Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ученика 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Миляева Наталья Петровна

СИПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx60.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальной бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №…»

Специальная индивидуальная

программа развития

ученика  3  класса

ФИ учащегося

на 2021-2022 учебный год

                                                

Ответственный за реализацию программы:

     

Бийск

2021 год

1. Структура СИПР

1.        Титульный лист

2.        Общие  сведения о ребёнке.

3.        Психолого-педагогическая характеристика.

4.        Индивидуальный учебный план.

5.        Содержание образования.

5.1.      Базовые учебные действия.

5.2.     Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3.      Внеурочная деятельность.

6.        Перечень специалистов, участвующих в разработке  и реализации СИПР.

7.        Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

8.        Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9.        Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

2. Общие  сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец: 

Год обучения в школе №8:

Класс: 3  

3. Психолого-педагогическая характеристика

     Обучающийся испытывает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Николай не проявляет особого желания учиться, наблюдается повышенная возбудимость. Низкий уровень учебой активности, самостоятельности, однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, конструкторы, дидактические игры).

   Сформированность основных учебных умений и навыков на низком уровне. Стремление к получению знаний отсутствует, при выполнении учебных заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе, очень быстро и резко переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность. Мальчик очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях он резко переходит к капризному состоянию (может отказываться от работы, бросает ручку, линейку, убегает в другую комнату). Выполнение небольших заданий возможно только при постоянной организующей и сопровождающей помощи учителя или мамы. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем и мамой при постоянном одобрении и поощрении. С помощью взрослого выполняет аппликации: вагончик, елочка, солнышко и т.д. В сотворчестве с взрослым делает поделки из природного материала. Радуется результату, дарит поделку маме или бабушке.

Математика.  Умеет сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.  Счетно-вычислительные навыки не сформированы. Цифры не знает, не пишет (обводить по показу затрудняется)

Русский язык  Этот учебный предмет вызывает наибольшие трудности. Основные знания, умения и навыки, предусмотренные программой по предмету не усвоены. Навыки письма не сформированы, обводить по показу элементы букв и простейшие буквы затрудняется.

чтение (литература) Устная речь не развита. Навык чтения не сформирован.

Запас сведений и представлений о внешнем мире ограничен. Показывает, но не называет:

  • части тела: голова, глаза, нос, рот, уши, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы;
  • человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
  • растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры: овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
  • животный мир - домашние и дикие животные: «Кто с нами рядом живет – кошка, собака и пр.», «Кто живет в лесу – волк, лиса и пр.»;
  • «большие» и «маленькие» в окружающем мире: «взрослые и дети» по аналогии «животные и их детеныши».

      Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые инструкции. 

     Отмечаются трудности общей координации движений. Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована (захват карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание, владение ножницами и др.).   Развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.

    Отмечается несформированность всей речевой системы. В устной речи присутствуют звуковые комплексы, несколько отдельных слов (мама, папа, баба, Коля, я, ав-ав, мяу и т.п.). Фразы нет. В качестве коммуникативных средств использует жесты. Понимание обращенной речи на бытовом уровне, ограничено обиходной тематикой.  Письменная речь характеризуется  отсутствием письма и чтения. Называет некоторые гласные  (а, о, у, я) и  согласные ( б, п, м, д, к). Графический образ буквы самостоятельно не воспроизводит.  

   Уровень развития психических познавательных процессов ниже возрастной нормы.  

Сформированность коммуникативных навыков: Коля здоровается и прощается при

помощи жестов. Устанавливает зрительный контакт с собеседником, учитывает эмоциональное состояние собеседника. Отзывается на собственное имя, понимает простые по звуковому составу слова «мама», «деда», «баба».

Сформированность математических представлений. Уверенно и самостоятельно соотносит формы. При соотнесении количества предметов с цифрами (1 - 5) нуждается в помощи. Соотносит изображения предметов «один - много», «большое - маленькое».

Сформированность представлений об окружающем мире. Коля узнаёт различные части

растения (ветка, лист, цветок). Различает разновидности деревьев, домашних и диких

животных, способом наложения картинки.

Сформированность представлений о человеке. Узнавание различных частей тела методом соотнесения с изображением на картинке. Коля различает предметы одежды. Узнаёт и показывает на фотографиях членов своей семьи.

Сформированность представлений о социальном мире. Коля различает электробытовые

приборы, предметы мебели, кухонные принадлежности способом наложения картинки.

Сформированность навыков самообслуживания. Обучающийся умеет пить из кружки,

вытирает лицо и руки полотенцем, просится в туалет.

Сформированность музыкальных и двигательных навыков. Любит слушать музыку,

узнаёт знакомые песни, пританцовывает по музыку. Выполняет хлопки в ладоши под музыку.

Сформированность изобразительной деятельности. Хаотичное рисование на бумаге. При

помощи специальных держателей для карандаша и деревянных трафаретов пытается

воспроизводить изображения.

