"Тобул"-проектная деятельность первоклассников
проект (1 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»
«Тобул» проектная деятельность
первоклассников
(В рамках проекта «Ил-Эйгэ» - этнокультурная социализация детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с.Сунтар
как основа духовно-нравственного воспитания»)
МО учителей начальных классов:
Алексеева А.Т., Иванова Л.М.,
Константинов С.А., Михайлова Т.Д., Новикова Г.В.
с.Сунтар 2014
«Ил-Эйгэ» - этнокультурная социализация детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с.Сунтар
как основа духовно-нравственного воспитания
Цель проекта:разработка модели этнокультурной социализации детей в едином воспитательном пространстве семьи, школы и сельского социума с. Сунтар.
Задачи проекта:
- воспитание и обучение на лучших семейных традициях народа саха;
- совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнокультурного пространства;
- использование этнокультурного содержания национально- регионального компонента при введении ФГОС 2 поколения в образовательных учреждениях;
- интегративное взаимодействие дополнительного и основного образования - практико-ориентированный подход к обучению, подразумевающий повышение качества учебно-воспитательной работы;
- расширение и обогащение социокультурной образовательной среды через диалог об изучении, исследовании и возрождении культуры и традиций народа;
- воспитание этнокультурно-ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
3.3.План и сроки реализации проекта:
Диагностический этап (2011-2012гг.):
Содержание | Участники |
Выявление уровня теоретической и методической готовности социума к обеспечению процесса этнокультурной социализации детей Выделение основных концептуальных положений в социальном и психолого-педагогическом аспектах этнопедагогизации образовательной деятельности школ и социума с.Сунтар. Анализ социокультурной ситуации наслега. Выявление ключевых образовательно-воспитательных проблем наслега. | Администрация МО «Сунтарский наслег» Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога) Образовательные учреждения. «Айыыарчыта» СМИ |
Основной этап (2012-2015гг):
Содержание | Участники |
Внедрение в практику работы образовательных учреждений модели этнопедагогизации единого воспитательного пространства школы и сельского социума с. Сунтар. Реализация мероприятий по проекту и программам. Совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнопедагогического пространства семьи, школы и социума; | Администрация МО «Сунтарский наслег» Кураторы по этнопедагогике. Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога) Образовательные учреждения. «Айыыарчыта» СМИ Предприятия, общественные организации с.Сунтар |
Рефлексивный этап (2015-2016гг)
Содержание | Участники |
Проведение обобщающего этапа проекта, формулировка выводов, основных положений и практических рекомендаций по результатам проекта. Достижение целевых ориентиров в соответствии с задачами проекта. Воспитание этнокультурно-ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. | Администрация МО «Сунтарский наслег» Кураторы по этнопедагогике. Центр психологической службы (саханоруотун уйул5атын уерэтии психолога) Образовательные учреждения. «Айыыарчыта» СМИ Предприятия, общественные организации с.Сунтар |
Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории.
Общеобразовательные школы села Сунтар являются центром в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания обучающихся, включающим в себя культурные, духовно – нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности народов, наций и этносов нашей республики.
Проект основан на изучении школьниками своего родного края и, начиная еще с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времен и поколений. Знали и гордились своими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину, были сопричастными к жизни своей семьи, наслега, улуса, республики, страны, приобщались с малых лет к духовной культуре своего народа.
Язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета. Традиции якутского сельского социума, которые складывались веками, способствуют сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению.
Основные положительные традиции, несущие воспитательный потенциал:
- Трудовые - сатабыллаах (воспитание потребности к труду, обеспечение усвоения ролей, подготовка к будущей семейной жизни);
- Охотничье-промысловые;
- Культурно-досуговые (формирование знаний об обрядах, ритуалах праздничных традиций, приобщение к фольклору);
- Природоохранные (развитие умения анализировать явления природы, находиться в согласии с природой и обществом, формировании к привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к растительному и животному миру);
- Словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями (формирование привязанности к своему роду, семье и уважение к родному краю, организация социального поведения детей в среде своего этноса).
Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими, эффективность этнокультурного воспитания детей на традициях якутского сельского социума являются:
- согласованность воспитательной деятельности администрации наслега, семьи, школы и других социальных институтов села;
- широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы;
- подготовленность педагогов и кураторов к использованию традиций в воспитательной работе;
- совместное участие взрослых и детей в исполнении положительных семейных традиций с учетом времени года и возраста детей;
- участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров по национальным видам ремесел;
- обеспечение педагогической поддержки родителей по использовании традиций народа в этнокультурном воспитании в семье.
