Рабочая программа 3 класс СИПР( 2 вариант)
учебно-методический материал (3 класс)
Рабочая программа 3 класс СИПР( 2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_karataev_n._po_fgos.docx | 147.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кореновский район ст.Платнировская
государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Платнировской
УТВЕРЖДЕНО |
решением педагогического совета |
от_______ 20___года протокол №5 |
Председатель________ Скубий Г.Н. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Каратаева Никиты.
Количество часов 204 часа
Учитель Курилко С. Ю.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе: «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ Актуальность выбора данной программы.
- приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15)
- учебный план ГКОУ КК школы-интерната ст. Платнировской на 2018-2019 учебный год, утверждённый решением педсовета № 5 от 27.08.2018 г.
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, сборник 1, Москва, «Просвещение», 2012г.- приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования».
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Основной целью рабочей программы является:
- обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;
- включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах;
- рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Роль учебного предмета
Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Основные задачи курса:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
- воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
- формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
- развивать восприятие, память, внимание;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями;
- воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
- формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание;
- развивать художественное восприятие;
- воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Каратаев Никита обучается в школе с 01.09. 2017 года со 2 класса. Диагноз
В 2017 – 2018 году на основании заключения территориального ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). На основании заключения для Никиты была разработана специальная индивидуальная программа развития.
Никита воспитывается в полной семье, проживает вместе с мамой, папой и двумя старшими сёстрами. Бытовые условия семьи удовлетворительные: семья проживает в частном доме. У Никиты есть своя комната, в котором имеется рабочий уголок, игрушки, подобранные с учётом возраста, пола и потребности ребёнка. Родители принимают активное участие в жизни Никиты, интересуются поведением и учёбой, поддерживают тесную связь с классным руководителем, помогают в учёбе.
У Никиты грубо нарушена мелкая и крупная моторика. Физически развит, передвигается самостоятельно,но имеет нарушенную координацию движения. Слух и зрение в норме. Ведущая рука правая. Мимика замедленная.
Эмоционально не уравновешен. Наблюдаются частые поведенческие реакции. Капризничает по незначительному поводу, обладает повышенной раздражимостью, на замечания реагирует не всегда адекватно (кричит, убегает, падает на пол и топочет ногами). Никита любыми средствами пытается добиться своего, случаются истерики. Не всегда понимает обращение к себе, отказывается подчиняться и выполнять просьбы педагога, не совпадающие с его желаниями. Никиту отличают следующие черты: скрытность, замкнутость, безответственность, агрессивность, грубость. Он обладает низким уровнем умения ориентироваться в пространстве, не владеет точным анализом различных признаков. При посещении уроков в школе поведение вызывающе агрессивное: проявляет физическую агрессию, портит школьное имущество, не удерживает дистанцию со взрослыми, границы, рамки дозволенного. Неадекватно настроен к противоположному полу. Не умеет взаимодействовать со сверстниками.
Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем Никита воспринимает, как смену обстановки, развлечение. Задание выполняет при помощи учителя, самостоятельно не работает. Низкий уровень концентрации внимания, замедленная реакция на предлагаемые задания и скорость их выполнения. На занятиях не усидчив, работоспособность сильно снижена, быстро утомляется, требуется частая смена видов деятельности с динамическими паузами. Языковые средства не сформированы, не владеет речью, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Отмечается быстрое забывание инструкций и иного речевого материала. Трудность составляет выполнение графических работ с карандашом (неправильное удержание инструмента, не может соединить точки, провести линию, не обводит заданные силуэты). Ручкой пользоваться не умеет. На картинке может показать буквы, фигуры, которые запомнил, собирает развивающие пазлы (животные, профессии, транспорт). Сколько букв знает???Считает до 5 с опорой на наглядность. Другие математические представления не сформированы. Фигуры какие знает???
Требуется постоянная помощь, уход и контроль со стороны взрослых.
Выводы.
Приоритетные образовательные предметы:
1.Речь и альтернативная коммуникация.
2.Математические представления.
3.Окружающий природный мир.
