сотрудничать; избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
11) Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
12) Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
13) Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
4.1. Базовые учебные действия.
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершениюобучения с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.
Содержание БУД (УУД) | 1 полугодие | 2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации иэмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем , взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
2. Формирование учебного поведения | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
-----принятие помощи взрослого | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определеннымихарактеристиками | ||
|
4.2. Содержание учебных предметов.
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 4класс(2 вариант АООП)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация » составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Общая характеристика учебного предмета:
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка.
Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Курс «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:
- «Коммуникация»: формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»: пробуждение речевой активности на основе «чтения» пиктограмм, «альтернативное чтение».
- «Импрессивная речь»: формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова
- «Экспрессивная речь»: формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
- «Аудиальное «чтение».
Предметная область: Язык и речевая практика
- Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- Количество часов на изучение предмета: 68 часов в год
- Количество учебных недель: 34недель.
Основные задачи реализации содержания:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Развитие коммуникативной функции речи ученика.
- Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге.
- Расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
- Формирование умения самостоятельно воспроизводить тексты, используя для этого вербальные и невербальные коммуникации.
- Обучение глобальному чтению и письму в доступныхдля ребенка пределах.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации, использование альтернативных средств коммуникации («чтение» телесных и мимических движений;чтение» изображений на картинках и пиктограммах, аудиальное «чтение»).
Цели коррекционно-развивающей работы:
- Формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
- Развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
- Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
Курс « Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика»
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия;
- игра.
Методы и приёмы обучения:
• Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
• методы формирования интереса к учению
• создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
• использование познавательных игр;
• словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
• наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
• практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• наблюдение;
• упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
• игры-имитации, жестово-образные игры
• рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
• предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов
- передача мысли с помощью символов, слов.
- называние, показ, подбор пиктограмм: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.
Предметные результаты освоения предмета:
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков, жестов.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Узнавание и различение образов некоторых графем (букв).
- Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||||
Коммуникация - установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на свое имя - приветствие собеседника:
| ||||
- выражение своих желаний:
| ||||
- выражение согласия:
| ||||
- выражение несогласия:
| ||||
- прощание с собеседником:
| ||||
Импрессивная речь - называние своего имени - различение по именам:
- понимание слов, обозначающих
| ||||
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||||
-понимание простых предложений:
| ||||
Экспрессивная речь | ||||
- называние своего имени - называние имён:
- называние отдельных предметов, животных. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 4 класс (2вариант АООП)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математические представления » разработана с учетом действующих ФГОС НОО
- на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1.). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы:«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР
Общая характеристика учебного предмета:
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.
Курс «Математические представления » состоит из следующих разделов:
Представления о форме, Представления о величине.
Пространственные представления, Временные представления.
Количественные представления.
Предметная область: Математика
- Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- Количество часов на изучение предмета: 34 ч. в год
- Количество учебных недель: 34 недель.
Основные задачи(цели) реализации содержания:
Предметные (образовательные):
- развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости
- формирование элементарных обще учебных умений.
- развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
- формирование представлений о части суток, количестве (до числовых представлений), числе, знакомство с цифрами, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие сенсорных представлений, мелкой моторики кистей рук, развитие познавательной активности ученика, овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в действительности,
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия;
- игра
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты: развивается понимание математической терминологии, понимание слов, обозначающих объекты, развитие жизнеобеспечивающей ориентировки в пространстве, времени.
Личностные: развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления».
Базовые УУД: формируется учебное поведение, умение выполнять посильное задание от начала до конца.
