Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ученика 3 класса
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальной бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №…»
Специальная индивидуальная
программа развития
ученика 3 класса
ФИ учащегося
на 2021-2022 учебный год
Ответственный за реализацию программы:
Бийск
2021 год
1. Структура СИПР
1. Титульный лист
2. Общие сведения о ребёнке.
3. Психолого-педагогическая характеристика.
4. Индивидуальный учебный план.
5. Содержание образования.
5.1. Базовые учебные действия.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5.3. Внеурочная деятельность.
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
2. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в школе №8:
Класс: 3
3. Психолого-педагогическая характеристика
Обучающийся испытывает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Николай не проявляет особого желания учиться, наблюдается повышенная возбудимость. Низкий уровень учебой активности, самостоятельности, однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, конструкторы, дидактические игры).
Сформированность основных учебных умений и навыков на низком уровне. Стремление к получению знаний отсутствует, при выполнении учебных заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе, очень быстро и резко переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность. Мальчик очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях он резко переходит к капризному состоянию (может отказываться от работы, бросает ручку, линейку, убегает в другую комнату). Выполнение небольших заданий возможно только при постоянной организующей и сопровождающей помощи учителя или мамы. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем и мамой при постоянном одобрении и поощрении. С помощью взрослого выполняет аппликации: вагончик, елочка, солнышко и т.д. В сотворчестве с взрослым делает поделки из природного материала. Радуется результату, дарит поделку маме или бабушке.
Математика. Умеет сравнивать предметы по форме, цвету и размеру. Счетно-вычислительные навыки не сформированы. Цифры не знает, не пишет (обводить по показу затрудняется)
Русский язык Этот учебный предмет вызывает наибольшие трудности. Основные знания, умения и навыки, предусмотренные программой по предмету не усвоены. Навыки письма не сформированы, обводить по показу элементы букв и простейшие буквы затрудняется.
чтение (литература) Устная речь не развита. Навык чтения не сформирован.
Запас сведений и представлений о внешнем мире ограничен. Показывает, но не называет:
- части тела: голова, глаза, нос, рот, уши, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы;
- человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
- растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры: овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
- животный мир - домашние и дикие животные: «Кто с нами рядом живет – кошка, собака и пр.», «Кто живет в лесу – волк, лиса и пр.»;
- «большие» и «маленькие» в окружающем мире: «взрослые и дети» по аналогии «животные и их детеныши».
Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые инструкции.
Отмечаются трудности общей координации движений. Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована (захват карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание, владение ножницами и др.). Развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.
Отмечается несформированность всей речевой системы. В устной речи присутствуют звуковые комплексы, несколько отдельных слов (мама, папа, баба, Коля, я, ав-ав, мяу и т.п.). Фразы нет. В качестве коммуникативных средств использует жесты. Понимание обращенной речи на бытовом уровне, ограничено обиходной тематикой. Письменная речь характеризуется отсутствием письма и чтения. Называет некоторые гласные (а, о, у, я) и согласные ( б, п, м, д, к). Графический образ буквы самостоятельно не воспроизводит.
Уровень развития психических познавательных процессов ниже возрастной нормы.
Сформированность коммуникативных навыков: Коля здоровается и прощается при
помощи жестов. Устанавливает зрительный контакт с собеседником, учитывает эмоциональное состояние собеседника. Отзывается на собственное имя, понимает простые по звуковому составу слова «мама», «деда», «баба».
Сформированность математических представлений. Уверенно и самостоятельно соотносит формы. При соотнесении количества предметов с цифрами (1 - 5) нуждается в помощи. Соотносит изображения предметов «один - много», «большое - маленькое».
Сформированность представлений об окружающем мире. Коля узнаёт различные части
растения (ветка, лист, цветок). Различает разновидности деревьев, домашних и диких
животных, способом наложения картинки.
Сформированность представлений о человеке. Узнавание различных частей тела методом соотнесения с изображением на картинке. Коля различает предметы одежды. Узнаёт и показывает на фотографиях членов своей семьи.
Сформированность представлений о социальном мире. Коля различает электробытовые
приборы, предметы мебели, кухонные принадлежности способом наложения картинки.
Сформированность навыков самообслуживания. Обучающийся умеет пить из кружки,
вытирает лицо и руки полотенцем, просится в туалет.
Сформированность музыкальных и двигательных навыков. Любит слушать музыку,
узнаёт знакомые песни, пританцовывает по музыку. Выполняет хлопки в ладоши под музыку.
Сформированность изобразительной деятельности. Хаотичное рисование на бумаге. При
помощи специальных держателей для карандаша и деревянных трафаретов пытается
воспроизводить изображения.
Сформированность физических навыков. Умеет ловить и кидать мяч. Выполняет хлопки
руками.
4. Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.
СИПР составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития.
Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Учебный план для индивидуального обучения
ФИО учащегося на дому
по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей
обучающихся с НОДА (Вариант 2) (3 класс)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю (очно) | Количество часов в неделю (заочно) | Всего |
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 1 | 1 | 2 |
2. Математика | 2.1.Математические представления | 1 | 1 | 2 |
3. Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 1 | 1 | 2 |
3.2 Человек | 1 | 1 | 2 | |
3.3 Домоводство | 1 | 2 | 3 | |
3.4. Окружающий социальный мир | 1 | 1 | 2 | |
4. Искусство | 4.1 Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | 2 |
4.2 Изобразительная деятельность | 1 | 2 | 3 | |
5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. Технологии | 6.1 Профильный труд | - | - | - |
7. Коррекционно-развивающие занятия | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 9 | 13 | 22 |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…»
УТВЕРЖДАЮ
Расписание занятий надомного обучения
ученицы 3 класса
ФИ учащегося
на 2021-2022 уч.год
День недели | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Понед. | 11.30-12.10 12.20-13.00 13.10-13.50 | 1.Окружающий природный мир 2.Речь и альтернативная коммуникация 3.Изобразительная деятельность | 1.Окружающий природный мир 2.Речь и альтернативная коммуникация 3.Изобразительная деятельность | 1.Окружающий природный мир 2.Речь и альтернативная коммуникация 3.Изобразительная деятельность | 1.Окружающий природный мир 2.Речь и альтернативная коммуникация 3.Изобразительная деятельность |
Среда | 11.30-12.10 12.20-13.00 13.10-13.50 | 1.Окружающий социальный мир 2.Математические представления 3.Домоводство | 1.Окружающий социальный мир 2.Математические представления 3.Домоводство | 1.Окружающий социальный мир 2.Математические представления 3.Домоводство | 1.Окружающий социальный мир 2.Математические представления 3.Домоводство |
Пятница | 11.30-12.10 12.20-13.00 13.10-13.50 | 1.Человек 2.Адаптивная физкультура 3.Коррекционно-развивающие занятия | 1.Человек 2.Адаптивная физкультура 3.Коррекционно-развивающие занятия | 1.Человек 2.Адаптивная физкультура 3.Коррекционно-развивающие занятия | 1.Человек 2.Адаптивная физкультура 3.Коррекционно-развивающие занятия |
5. Содержание образования
5.1. Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Развитие коммуникативных качеств | ||
- понимает ситуацию нахождения на уроке: звонок, садимся за парту, выполняем задания, звонок, урок закончен. | + | |
Формирование учебного поведения | ||
- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание); | + | |
- умеет выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»); | + | |
- использует по назначению учебные материалы | - | |
- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию. | чп | |
Формирование умения выполнять задание | ||
- в течение определенного периода времени; | ||
- от начала до конца; | зп | |
- с заданными качественными параметрами. | - | |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д. | ||
- садится выполняет отдельные задания | чп | |
- проявляет интерес к занятиям. | + |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Речь и альтернативная коммуникация Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
| |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Выражает просьбу звуком (жестом) | + | |
2 | Использует предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом | + | |
3 | Пишет печатными буквами отдельные слова (1-2 слога) | зп | |
4 | Проявляет интерес к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями. | зп | |
5 | Самостоятельно работает в прописях – штрихует, пишет отдельные буквы. | - |
Математические представления Цель: Формирование элементарных математических представлений. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Различает предметы по форме, величине; | + | |
2 | Различает, сравнивает множества один- много. | + | |
3 | Пересчитывает предметы в пределах 10 с ответом на вопрос: сколько? | зп | |
4 | Соотносит количество предметов с цифрой самостоятельно. | чп | |
5 | Самостоятельно пишет цифры в пределах 10. | чп |
Окружающий природный мир Цель: формирование целостной картины мира на основе эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Имеет представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы | зп | |
2 | Знает и различает части суток | чп | |
3 | Дифференцирует времена года по характерным признакам | зп | |
4 | Выполняет практические задания с объектами неживой природы | чп | |
5 | Заботливо и бережно относится к растениям и животным, умеет ухаживать за ними. | - |
Человек Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Ориентируется в собственном теле. | чп | |
2 | Имеет представления о своей семье, взаимоотношениях в семье | зп | |
3 | Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии. | чп | |
4 | Отнесит себя к определенному полу. | + | |
5 | Умеет определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания. | + | |
6 | Умеет соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой). | + |
Окружающий социальный мир Цель: Формирование представлений о человеке. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Соотносит предметы мебели по названиям. | п | |
2 | Соотносит продукты питания и напитков по названиям. | сш | |
3 | Соблюдает правила поведения на уроке. | чп | |
4 | Имеет представление о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, продавец и т.д.). | + | |
5 | Имеет представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), | + |
Домоводство Цель: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Умеет соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: уборка, работа на кухне, др | зп | |
2 | Умеет соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов | зч | |
3 | Умеет использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику (пылесос), соблюдая правила безопасности. | зп |
Музыка и движение Цель: помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Слушает музыкальные произведения. | п | |
2 | Наблюдает за движениями под музыку. | чп |
Изобразительная деятельность Цель: корригировать недостатки восприятия, наглядно-образного мышления. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Режет ножницами по прямой линии. | чп | |
2 | Разминает пластичные материалы: пластилин, тесто, глину. | о | |
3 | Самостоятельно выполняет предметную аппликацию по подсказке учителя. | п | |
4 | Положительно относится к занятиям. | + |
Адаптивная физкультура Цель: оптимизация физического состояния и развития ребенка. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Принимает ситуацию нахождения на уроке. | чп | |
2 | Выполняет двигательное действие определенное количество раз. | - | |
3 | Ловит и бросает мяч. | зп |
Коррекционно – развивающие занятия Цель: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. | |||
№ п/п | Специфические цели, замечания к их реализации | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Ориентируется в собственном теле. | чп | |
2 | Складывает, сминает и разглаживает бумагу. | чп | |
3 | Заполняет панель мозаикой по заданию. | чп |
5.3. Нравственное воспитание.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. |
5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учитель:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
7. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | - индивидуальные консультации родителей со специалистами; - индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков». | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | - участие родителей в разработке СИПР - присутствие родителями уроков/занятий; - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | - информирование электронными средствами; - личные встречи, беседы. |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;
«Домоводство» изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, бытовой техники;
«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).
«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Я, __________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка __________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
специалистами МБОУ школы №8. Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов и посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден(а).
Подпись родителя\законного представителя: _______________________
Динамика обучающегося:
В конце первого полугодия_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результативность обучения (на конец учебного года)___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР__________________________Подпись специалиста___________________
Дата окончания СИПР _______________________Подпись родителя ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на ос...