4.Окружающий социальный мир.
5.Человек.
6.Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Цель-достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов. Задачи
- Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.
- Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.
- Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.
2.Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Личностные
- готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.
- помочь ребенку освоить позицию ученика.
- формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).
- формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предметные
- формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно практической и игровой деятельности.
- учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.
Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
1.РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения
- формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи
- формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Программа построена на основе содержания следующих разделов:
Ознакомительно – ориентировочные действия в предметно – развивающей среде.
Знакомство обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками).
Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.
Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.
Это – я. Чтение телесных и мимических движений.
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.
Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).
Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб, цветок...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками; послушай, как тикают часы, шумит вода...).
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками).
Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)
«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
Визуальные упражнения с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).
Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).
Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.
Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек «Слушай и делай вместе со мной».
Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).
Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».
Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками:. внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай
Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». -Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).
Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).
Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).
Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.
Мои игрушки.
Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.
Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).
Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее). Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (дидактическая игра «Угадай (покажи) игрушку по описанию»), где один-два наиболее характерных признака. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. При работе со звучащими игрушками взрослый переходит с одного места на другое.
Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».
Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.
Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками: кормим куклу, кукла ест, катаем куклу, кукла машет: «До свидания», кукла читает, кукла рисует).
Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.
С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.
Моя семья.
Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.
Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.
Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка»
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
- мотивация к общению с педагогом;
- желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;
- умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;
- осознание себя учеником.
Возможные предметные результаты
Наличие умения:
- понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;
- совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические, лабораторные, экскурсии, тестирования (количество) | |||
1 | Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | 68 | 68 | 68 | |
1 | Коммуникация. | 35 | 35 | 35 | |
1.1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | 18 | 18 | 18 | |
1.2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | 17 | 17 | 17 | |
| Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | 33 | 33 | 33 | |
1.2.1. | Чтение и письмо. | 33 | 33 | 33 | |
Итого | 68 | 68 | 68 |
Содержание работы | Количество часов |
Всего | 68 |
В неделю | 2 |
2. Окружающий мир (3 часа)
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи - формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа построена на основе содержания следующих разделов:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Ознакомительно – ориентировочные действия в предметно – развивающей среде.
Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
Растительный мир.
Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).
Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.
Животный мир.
Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок). Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок). Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка). Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).
Объекты неживой природы.
Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес. Узнавание леса. Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой. Узнавание реки Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений с временами года.
Мир природы и человека.
Представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. различных оснований для классификации; развернутая характеристик своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
Личностные
- понимания эмоционального состояния других людей;
- понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)
Предметные
- интерес к живой и неживой природе;
- элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические, лабораторные, экскурсии, тестирования (количество) | |||
1 | Окружающий мир. | 102 | 102 | 102 | |
1 | Человек. | 34 | 34 | 34 | |
1 | Представление о себе. | 5 | 5 | 5 | |
1 | Семья. | 4 | 4 | 4 | |
1 | Гигиена тела. | 15 | 15 | 15 | |
Обращение с одеждой и обувью. | 5 | 5 | 5 | ||
1 | Приём пищи. | 2 | 2 | 2 | |
1 | Туалет. | 3 | 3 | 3 | |
Окружающий природный мир. |
34 | 34 | 34 | ||
2 | Животный мир. | 16 | 16 | 16 | |
2 | Объекты природы. | 11 | 11 | 11 | |
2 | Растительный мир. |
7 | 7 | 7 | |
3 | Окружающий социальный мир. | 34 | 34 | 34 | |
3 | Школа. | ||||
Итого | 102 | 102 | 102 |
Содержание работы | Количество часов |
Всего | 102 |
В неделю | 3 |
Математические представления
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку и т.п.
Таким образом, учебный предмет «математические представления» представляет практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Цель: - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
- социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития; -формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях.
- формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предмет «Математические представления» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:
- ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей
- упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
- игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
- конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
- формирование количественных представлений;
- «чтение» и письмо цифр;
- формирование представлений о форме;
- формирование представлений о величине;
- пространственно-временных представлений и ориентировок.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Программа построена на основе содержания следующих разделов:
Личностные
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми.