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
2. Математические представления. | ||
Количественные представления. | ||
| ||
Представления о форме. | ||
| ||
Пространственные представления | ||
| ||
Временные представления. | ||
| ||
Представления о величине. | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
№№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия | ||||
Раздел «Временные предсталения» | 5 | |||||
1 2 3 4 5 | День, вечер, ночь. Части суток. Режим дня ученика Ночной режим. Покажи, что ты делал вечером. | 1 1 1 1 1 | Развитие мелкой моторики рук Развитие жизнеобеспечивающей ориентировки во времени и в пространстве. | Формируется умение узнавать утро, обед, вечер | Развиваются элементы логического мышления. | |
Знакомство с понятием один, много. | 5 | |||||
6 7 8 9 10 | Повторение понятия один, много. Повторение цифры 1. «Один-много». Мои игрушки. В гостях у лесника в лесу. | 1 1 1 1 1 | ||||
Представления о величине | 11 | Развитие жизнеобеспечивающей ориентировки во времени и в пространстве | Составление упорядоченного ряда из предметов по убыванию, по возрастанию. | Умение вступать в коммуникативный контакт на основе усвоенной математической терминологии | ||
11 | Большой-маленький (сравнение предметов методом наложения и приложения) | 1 | ||||
12 | Длинный-короткий. «Длинный мост, короткий мостик»- игровые упражнения на сопоставление предметов по величине. | 1 | ||||
13 | Маленькие и большие игрушки. | 1 | Группировка предметов по величине. | Выполнение задания полностью (от начала до конца) Умение использовать усвоенный математическийматериал в коммуникативных ситуациях. | ||
14 | Я большой, а ты маленький | 1 | ||||
15 | Штриховка предметов. | 1 | ||||
16 | Постройка башни. | 1 | перемещение в пространстве в заданном направлении. | Развивается импрессивная речь, расширяется словарный запас | ||
17 | Представление о форме. | 1 | ||||
18 | «Круг.» Соотнесение с шаром. | 1 | ||||
19 | Квадрат. | 1 | ||||
20 21 | Треугольник Обводка круга по контуру. | 1 1 | ||||
Штриховка круга, квадрата. Лепка. | 5 | |||||
22 23 24 | Штриховка круга, квадрата Штриховка треугольника. Понятие один-много. | 1 1 1 | Развитие мелкой моторики. | Количество один и показ пальца – один. | ||
25 | Цифра «2»: лепка из пластилина, из гороха. | 1 | Развитие тонкой моторики кистей рук. | Умение использовать карандаш и ручку по назначению | ||
26 | Письмо цифры «2» по трафарету и опорным точкам. | 1 | ||||
Ориентация на листе бумаги. | 8 | Выбор двух предметов из множества. | ||||
27 | Середина, низ. | 1 | Умение показывать на листе середину и низ. | |||
28 29 | Разложи игрушки по размеру. Разложи игрушки. | 1 1 | Развитие мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. | Формирование элементов логического мышления | ||
30 31 | Большой-маленький. (мяч). Длинный-короткий(шнурок). | 1 1 | Развитие умения присчитыватьпо одному | |||
32 33 34 | Разложи игрушки. Вверху внизу. Повторение изученного | 1 1 1 | ||||
ИТОГО ЧАСОВ ЗА ГОД: | 34ч |
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР 4 класс ( 2вариант АООП)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир » разработана с учетом действующих ФГОС НОО
- на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1.). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР
Общая характеристика учебного предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Курс «Окружающий природный мир » состоит из следующих разделов:
- Временные представления
- Животный мир
- Растительный мир
- Объекты природы
- Предметная область: Окружающий мир
- Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- Количество часов на изучение предмета: 17 ч. в год
- Количество учебных недель: 34 недель.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
4.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. Окружающий природный мир | ||
Временные представления. | 1 полугодие | 2 полугодие |
| ||
Животный мир. | ||
| ||
Объекты природы. | ||
| ||
Растительный мир. | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
№№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия | ||||
1 2 | «Осень, в гости к нам пришла!» Осень в гости к нам пришла! Одежда осень. | 2 1 1 | Узнавание (различение) времен года по характерным признакам. | Формируется интерес к миру живой природы, формируются эстетические чувства. | Принятие контакта, инициированного взрослым | |
Что нам осень принесла. | 5 | Расширяется личный опыт взаимодействия с реальными объектами природы в процессе их наблюдения. | Признаки различия огурца и помидора ,яблока и груши. | . Понимание слов, обозначающих предметы.. | ||
3 | Овощи (огурец, помидор.) | 1 | ||||
