Организация проектной работы в рамках внеурочной деятельности первоклассников
статья (1 класс) по теме
В статье описан один из способов организации проектной деятельности первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, позволяющих добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в программе модернизации российского образования.[5]
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Проектная деятельность относится к общеинтеллектуальному направлению. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
В нашей школе проектная деятельность осуществляется в кружке «Проектная деятельность» по опыту Р.И. Сизовой. Имеется рабочая тетрадь, где дети выполняют задания, получают советы от мудрого дельфина, решают логические задания.
Актуальность программы кружка в том, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
Основной идеей программы является поиск средств и способов организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Формы организации занятий данного кружка: беседы, продуктивные игры, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные проектные работы, экскурсия, посещение объектов с исследовательской целью.
Календарно-тематическое планирование [2, с.10],[3]
№ | Темы занятий | Количество часов | ||
в неделю | в классе | вне класса | ||
1 | Кто я? Моя семья | 1 | Проект «Моя семья» | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | + | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 | + | |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап | 1 | Знакомство с Интернетом | Экскурсия в библиотеку |
5 | Повторение. Давай вспомним | 1 | + | |
6 | Проблема | 1 | + | |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | + | |
8 | Гипотеза. Предположение | 1 | + | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 | + | |
10 | Цель проекта | 1 | + | |
11 | Задача проекта | 1 | + | |
12 | Выбор нужной информации | 1 | + | + |
13 | Интересные люди- твои помощники | 1 | + | |
14 | Продукт проекта | 1 | «Печенье» | |
15 | Виды продукта. Макет | 1 | Проект «Домик», «Кораблик» | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий | 1 | ||
17-18 | Визитка. Как правильно создавать визитку к проекту. Практическая работа | 2 | + | + |
19-20 | Мини-сообщение | 2 | Экскурсия в Каменное изваяние, Бижиктиг-Хая | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | + | |
22-23 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 | + | Эксперимент |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы | 1 | + | |
25 | Повторение. Давай вспомним | 1 | Проект «Оригами» | |
26 | Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 | + | |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 | + | Эксперимент |
28 | Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно | 1 | + | Наблюдение |
29 | Тест. «Чему ты научился» | 1 | + | |
30 | Памятка для учащегося – проектанта | 1 | + | Придумать свой проект |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | + | |
32 | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им | 1 | + | |
33 | Советы на лето от мудрого дельфина Защита своего проекта | 1 | + |
Если посмотреть на календарно-тематический план, то мы видим количество часов - в классе и вне класса. Это означает, что начатое в классе работу учащиеся самостоятельно доделывают, исследуют и оформляют шаблоны проекта.
Например, проект «Моя семья» - дети начали в классе с обсуждения: у кого есть сестра, брат, бабушка, дедушка. А дома выясняли их ФИО, приклеивали фотографии и записывали под каждой фотографией фамилию, имя и отчество каждого. И некоторые девочки удивлялись тому, что их бабушек зовут «Антонида», «Любовь», ведь в тувинской семье не принято называть старших по имени.
- Коллективный проект «Печенье» мы проводили совместно с учителем кружка «Лепка» - интегрировано. Дети начали с нахождения информаций: по книгам, из Интернета (учитель открывает для учащихся поисковую систему – Яндекс, Гугл, а учащиеся сами водят вопросы), спрашивали родителей – что надо, какие формы бывают. На этой стадии учились планировать –составили план работы, ознакомились с техникой безопасности при выполнении работы, изучили какие нужны материалы, оборудование. Самым интересным моментом было лепка разных форм печеней: сердце, домик, кисть руки, яблоко, морковь, сумка, дверь, листья, елка, олчей удазыны, машина и т.д.
- Индивидуальный проект «Домик» - макет домика из спичек – мы делали только с некоторыми детьми, так как остальная часть в основном сделали только стены домика, а крышу сделать не смогли. С ними мы выполняли проект «Кораблик» - макет кораблика, с помощью оригами.
- Также интересны эксперименты по получению электричества, поилки для цветов. В каждом из них нужно готовится, проговаривать план действий, выяснить количество материалов, изучить литературу, найти информацию из Интернета.
- В ходе выполнения проектных работ у младших школьников формируются следующие способности: [4]
- -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- -целеполагать (ставить цели);
- -планировать (составлять план своей деятельности);
- - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы);
- - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- -вступать в коммуникацию (отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
- Итоги реализации программы будут представлены через презентации проектов, подделок, сообщений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» Методическое пособие, М,:Издательство РОСТ, 2011г
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» Рабочая тетрадь, 1 класс, М,:Издательство РОСТ, 2011г
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"
В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....
Организация работы театральной студии в рамках внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности...
Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности
Коллективные виды работы делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, являются незаменимым инструментом в формировании личностных и метапре...
Организация коллективной работы учащихся во внеурочной деятельности
В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных форм педагогической деятельности особую значимость в современной школе приобретает коллективная форма организации учебной деят...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Среди форм...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Организация групповой работы в рамках проектной деятельности
В статье обощен опыт работы над проектами с детьми, групповая работа, исследовательская...