Предметные
- осуществлять действия с множествами на до числовом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образу);
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
- выделять признаки цвета (красный и желтый, зеленый, синий), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же…»), по образу и по словесной инструкции;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образу действиям взрослого;
- узнавать цифру 1 и соотносить с количеством пальцев и предметов;
- производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты); -перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; показывать на себе и на кукле основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши); Перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
Ознакомительно – ориентировочные действия в предметно – развивающей среде.
Знакомство учащихся с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно-разборной игрушки для конструирования вместе с учителем (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащийся наблюдает, привлекается к совместным с учителем действиям. Рассматривание вместе с учащимся постройки из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи ученика (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать) конструкцию.
Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными).
Воспроизведение учащимся (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
Количественные представления.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Нахождение одинаковых предметов по форме, цвету (красный, желтый, зеленый, синий), величине. Количество один и показ пальца - один. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик. Число 1. Цифра 1. Соотнесение с соответствующим количеством пальцев и предметов. Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль.
Представления о форме.
Тактильные и зрительные упражнении на выбор круглых предметов. Игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Что катиться, что не катиться?». Хождение по коврику «Топ-топ».
Игры: выбрать из бассейна шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество (много, мало, один, два, три). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель).
Представления о величине.
Совместные с учащимися упражнения по сопоставлению двух объектов по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Брось большой мяч далеко. Маленький мяч положи к ногам. Он лежит близко. Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы). Пространственные представления.
Совместное перемещение учащегося и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания ученика выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно. Катание игрушек – каталок по инструкции учителя о направлении движения. Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу). В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует ученика использовать вербальные и невербальные средства (большой — разводятся руки в стороны, ладони, как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объем, маленький — имитируется захват маленького предмета).
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Различение контрастных времен года (лето, зима). Чтение потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Время суток. Игра «День-ночь». Обучение ученика в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические, лабораторные, экскурсии, тестирования (количество) | |||
1 | Пространственные представления | 10 | 10 | 10 | |
2 | Представления о форме. | 15 | 15 | 15 | |
3 | Временные представления. | 10 | 10 | 10 | |
4 | Представления о величине. | 12 | 12 | 12 | |
5 | Количественные представления. | 14 | 14 | 14 | |
6 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно –развивающей среде | 4 | 4 | 4 | |
7 | Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными). | 3 | 3 | 3 | |
Итого | 68 | 68 | 68 |
Содержание работы | Количество часов |
Всего | 68 |
В неделю | 2 |
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) 2 часа
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Цель
- формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи - развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образного и логического мышления.
«Изобразительная деятельность» как систематический курс представлен следующими разделами:
Лепка.
Является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.
Рисование.
Воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.
Аппликация.
Позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений.
Обучающими задачами является необходимость вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью. Во время занятий педагог рисует для ребенка и вместе с ним, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.). На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
Лепка.
Дидактические упражнения и игры со сборно–разборными игрушками.
Раскатывание, отщипывание кусочка материала от целого куска (цветное тесто). Катание колбаски, шарика (на доске, в руках). Сгибание колбаски в кольцо. Размазывание теста по шаблону. Лепка из цветного теста предметов округлой формы.
Рисование.
Знакомство с инструментами для рисования. Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами. Наблюдение за собственными действиями в процессе совместного рисования («рука в руке»). Рисование ладошкой, пальчиками. Рисование пальчиками на бумаге (короткие вертикальные линии в разных направлениях).
Аппликация.
Ощупывание бумаги. Разрывание, сминание бумаги. Скручивание листа бумаги. Сгибание листа бумаги.
Личностные
- положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности;
- готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.
Предметные
- по подражанию учителя разминать цветное тесто (пластилин) двумя руками;
- раскатывать тесто (пластилин) прямыми и круговыми движениями на подкладной доске между ладонями.