4 5 6 7 | Фрукты.(яблоко, груша.) Грибы и ягоды. Какие бывают растения. Что нам осень принесла. | 1 1 1 1 | ||||
Домашние животные. | 3 | Развитие фразовой речи и звукопроизношения. Звукоподражает Показывает части тела животного. | Узнает и различает домашних и диких животных, знает о значении домашних животных в жизни человека. Знание строения птицы. Получит знание о внешних признаках птиц: крылья, хвост, клюв, перья. | Понимание слов, обозначающих животных и птиц. Формируется умение соотнести предмет с соответствующим изображением (по образцу). | ||
8-9 10 | Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.) | 2 1 | ||||
11 | Дикие животные Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) | 1 1 | ||||
12 | Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, синица, снегирь). | 1 | Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, снегирь). | |||
13 | Дерево, куст, трава. | 1 | Воспитание интереса к разнообразию мира растений. Расширяется личный опыт взаимодействия с реальными объектами природы в процессе их наблюдения. | Формирование представлений о том, что растения – живые организмы. Узнавание (различение) растений, животпо внешнему виду и запаху ( вкусу). | Развивается умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Понимание смысла слов, птичка,импрессивная речь, расширяется словарный запас. | |
14 15 | .Жизнь птиц весной. Жизнь птиц весной. | 1 1 | ||||
16 | Животные весной. | 1 | ||||
17 | Весна пришла !(обобщение). | 1 | ||||
ИТОГО ЗА ГОД: | 17ч. |
ЧЕЛОВЕК 4 класс ( 2вариант АООП)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Человек » разработана с учетом действующих ФГОС НОО
- на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1.). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы:«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представления о себе самом и ближайшем социальном окружении.
Общая характеристика учебного предмета «Человек»:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Семья», «Гигиена тела».
- Предметная область: Окружающий мир
- Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- Количество часов на изучение предмета- 17час. в год (по 0,5ч. в неделю)
- Количество учебных недель: 34 недель.
4.2. Содержание учебного предмета «Человек»
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
4. Человек | ||
Представления о себе. | ||
| ||
Семья. | ||
| ||
Гигиена тела. | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧЕЛОВЕК»
№№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия. | ||||
Представления о себе | 7 | Умеет реагировать на своё имя поворотом головы. Проявлять интерес к изучению себя. Открывает кран,смешивает воду. Пользуется полотенцем. Знает предметы личной гигиены: щетка, полотенце, мыло. Активизация импрессивного и экспрессивного словаря. | Умеет показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы) Определяет половую принадлежность по одежде. | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта. Формируется стремление к эмоциональному контакту. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | ||
1 2 3 4 5 | Я человек. Представление о себе. «Мое имя» Кто я ? Я- девочка | 1 1 1 1 1 | ||||
6 7 | «Все люди разные Мои руки. | 1 1 | ||||
Гигиена | 6 | |||||
8 9 10 11 12 13 | «Уход за руками». Мои уши, уход за ушами. Мытье рук. Вытирание рук. Туалет,( раковина, унитаз) Я хочу кушать. | 1 1 1 1 1 1 | ||||
Семья (родня). | 4 | Развитие эмоциональной привязанности к членам семьи, понимание эмоций человека по лицу и тону голоса. | Узнает членов семьи, знает их по именам | |||
14-15 | Члены семьи | 2 | ||||
16 | Приехали гости к нам. | 1 | ||||
17 | Наши праздники | 1 | Понимание смысла слов:мыло, мыльница, зубная паста, щетка | |||
ИТОГО ЗА ГОД: 17ч. |
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР 4 класс ( 2вариант АООП)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир » разработана с учетом действующих ФГОС НОО:
- на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1.). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы:«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР
Общая характеристика учебного предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Программа представлена следующими разделами:«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
- Предметная область: Окружающий мир
- Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020 г..
- Количество часов в неделю: 0,5ч.
- Количество часов на изучение предмета17 часов в год
- Количество учебных недель: 34 недель.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир».
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, созданным человеком.