Содержание деятельности на основе народных традиций:
Направления деятельности | Связь с социумом | Программы и подпрограммы | Внеурочная деятельность | Формы деятельности |
Языковое культуро логическое «Тыл киЬиисдууЬатынкэлэЬитэ» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УКиДР, Управление молодежи и спорта, Арчыдьиэтэ, СМИ, МУ «СМЦРБ», МБОУ ДОД«ЦДТ», КЦ «Добун», КЦ «Олонходьиэтэ», МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола». | Программа «Еркен ей» | «Бастыцараатар», «Аман ес», «Сытыыберуе». |
|
Экологическое и трудовое «Сир быйаннаах, киЬисатабыллаах» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УСХ, крестьянские хозяйства, УКиДР, Сунтарская инспекция охраны природы, Управление молодежи и спорта, музеи, СМИ, Сунтарское лесничество, Управление ветерании | «Сатабылоскуолата» | «Унугэс», «Мин Сунтаарым», «Эдэр эколог», «Уунээйис» |
уерэнии)
|
Художественно – эстетическое «СатабыллаахсатабаЬынхолбуур» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», УКиДР, МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун», музеи, КЦ «Олонходьиэтэ» | «Айыллаан»; | «Эбээхолбуката», «ЭЬээкыЬата», «БэЬиэлэйкустук», «Туойырыата», «Уран тарбахтар» |
|
Спортивно – оздоровительное «КусбыЬый, ат бе5е дьоннор» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», Управление молодежи и спорта, РСДЮШОР им.А.И.Иванова, МУЗ «СЦРБ» | «Чел турук» | «Кердеехоонньуулар», «Сайылыккере», «Остуолоонньуулара» |
|
Традиционно- промысловое «Илии тутуурдаах, еттукхаралаах» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», Сунтарская инспекция охраны природы, Управление молодежи и спорта, охотобщество, СМИ, музеи. | «Байанай» | «А5а кыЬата», «Байанайыллыга» |
|
Семейное «Етехтенургэстээх, уоткыымнаах» | МО «Сунтарский наслег», МУ «МОУО», Совет матерей, совет отцов, ГУ УСЗН, УКиДР, ГУ «ЦРНД «Кэскил», СМИ, МУЗ «СЦРБ». | «Холумтан» | «Кылыс», «КыысКуо», «Уолан», «Пэчворк», «Кубэйэ»и др. |
|
Совместная детско-взрослая творческая деятельность, направленная на коллективное создание этнопедагогического пространства семьи, школы и социума.
2013-2014 у.г.
Задачи:
- Создание комфортных условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического развития, самовыражения личности младшего школьника.
- Развитие субьектности личности каждого ученика.
- Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка.
- Создание развивающей среды личности каждого ребенка.
- Изучение интересов и увлечений учащихся , создание условий для их развития.
- Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.
- Объединение усилий семьи и школы в формировании и развитии творческого потенциала каждого ребенка.
- Прогнозирование развития личности младшего школьника с учетом индивидуальных особенностей.
Сентябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Кемускуьун. Золотая осень.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун», Центр библиотека. | Сбор природных материалов |
Экскурсия на природу «Золотая осень» | |
Конкурс рисунков | |
Конкурс оригинальных блюд | |
Осенняя ярмарка | |
«Очей очарование»- чтение стихотворений на тему осени |
Октябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Мацнайгы хаар. По первому снегу.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека Редакция газеты «Сунтаарсонуннара», типография; Сунтарская метеостанция. | Конкурс чтецов: «Хаар, хаар, мацанхаар» |
Библиотечные уроки: «Знакомство с библиотекой». «Как образуется снег», | |
Просмотр мультимедийного спектакля «Снежная королева». | |
Выставка поделок «Снежинки» | |
Фотовыставка «Хаар оонньуулара» | |
Выставка рисунков «Первый снег» | |
Выход статьи «Мацнайгы хаар» | |
Экскурсия на метеостанцию. Практическая деятельность: Измерение глубины снега в течение месяца | |
Итоговое мероприятие «Мацан хаар устун» |
Ноябрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Баай Байанай бэлэхтэрэ.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», КЦ «Добун», Центр библиотека МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола»,Сахабулт, охотобщество; Народный театр им В.Николаева. | Библиотечные уроки «В.Бианки – писатель -анималист», «Сэтинньи – байанайыйа». |
Музейный урок – выездная экспозиция «Булт тэриллэрэ» | |
Акция «Пополнение фонда школьной библиотеки» | |
Фотовыставки «Баай Байанай бэлэ5э». | |
Викторины «Байанай аартыга» | |
Выставка блюд «Булт аьа» | |
Встречи «Байанайдаах булчуттар» | |
Экскурсия «Кыраьа суруга» | |
Защита презентаций «Животные Якутии» | |
Итоговое мероприятие «Байанай аартыгынан» | |
Театрализованное представление «Байанай алгыьа». |
Декабрь 2013 г. Тема проектной деятельности: Саца дьылы куутэбит.