- устанавливать связи между формой предмета и способом лепки «Похожие на шар, на палочку (карандаш, конфеты, вишенки)»;
- размазывать пластилин на заготовках;
- разрывать бумагу по линии сгиба;
- уметь различать материалы и инструменты, используемые для рисования;
- уметь оставлять графический след на бумаге, доске;
- уметь соблюдать последовательность действий при работе с красками;
- уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические, лабораторные, экскурсии, тестирования (количество) | |||
1 | Аппликация. | 17 | 17 | 17 | |
2 | Лепка. | 25 | 25 | 25 | |
Рисование. | 26 | 26 | 26 | ||
Итого | 68??? | 68 | 68 |
Содержание работы | Количество часов |
Всего | 34 |
В неделю | 1 |
Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:
Образовательные:
Язык и речевая практика. Учебный предмет - Речь и альтернативная коммуникация.
Математика. Учебный предмет - Математические представления.
Окружающий мир. Учебный предмет - Окружающий природный мир; Окружающий социальный мир; Человек.
Искусство. Учебный предмет - Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Предметные области | Предмет | Индивидуальные занятия Количество часов в неделю | ||||
учитель | Учитель логопед | Педагог-психолог | учитель музыки | |||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная (доп.) коммуникация | 2 | ||||
Математика | Математические представления | 2 | ||||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | ||||
Окружающий социальный мир | 1 | |||||
Человек | 1 | |||||
Искусство | Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) | 1 | ||||
Итого: 8 часов |
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния обучающегося. Темы уроков, занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.
Программа рассчитана на один учебный год.
Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально – 8 часов. Продолжительность урока-занятия 40 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ АООП НОО
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.
Жизненные компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
- умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
- овладение навыками коммуникации.
- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Личностные результаты:
1.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
2. Принятие роли ученика.
Предметные результаты:
- Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
- Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
- Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого; - узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. 4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения: - показывать на себе части тела и лица; - выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:
- при общении использовать мимику и жесты;
- определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
- понимать и выполнять действия с игрушкой;
- повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
- адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
- использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
- выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).
5. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Бланк регистрации
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением, обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И ПРИСМОТРЕ
Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:
- наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;
- обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;
- выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;
- обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;
- уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;
- алгоритм занятий устойчив по структуре;
- содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;
- использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;
- деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
В реализации специальной индивидуальной программы развития участвуют учитель индивидуального обучения и родители, учитель – логопед.
Программа сотрудничества с семьёй.
Программа сотрудничества с семьей обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий. Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей обучающегося в интересах ребенка и его семьи.
Задачи:
- Организовать психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
- Повысить уровень осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
- Обеспечить участие семьи в разработке и реализации СИПР.
- Обеспечить единства требований к обучающемуся в семье и в школе.
- Организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
7. НЕОБХОДИМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
Набор пиктограмм; мнемокартинки.
Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон», логические блоки Дьенеша, « Цветные счётные палочки Кюизенера», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик, мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок), прищепки, напольная вешалки для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг, гладильная доска, резиновый коврик, «плечики» для одежды, коробка и чехол для хранения одежды; щётки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды; электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости, фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки.
Набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
Инструменты и материалы для профильного труда: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования; ткани, нитки, ножницы, иглы с крупными ушками, нитковдеватель, ткацкий станок с бердой, расческа, челнок, пряжа для челнока, нити для основы.
Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лицо; расчёска; шампунь; фен; ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколёсный велосипед, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
Программа составлена:
Учителем: Курилко С. Ю., на 2018-2019 учебный год.
Дата составления – 27. 08. 2018 г.