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
• Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
• Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога; фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию; понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
4.2. Содержание учебногопредмета « Окружающий социальный мир»»
5 Окружающий социальный мир | ||
Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||
| ||
Предметы быта. | ||
| ||
Транспорт. | ||
| ||
Традиции, обычаи | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
№№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия. | ||||
1 2 | Школьные принадлежности. Тетрадь , ручка, карандаш. | 1 1 | Обогащается личностный опыт взаимодействия с предметами окружающего мира. | .Узнавание школьных принадлежностей(тетрадь, ручка, карандаш). | Использование по назначению учебных принадлежностей. | |
3 4 | Мои игрушки.(мяч, кубик). Мои игрушки (машина) | 1 1 | Учится играть игрушками. | Различение мячика и кубика. | Принимает предлагаемую помощь. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях | |
5 6 | «Мой дом». Мой рабочий стол., стул. | 1 1 | Различает предметы мебели: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, кресло, табурет. | Знание рабочих предметом , которые находятся на столе. | ||
7 | Посуда (тарелка, чашка). | 1 | Узнавание чашки, ложки, тарелки. | Знает для чего нужна посуда. | ||
Автобус( назначение автобуса). | 1 | . Обогащение реального опыта взаимодействия с окружающим миром. | Обогащение импрессивного словаря за счет слов:фонарик, утюг, | |||
8 | Электробытовые приборы. | 1 | ||||
9 | Предметы мебели. | 1 | Различает электроприборы: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, микроволновая печь, электрический чайник. | Знает назначение электроприборов | Развитие понимание речи, сличает изображение на картинки с реальными предметами. Обогащение словаря за счет слов: стол, стул, лампа | |
10 | Столовая посуда. | 1 | Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. | Знает назначение предметов посуды, умет ими пользоваться, знает правила ухода за посудой. | Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. | |
11 12 13 14-15 16-17 | Я – пассажир. Велосипед. Я – водитель. Магазин. Я – продавец. Я - покупатель. Столовая посуда .Повторение изученных тем | 1 1 1 2 2 | Различает наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый). | Знает назначения наземного транспорта. | Развитие понимание речи, сличает изображение на картинки с реальными предметами. | |
ИТОГО ЗА ГОД: | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 17часов (0,5 в неделю).
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность » для надомного обучения в 4 классе по индивидуальному учебному плану составлена на основании нормативных документов:
- на основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 8.4.). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР
Краткая характеристика учебного предмета:
Обучение по ИЗО организуется с учетом традиций народного быта и художественных промыслов, а также традиционных арт-терапевтических технологий. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие ученику выполнять поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а затем и самостоятельно. Содержание предмета направлено на формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности. Основная цель – сенсорное развитие учащегося, обогащение сенсорного опыта. Материал структурирован в виде тематических групп: «Аппликация», «Лепка», «Рисование».Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей.
Цели коррекционно-развивающей работы с учетом специфики учебного предмета:
используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.Основная цель – сенсорное развитие учащегося, обогащение сенсорного опыта.Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Содержание курса:
- Курс « Изобразительная деятельность» относится к образовательной области «Искусство»
- сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- количество часов на изучение предмета: 17часов в год (по 0,5ч. в неделю)
- количество учебных недель: 34 недель
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использовать предметы и учебные материалы по назначению.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Базовые учебные действия.
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
4.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7. Изобразительная деятельность | ||
Аппликация. | ||
| ||
Лепка. | ||
| ||
Рисование. | ||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
№ | Тема урока | Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИЗО» | Дата | ||
ИЗО. Я и моё тело. | Личностные — Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения. формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка | Предметные результаты — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. | Базовые Умение использовать предметы и учебные материалы по назначению. Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) | ||
1 | «Собери человечка» - аппликация (из бумажных и картонных шаблонов) | ||||
2 | «Девочка»- раскрашивание готового контура | ||||
3 | «Мальчик» - раскрашивание готового контура | ||||
Явления природы.. | |||||
4 | «Здравствуй, солнце!» - раскрасить и дорисовать рисунок | ||||
5 | Аппликация «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги) наклеиваем на заранее подготовленный лист | ||||
Растения, фрукты. | |||||
6 | «Осенний ковёр» - аппликация из сухих листьев (наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков) | ||||
7 | «Наливное яблочко»- аппликация из кусочков бумаги ( наклеиваем кусочки бумаги на контур дерева) | ||||
8 | «В лесу много ягод»- раскрашивание карандашами готовых контуров | ||||
9 | Лепка «Фруктовый сад» ( прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева) | Личностные — Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения. формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка | Предметные результаты — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. | Базовые Умение использовать предметы и учебные материалы по назначению. Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) | |
10 | Цветик-семицветик – аппликация (из заготовок бумаги). | ||||
Игрушки. | |||||
11 | «Волшебная бутылка» - поделка. (сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку) | ||||
12 | Рисование, аппликация «Мячики» (раскрашивание и наклеивание кружочков на лист) | ||||
Домашние животные. | |||||
13 | «Маленький пушистый котёнок»- аппликация из шариков бумаги (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги) | ||||
14 | «Гусеница»- рисование при помощи штампа | ||||
15 | «Бабочка» - рисование красками методом монотипии. | ||||
16 | «Ёжик» из пластилина и заготовок из спичек. | ||||
17 | «Зайчик» - аппликация из нескольких частей. | ||||
ИТОГО ЗА ГОД: - 17 часов. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО КУРСУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» 68 ч. часов (2 ч. в неделю).