Сформированность физических навыков. Умеет ловить и кидать мяч. Выполняет хлопки

руками.

4. Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

СИПР составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития.

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Учебный план для индивидуального обучения

ФИО учащегося на дому

по адаптированной основной общеобразовательной  программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей

обучающихся с НОДА (Вариант 2)  (3 класс)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

(очно)

Количество часов в неделю (заочно)

Всего

1. Язык и речевая

практика

1.1 Речь и альтернативная

коммуникация

1

1

2

2. Математика

2.1.Математические

представления

1

1

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий

природный мир

1

1

2

3.2 Человек

1

1

2

3.3 Домоводство

1

2

3

3.4. Окружающий

социальный мир

1

1

2

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

0,5

1,5

2

4.2 Изобразительная

деятельность

1

2

3

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

0,5

1,5

2

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия

1

1

2

Итого

9

13

22

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…»

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               

Расписание занятий надомного обучения

ученицы 3 класса

ФИ учащегося

на 2021-2022 уч.год

День недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Понед.

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

Среда

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

Пятница

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

5. Содержание образования

5.1. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Развитие коммуникативных качеств

- понимает ситуацию нахождения на уроке: звонок, садимся за парту, выполняем задания, звонок, урок закончен.

+

Формирование учебного поведения

- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

+

- умеет выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

+

- использует  по назначению учебные материалы

-

- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию.

чп

Формирование умения выполнять задание

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

зп

- с заданными качественными параметрами.

-

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

- садится выполняет отдельные задания

чп

- проявляет интерес к занятиям.

+

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Речь и альтернативная коммуникация

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

 

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Выражает просьбу звуком (жестом)

+

2

Использует  предметы  для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом

+

3

Пишет печатными буквами отдельные слова (1-2 слога)

зп

4

Проявляет интерес к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

зп

5

Самостоятельно работает в прописях – штрихует, пишет отдельные буквы.

-

Математические представления

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Различает  предметы по форме, величине;

+

2

Различает, сравнивает множества один- много.

+

3

Пересчитывает предметы в пределах 10 с ответом на вопрос: сколько?

зп

4

Соотносит количество предметов с цифрой самостоятельно.

чп

5

Самостоятельно пишет цифры в пределах 10.

чп

Окружающий природный мир

Цель: формирование целостной картины мира на основе эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Имеет представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы

зп

2

Знает и различает части суток

чп

3

Дифференцирует времена года по характерным признакам

зп

4

Выполняет практические задания с объектами неживой природы

чп

5

Заботливо и бережно относится  к растениям и животным, умеет ухаживать за ними.

-

Человек

Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Ориентируется в собственном теле.

чп

2

Имеет представления о своей семье, взаимоотношениях в семье

зп

3

Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии.

чп

4

 Отнесит себя к определенному полу.

+

5

Умеет определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

+

6

Умеет соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).

+

Окружающий социальный мир

Цель: Формирование представлений о человеке.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Соотносит предметы мебели по названиям.

п

2

Соотносит продукты питания и напитков по названиям.

сш

3

Соблюдает правила поведения на уроке.

чп

4

Имеет представление о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, продавец и т.д.).

+

5

Имеет представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),

+

Домоводство

Цель: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Умеет соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: уборка, работа на кухне, др

зп

2

Умеет соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов

зч

3

Умеет использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику (пылесос), соблюдая правила безопасности.

зп

Музыка и движение

Цель: помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Слушает музыкальные произведения.

п

2

Наблюдает за движениями под музыку.

чп

Изобразительная деятельность

Цель: корригировать недостатки восприятия, наглядно-образного мышления.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Режет ножницами по прямой линии.

чп

2

Разминает пластичные материалы: пластилин, тесто, глину.

о

3

Самостоятельно выполняет предметную аппликацию по подсказке учителя.

п

4

Положительно относится  к занятиям.

+

Адаптивная физкультура

Цель: оптимизация физического состояния и развития ребенка.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Принимает ситуацию нахождения на уроке.

чп

2

Выполняет двигательное действие определенное количество раз.

-

3

Ловит и бросает мяч.

зп

Коррекционно – развивающие занятия

Цель: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Ориентируется в собственном теле.

чп

2

Складывает, сминает и разглаживает бумагу.

чп

3

Заполняет панель мозаикой по заданию.

чп

5.3. Нравственное воспитание.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учитель:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами;

- индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке СИПР

- присутствие родителями уроков/занятий;

- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного

обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами;

- личные встречи, беседы.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;

«Домоводство» изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, бытовой техники;

«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).

«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

  Условные обозначения:

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Я, __________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка __________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

специалистами МБОУ школы №8. Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов и посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден(а).

Подпись родителя\законного представителя: _______________________

Динамика обучающегося:

В конце первого полугодия_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результативность обучения (на конец учебного года)___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР__________________________Подпись специалиста___________________

Дата окончания СИПР _______________________Подпись родителя ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ   3   КЛАССА...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на ос...