Подпись -
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | |
Протокол заседания методического объединения | Заместитель директора по УР | |
учителей | _____________ Власенко С.В. | |
от _______ 20___ года №5 | _____________ 20___ года | |
Гарькуша З. Ф. |
Бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося 2 класса
Каратаева Никиты ГКОУ КК школы-интерната станицы Платнировской, обучающего на дому в 2018-2019 учебном году
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Направленность взгляда:
|
|
|
- выполнение инструкций педагога: -«Возьми» -«Посмотри на меня» -«Покажи» |
|
|
Использование по назначению учебных материалов |
|
|
Выполнение действия - по подражанию |
|
|
| ||
Выполнение задания от начала до конца
|
|
|
Двигательная способность | |||
№ | Общая моторика | ||
1. | Поднимается в сидячее положение. |
|
|
2. | Сидит поддержкой.
|
|
|
3. | Поднимается в сидячее положение. |
|
|
4. | Недолго сидит без поддержки с относительно прямой спиной. |
|
|
5. | Поднимается в положение стоя. |
|
|
6. | Стоит, если крепко держится. |
|
|
7. | Может ходить с поддержкой. |
|
|
8. | Держится за мебель при ходьбе. |
|
|
9. | Может свободно стоять.
|
|
|
10. | Может свободно ходить. |
|
|
11. | Поднимает что-либо наклоняясь. |
|
|
12. | Толкает мяч ногой, не теряя при этом равновесия. |
|
|
13. | Катает мяч. |
|
|
14. | Ловит большой мяч руками. |
|
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
| 1 полугодие | 2 полугодие | ||||
Речь и альтернативная коммуникация | ||||||
Коммуникация | ||||||
- приветствие собеседника предложением «Здравствуйте, Екатерина Ивановна» | ||||||
- выражение своих желаний:
| ||||||
- выражение благодарности словом «Спасибо» | ||||||
- ответы на вопросы:
| ||||||
- прощание с собеседником предложением «До свидания, Екатерина Ивановна» | ||||||
Развитие речи средствами вербальной коммуникации | ||||||
Импрессивная речь | ||||||
- понимание обобщающих понятий:
| ||||||
- понимание слов, обозначающих действие предмета:
| ||||||
- понимание слов, обозначающих признак предмета:
| ||||||
- понимание слов, обозначающих признак действия, состояния:
| ||||||
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||||||
- понимание предлогов:
| ||||||
- понимание простых распространенных предложений | ||||||
- понимание сложных предложений с союзом:
| ||||||
- понимание содержания текста, состоящего из 3-4 предложений | ||||||
Экспрессивная речь | ||||||
- употребление обобщающих понятий:
| ||||||
- употребление слов, обозначающих действие предмета:
| ||||||
| ||||||
- употребление слов, обозначающих признак предмета:
| ||||||
- употребление слов, обозначающих признак действия, состояния:
| ||||||
- употребление слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||||||
- употребление предлогов:
| ||||||
- употребление простых предложений:
| ||||||
- пересказ текста (название произведения указать):
| ||||||
Чтение и письмо | ||||||
Начальные навыки чтения и письма | ||||||
- глобальное чтение слов | ||||||
- написание слов по образцу | ||||||
Математические представления | ||||||
Количественные представления | ||||||
- состав числа из двух слагаемых: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- сложение предметных множеств: в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 5 | ||||||
- запись арифметического примера на увеличение на несколько единиц в пределах 5 | ||||||
- вычитание предметных множеств в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 5 | ||||||
- запись арифметического примера на уменьшение на несколько единиц в пределах 5 | ||||||
- решение задач на увеличение на одну единицу в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- решение задач на увеличение на несколько единиц в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- решение задач на уменьшение на несколько единиц в пределах: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- определение месторасположения предметов в пространстве: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- перемещение в пространстве в заданном направлении: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- ориентация на плоскости: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- ориентация на листе бумаги: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Временные представления | ||||||
Время | ||||||
- различение частей суток | ||||||
- знание порядка следования частей суток | ||||||
- различение дней недели | ||||||
- знание последовательности дней недели | ||||||
- знание смены дней: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание порядка следования сезонов в году | ||||||
- знание последовательности месяцев в году | ||||||
Представления о форме | ||||||
- обводка геометрической фигуры (треугольника): | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- обводка геометрической фигуры (квадрата): | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- обводка геометрической фигуры (прямоугольника): | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- обводка геометрической фигуры (круга): | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- построение геометрической фигуры по точкам: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- рисование геометрической фигуры: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Окружающий мир | ||||||