Рабочая программа по курсу «Коррекционно-развивающие занятия » разработана с учетом действующих ФГОС НОО:
- На основании ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 АООП) . М., 2014г.
- На основании программы: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- На основании требований к содержанию ФГОС для детей с РАС (вариант 7.1). Семаго Н.Я., ИПИО МГППУ, М.,2016г,
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/. Учебно-методический комплекс по разработке СИПР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА:
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающемуся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:
1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)
2. Будет иметь возможность….
3. Создать условия для формирования…
4. С помощью педагога выполняет действия…
5. Предоставить возможность познакомиться с ……
6. Сформировать представление о….
7. Создать условия для формирования представлений….
Личностные результаты освоения коррекционного курса:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Планируемы результаты сформированности базовых учебных действий.
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и - организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
- Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:
- учебные столы;
- доска переносная (мольберт)
персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», «Дроби Никитина», «Доски сегена», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мягкие пазлы-вкладыши;
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото «фрукты и овощи», «игрушки» и др.;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка:тренажер ,обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
Содержание курса:
- сроки изучения курса : с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- количество часов на изучение курса: 68 часов в год (по 2часа в неделю)
- количество учебных недель: 34 недель
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «КОРРЕКЦИОННОГО-РАЗВИАВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ»
№№ | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Дата |
«Действия с предметами, с природными материалами» | |||
1,2 | Игры с кинетическим песком в столе-ванне. | 2 | |
3,4 | Игры с конструктивными материалами. | 2 | |
5,6 | Игры с семенами, с крупами, с прищепками, «сенсорная коробка». | 2 | |
«Временные представления, части суток ( утро, день, вечер, ночь), пространственная ориентировка, Ориентировка на плоскости «середина-верх», «середина-низ»»» | |||
7,8 | Где право, где лево? | 2 | |
9,10 | Пространственные понятия. Игра «Расставь кукол по порядку» | 2 | |
11,12 | Упражнение на движение в пространстве. | 2 | |
13,14 | «Что дальше, что ближе?!» - упражнение на ориентировку | 2 | |
15,16 | Ориентировка на плоскости листа. | 2 | |
17,18 | Части суток (утро, день, вечер, ночь). | 2 | |
19,20 | «Времена года» - работа с иллюстрациями по временам года. | 2 | |
«Развитие моторики и кинетических ощущений, тактильно-двигательное восприятие» , знакомство с цифрами, письмо цифр. | |||
21,22 | Развитие мелкой моторики. | 2ч. | |
23,24 | Развитие зрительно - моторной координации. | 2ч | |
25,26 | Мой друг мячик. | 2ч | |
27,28 | Развитие тактильной чувствительности. | 2 | |
29,30 | Ловкие рук: поисковые движения рук. | 2 | |
31,32 | Ловкие руки: соотносящие движения рук. | 2 | |
«Сенсорное развитие, сенсорные эталоны, зрительное и слуховое восприятие» (круг, квадрат, треугольник) | |||
33,34 | Различение геометрических фигур. | 2 | |
35,36 | Упражнения на доске Сегена (плоскостные геометрические фигуры). | 2 | |
37,38 | Форма предметов. | 2 | |
39,40 | Высокий – низкий. Сравнение предметов. | 2 | |
41,42 | Длинный - короткий. Сравнение предметов. | 2 | |
43,44 | Упражнение на подбор заданного цвета. | 2 | |
45,46 | Цветовой спектр. | 2 | |
47,48 | «Что изменилось?» - дидактическая игра. | 2 | |
49,50 | Развитие зрительного восприятия. | 2 | |
51,52 | Игра «Где зажегся фонарь?» | 2 | |
53,54 | Поверхность предметов. | 2 | |
55,56 | Музыкальные шумы и музыкальные звуки. | 2 | |
57,58 | Голоса животных. | 2 | |
Глобальное чтение, письмо | |||
59,60 | Письмо цифр по трафарету. | 2 | |
61,62 | Письмо букв (А, О, У). | 2 | |
63,64 | Глобальное чтение: «овощи», «фрукты». | 2 | |