Скоро-скоро Новый год.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека, Народный театр им В.Николаева. ИП «Татыыйына» ГУ «Сунтарское лесничество», | Библиотечные уроки «Откуда праздник Новый год?» |
Творческий конкурс «Лучший наряд Снегурочки» | |
Творческий конкурс «Лучший наряд Деда Мороза» | |
Творческий конкурс «Новогодняя ёлочка» | |
Театрализованное представление «Земля встречает Новый год» | |
Участие в мероприятии «Письмо Деду Морозу» | |
Акция «Ёлочка» - рисунки-плакаты об охране живой ёлочки. |
Январь 2013 г. Тема проектной деятельности: Кыьын. Зимушка-зима.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека, Народный театр им В.Николаева. | Творческий конкурс «Зимние узоры» |
Устный журнал «Зимушка-зима» | |
Викторина «Зимние сказки» | |
Библиотечные уроки «Рассказы о зиме» | |
Выставка рисунков «Обложка любимой книги» |
Февраль2014 г. Тема проектной деятельности: Олонхо
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека, Народный театр им В.Николаева. МУ «Сунтарский музейный комплекс им.С.А.Зверева – КыылУола» | Викторина «Тереебут терут тыл» |
Библиотечный урок «Олонхо – саха норуотун баайа» | |
Театрализованное представление «ЭрчимэнБэргэн» | |
Мастер класс бабушки Ивановой С.Д.Куклы – персонажи «Олонхо геройдара» | |
Музейный урок «Олонхо – быстыбат ситим» |
Март 2014 г. Тема проектной деятельности: Ийэ, эбээ утума. Дьеьегей ыйа.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека. | Выставка рисунков «Мин ийэбинээн» |
Выпуск школьной газеты «При солнышке тепло, при матери добро» | |
Практическая деятельность «Келуур ат сэбэ-сэбиргэлэ» | |
Мастер классы, творческие мастерские бабушек «Эбээ истиц мичээрэ, эбээ утуе субэтэ» | |
Выставка рисунков, поделок «Дьеьегей о5ото» | |
Чествование многодетных матерей |
Апрель2014 г. Тема проектной деятельности: Чел олох уонна доруобуйа.
Быть здоровым – здорово!
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека. СЦРБ | Мастер классы, творческие мастерские дедушек «Эьээ кыьата» |
Семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». | |
Участие на конкурсе рисунков «Быть здоровым – здорово!» | |
Конкурс игра «Весёлый снеговик» | |
Психологическая игра «Разноцветная неделя» | |
Защита докладов «Чел олох – доруобуйа терде» | |
Беседы родителей медработников |
Май 2014 г. Тема проектной деятельности: Айыл5аны харыстаа.Экология начинается со двора.
Социальное партнерство | Содержание деятельности |
МБОУ ДОД «ЦДТ», СДШИ «Айтал», Центр библиотека. ГУ «Сунтарское лесничество» Сунтарская инспекция охраны природы; | Акция «Экология начинается со двора» |
Практическая деятельность «Сохраним берег в чистоте» | |
Экскурсия на природу «Грачи прилетели» | |
Наблюдения за изменениями в природе. | |
Открытый урок на природе. | |
Конкурсы рисунков и поделок «Берегите лес от пожара!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность первоклассников
Эта статья написана мною при выполнении проектной деятельности первоклассников по ФГОСу. В первом классе проекты несложные, но помощь родителей обязательна. Тогда дети прочувствуют нужность и важность...
Статья по теме: "Проектная деятельность первоклассников как способ формирования УУД
Публикация статьи. 16 декабря проходил межрайонный методический семинар учителей начальных классов в городе Купино. Мое выступление было по теме "Проектная деятельность первоклассников как способ форм...
"Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте"
Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте...
Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников
В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников...
Проектно-исследовательская деятельность первоклассников.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Обучение по УМК "Планета Знаний" помогает достичь отличных резул...
Проектная деятельность первоклассников
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания....
Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте
Для повышения эффективности урока наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...