Окружающий природный мир | ||||||
Временные представления | ||||||
Формирование представления о частях суток | ||||||
- различение частей суток (картинки):
| ||||||
- соотнесение частей суток с видами деятельности:
| ||||||
- определение частей суток по расположению солнца:
| ||||||
Формирование представления о неделе | ||||||
- различение дней недели:
| ||||||
- представление о неделе как о последовательности 7 дней:
| ||||||
- различение дней недели:
| ||||||
- соотнесение дней недели с определенными видами деятельности:
| ||||||
Формирование представления о временах года | ||||||
- различение времен года по характерным признакам:
| ||||||
- представление о годе как о последовательности сезонов:
| ||||||
- знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года:
| ||||||
- знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года:
| ||||||
- знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года:
| ||||||
Формирование представления о погоде текущего дня | ||||||
- рассказ о погоде текущего дня | ||||||
Растительный мир | ||||||
Формирование представления о ягодах | ||||||
- различение ягод:
| ||||||
- знание значения ягод в жизни человека | ||||||
Формирование представления о грибах | ||||||
- различение грибов:
| ||||||
- знание значения грибов в природе и жизни человека | ||||||
- знание способов переработки грибов:
| ||||||
Формирование представления о цветочно-декоративных растениях | ||||||
- различение садовых цветочно-декоративных растений: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание строения растений:
| ||||||
- соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года | ||||||
- знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека | ||||||
Формирование представления о комнатных растениях | ||||||
- узнавание комнатных растений: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание значения комнатных растений в жизни человека | ||||||
Формирование представления о деревьях | ||||||
- различение плодовых деревьев: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- различение деревьев:
| ||||||
- знание значения деревьев в природе и жизни человека | ||||||
Животный мир | ||||||
Формирование представления о перелётных и зимующих птицах | ||||||
- различение зимующих птиц: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- различение перелетных птиц: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание питания птиц | ||||||
- объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» | ||||||
- объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» | ||||||
- знание значения птиц в жизни человека, в природе | ||||||
Формирование представления о водоплавающих птицах | ||||||
- различение водоплавающих птиц: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание значения птиц в жизни человека, в природе | ||||||
Формирование представления о речных рыбах | ||||||
- различение речных рыб: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание значения речных рыб в жизни человека, в природе | ||||||
Формирование представления о насекомых | ||||||
- различение насекомых по внешнему виду: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание значения насекомых в жизни человека, в природе | ||||||
Объекты природы | ||||||
Формирование представления о луге | ||||||
- узнавание луга | ||||||
- узнавание луговых цветов:
| ||||||
- знание значения луга в природе и жизни человека | ||||||
Формирование представления о водоеме | ||||||
- узнавание водоема (на изображениях): | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание значения водоемов в природе и жизни человека | ||||||
- соблюдение правил поведения на озере (пруду) | ||||||
Формирование представления об огне | ||||||
- узнавание огня | ||||||
- знание свойств огня:
| ||||||
- знание значения огня в жизни человека | ||||||
- соблюдение правил обращения с огнем | ||||||
Формирование представления о воздухе | ||||||
- знание свойств воздуха | ||||||
- знание значение воздуха в природе и жизни человека | ||||||
Человек | ||||||
Представления о себе | ||||||
Формирование представления о строении человека | ||||||
- знание строения человека:
| ||||||
- узнавание внутренних органов человека: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание назначения внутренних органов | ||||||
Формирование представления о состоянии своего здоровья | ||||||
- сообщение о состоянии своего здоровья | ||||||
Формирование умения называть свой возраст и дату рождения | ||||||
- называние своего возраста: | ||||||
| ||||||
| ||||||
Формирование представления о занятиях в свободное время | ||||||
- знание (называние) видов деятельности для организации своего свободного времени:
| ||||||
Формирование умения сообщать сведения о себе | ||||||
- сообщение сведений о себе:
| ||||||
- рассказ о себе по плану, состоящему из мнемокартинок | ||||||