65,66 | Глобальное чтение: «игрушки», «транспорт». | 2 | |
67,68 | Глобальное чтение: «одежда», «предметы быта». | 2 | |
ИТОГО ЧАСОВ ЗА ГОД: - 68 час. |
4.4. Программа нравственного воспитания:
Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Направления нравственного развития обучающегося:
- Доброжелательное отношение к окружающим; умение общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
- Умение выражать свои желания.
- Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).
- Отношение к себе и к другим, как к самоценности.
- Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще.
- Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
- Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих. Нравственное воспитание
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. |
4.5. Программа внеурочной деятельности.
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Будь здоров».
Содержание курса:
- Сроки прохождения курса: с 01.09.2019г. по 31.05.2020г.
- количество часов курса: 17ч. часов в год (по 0,5 часа в неделю)
- количество учебных недель: 34 недель
Название мероприятия | Количество часов | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Дата |
Как мыть руки. Моем куклу Машу. | Практическая деятельность | ||
Уберем со стола. Столовые принадлежности | 1 2 | ||
Положи ложку, вилку. Это ложка Это вилка | 3 4 5 | ||
Умываемся. Горячая вода Холодная вода | 6 7 8 | ||
Теплая вода. | 9 | ||
ХОЛОДНАЯ ВОДА. | 10 | ||
Чистим зубы. Чистим зубы Уход за одеждой. Уход за одеждой. | 11 12 13 14 | ||
Моем руки | 15 | ||
Повторение тем за 3 класс. | 16,17 | ||
ИТОГО ЧАСОВ ЗА ГОД: - 17ч. |
5. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Курс «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь, компьютерные программы для создания пиктограмм.
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.)
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
.Рекомендации по УМК обеспечению курса «Математические представления»
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», дроби Никитина», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); - пазлы вкладыши;мозаики; сухой бассейн;игрушки разных размеров; шнуровки; пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;- листы бумаги;-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал; презентации по темам; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению курса «Человек»,
«Окружающий природный мир»
- Коммуникативные символы; картины, наглядные пособия; предметы различной формы, величины, цвета;
- схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятиймоментов и др. событий;
- Невербальные средства общения(жест, мимика, голос);
- Электронные презентации; Дид.игры по лексическим темам;
- Шнуровки,липучки; посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины);виды одежды и обуви; личные предметы гтгтены для ухода за своим телом
-Пазлы, лото, разрезные картинки; альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- учебные столы; доскамагнитная или грифельная ; - персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); мозаика;.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению курса
«Окружающий социальный мир»
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты, - детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки, дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт», аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах, тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
- детские наборы «Больница», «Магазин»;
Рекомендации по материально-техническому обеспечению курса «Изобразительная деятельность»
-доска (с возможностью магнитного крепления); персональный компьютер;
шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.
6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Математические представления 3 класс СИПР( 2 вариант)
Рабочая программа по математике 3 класс СИПР( 2 вариант)...
Рабочая программа 3 класс СИПР( 2 вариант)
Рабочая программа 3 класс СИПР( 2 вариант)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА...
Рабочая программа по Литературному чтению 4 класс по программе 2.2. второй вариант
Рабочая программа разработана на основе: адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся Москва «...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на ос...