Гигиена тела | ||||||
Уход за руками | ||||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук | ||||||
- нанесение крема на руки | ||||||
Уход за ногтями | ||||||
- подстригание ногтей ножницами | ||||||
- подпиливание ногтей пилочкой | ||||||
Уход за лицом | ||||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица | ||||||
- очищение носового хода | ||||||
- нанесение косметического средства на лицо | ||||||
Уход за волосами | ||||||
- расчесывание волос | ||||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Уход за ушами | ||||||
- мытье ушей | ||||||
- чистка ушей | ||||||
Уход за телом | ||||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- мытье интимной зоны | ||||||
Использование гигиенических и парфюмерных средств | ||||||
- пользование косметическими средствами: | ||||||
| ||||||
| ||||||
Обращение с одеждой и обувью | ||||||
Формирование представления о видах одежды | ||||||
- различение видов одежды: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия | ||||||
- различение сезонной одежды: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Одевание | ||||||
- контроль своего внешнего вида | ||||||
Самообслуживание | ||||||
Приём пищи | ||||||
Еда | ||||||
- правильная посадка во время приема пищи | ||||||
- использование ножа и вилки во время приема пищи:
| ||||||
- пользование салфеткой во время приема пищи | ||||||
Окружающий социальный мир | ||||||
Школа | ||||||
- соблюдение распорядка школьного дня | ||||||
- представление о себе как члене коллектива класса | ||||||
Дом и двор | ||||||
- различение частей дома: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- различение типов домов: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- различение частей территории двора: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Предметы быта | ||||||
- различение электробытовых приборов: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- знание назначения электроприборов | ||||||
- различение аудио, видеотехники и средствах связи:
| ||||||
- знание назначение технического устройства:
| ||||||
- соблюдение последовательности действий при пользовании:
| ||||||
Транспорт | ||||||
- различение наземного транспорта:
| ||||||
- знание назначения наземного транспорта | ||||||
- различение воздушного транспорта | ||||||
- знание назначения воздушного транспорта | ||||||
- различение водного транспорта | ||||||
- знание назначения водного транспорта | ||||||
Предметы и материалы | ||||||
- знание свойств дерева:
| ||||||
- узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) | ||||||
- различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево:
| ||||||
- знание свойств стекла (называние):
| ||||||
- узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) | ||||||
- соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла:
| ||||||
- знание свойств пластмассы (называние):
| ||||||
- узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) | ||||||
Город | ||||||
- различение назначение зданий: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- соблюдение правил поведения в общественных местах:
| ||||||
- различение частей территории улицы: | ||||||
| ||||||
| ||||||
- различение технических средств организации дорожного движения: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Изобразительная деятельность | ||||||
Рисование | ||||||
- узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования:
| ||||||
- различение материалов и инструментов, используемых для рисования:
| ||||||
- оставление графического следа:
| ||||||
Приемы работы с карандашом и кистью | ||||||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
- освоение приемов рисования:
| ||||||
Предметное рисование | ||||||
- рисование контура предмета по сплошной контурной линии | ||||||
Выполнение работы в контуре | ||||||
- закрашивание внутри контура:
| ||||||
заполнение контура точками:
| ||||||
Лепка | ||||||
- узнавание пластичных материалов:
| ||||||
Подготовка материала к работе | ||||||
- разминание материала | ||||||
Придание формы | ||||||
- катание колбаски | ||||||
Аппликация | ||||||
Работа с бумагой | ||||||
- сминание бумаги | ||||||
- разрывание бумаги | ||||||
Работа с клеем | ||||||
- намазывание всей поверхности клеем | ||||||
Составление аппликации | ||||||
- сборка изображения объекта из двух деталелей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
СИПР (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный предмет: человек Предметная область: окружающий мир
I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утвер...
Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР
Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...
Рабочая программа Математические представления 3 класс СИПР( 2 вариант)
Рабочая программа по математике 3 класс СИПР( 2 вариант)...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся 1 класса (СИПР)....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...
Адаптированная рабочая программа 1 класс СИПР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...