"Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте"
статья на тему
Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_period_obucheniya_gramote.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании школьников к учебной деятельности.
Работу над проектами следует рассматривать, прежде всего, как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
- Организационных (регулятивных),
- Интеллектуальных (познавательных),
- Оценочных (личностных),
- Коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предлагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- Обрести ученикам ощущение успешности
- Научиться применять полученные знания
- Организовывать сотрудничество с родителями
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Мною апробирован метод проектов при работе с первоклассниками в период обучения грамоте.
Я работаю по системе «Школа России», для обучения грамоте использую учебно-методический комплект В. Г. Горецкого.
Основными задачами периода обучения грамоте являются: научить детей читать и писать; расширять кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека; активизировать речь, развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.
Учебно–методический комплект располагает возможностями для создания проектов, которые бы помогали решать образовательные задачи периода обучения грамоте. Так, при изучении темы «Признаки предметов» детям предложено составить собственную загадку, опираясь на иллюстрации книги. Родился «коллективный» проект «Книга загадок учащихся 1 класса». Эта книга в процессе обучения постепенно дополняется детскими работами.
При работе над выразительными чтением стихотворения «Играй в слова» (А. Стройло) первоклассникам предлагается задание поиграть в слова с друзьями. В результате получается детский вариант стихотворения «игра в слова».
На уроке чтения на стр. 65 «Азбуки» дети читают текст «Кактус». После прочтения текста беседуем по содержанию. Что случилось с девочкой? Почему это произошло? Дети рассуждают: «Возможно, девочка еще не научилась правильно обращаться с кактусами и ухаживать за ними». А мы можем ей помочь? Дети затрудняются с ответом. Выясняется, что обучающиеся почти ничего не знают об этих удивительных растениях. А хотелось бы узнать? Да.
Дети с интересом начинают рассматривать растения имеющиеся в классе, среди них узнают кактус. Стараюсь поддержать этот появившийся у детей интерес. Ввожу в следующую ситуацию: «В нашей классной комнате живут разные растения. Они сказали по секрету, что им очень хочется иметь друга – человека. Ребята хотите подружиться с растениями». Дети согласны.
Итак, появилась идея проекта, который в дальнейшем мы назовем «Зеленый друг».Идея проекта родилась на уроке чтения. Далее проект плавно перешел на уроки окружающего мира, вышел за пределы класса, школы, вошел в дом каждого ученика. При помощи учителя по атласу определителю дети выяснили названия всех растений, которые есть в нашем кабинете. Ёжик, ёлочка – так назвали кактусов, каланхоэ - дали имя Айболитик, Анюткой назвали фиалку, Огоньком - бальзамин. Дети приглашали в школу своих мам бабушек, знакомили их со своим другом. Родители в свою очередь поддерживали детей советом, помогали найти информацию о цветах в справочниках, интернете. И все это делалось без напряжения, легко, с интернетом. Проект был краткосрочный, длился 2 недели. На последнем этапе школьники оценили свою работу, рассказали, что они узнали о растениях в своем классе, нарисовали портреты своих зелёных друзей. Все были довольны.
Все участники получили благодарственные письма. А самым главным результатом всей проделанной работы был наш преобразовавшийся класс, где живут, растут наши зеленые друзья, и детские сердца, которые учатся сострадать, сопереживать, заботиться.
При использовании метода проектов в процессе работы над Азбукой, решаются многие учебные задачи периода обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников.
В программных требованиях к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте выделены не только позиции, которые касаются интеллектуального развития обучающихся, но и задачи нравственного характера. В программе сказано, что обучающиеся должны владеть общеучебными умениями, соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми.
Решению интеллектуально – нравственных задач периода обучения грамоте способствовала проектная работа первоклассников «Азбука вежливости». Проектная работа включает пять ступеней (этапов):
- Определение потребности и краткая формулировка задачи. На этом этапе определяется практически значимая цель.
- Набор первоначальных идей и предварительное обсуждение путей реализации поставленной цели.
- Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети должны окончательно решить, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.
- Изготовление одного или нескольких изделий.
- Обсуждения результатов и оценка проделанной работы.
На первом этапе проектной работы была поставлена задача создания собственной азбуки. Этому способствовало задание, которое помещено на последних страницах Азбуки Горецкого. В разделе наши проекты детям предлагается принять участие в творческом проекте «Живая Азбука». Предложен план действий: дети должны распределить роли: кто, о какой букве будет рассказывать, какой характер у буквы, как этот характер может проявляться в поступках, придумать вместе с родителями костюм для своей буквы и т.д. Но поскольку, школа, в которой, я работаю, малокомплектная, детей значительно меньше, чем букв в алфавите, мы решили создать свою азбуку, проанализировав предварительно, варианты современных азбук.
Ребята пришли к выводу, что нам необходимо создать «Азбуку вежливости», так как из–за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты. Работа над такой азбукой поможет всем стать более культурными и воспитанными.
На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово.
Третий этап в проекте коллективно не обсуждался, так как каждый участник этого проекта самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной «Азбуки вежливости».
В реализации четвертого этапа проекта (изготовления изделия) участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советам, помогали в оформлении работы.
На пятом заключительном этапе была организована выставка детских проектов. Родители и обучающиеся школы имели возможность посмотреть детские работы.
По окончании выставки, работы были оформлены в виде альбома « «Азбука вежливости» учащихся 1 класса».
В коллективной книге на каждую букву алфавита дети с помощью взрослых записывали вежливые («ласковые») слова, а к отдельным буквам приклеивали картинки.
На празднике прощания с первой учебной книгой «Азбукой» были презентованы все работы детей. Работы получились интересные, разные по оформлению. Так Юра Б. в своей работе вежливые слова и выражения записал не по алфавиту, а разделил их на тематические группы: слова благодарности, просьбы, извинения, примирения, комплименты, пожелания, знакомства. В каждой группе три – четыре выражения. Каждую группу разместил на вагончике, впереди состава паровозик:
«Чух – чух, чух – чух, Мчится поезд во весь дух, Тороплюсь, тороплю – у – усь! Везу слова вежливые!»
У Леры П. «Азбука вежливости» была оформлена в виде солнца. Каждый луч представлял собой вежливое слово или выражение.
У Оли «Азбука» превратилась в ромашковую поляну, где на лепестках ромашек были написаны вежливые слова.
А Никита вежливые слова написал на снежинках, которые кружатся в воздухе. Поймав снежинку, люди прочитают, что на них написано и непременно станут добрее и вежливее.
На празднике «Прощание с Азбукой», каждый участник проекта получил благодарственное письмо, написанное на специальном бланке.
В целом работа над проектом «Азбука вежливости» заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился тематический словарный запас, кругозор; развивались творческие, литературные способности; активизировалась речь, шло развитие в интеллектуальном плане; совершенствовалась техника чтения.
Рукописная коллективная работа «Азбука вежливости» стала частью классной библиотеки. Дети обращаются к своей книге в случае необходимости: для разрешения спорных, конфликтных ситуаций в общении.
Проектная деятельность обучающихся это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель; согласованные методы; способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Результат будет внешний, его можно видеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достижением каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.
Проекты в начальных классах – это не всегда легко, это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). Но всё-таки, организовать проектную деятельность можно. Важно, чтобы обучающиеся видели, что учителю интересно всё, что они делают.
Учитель, как и дети тоже участник проекта. Он незаметно сопровождает деятельность обучающихся, вдохновляет, помогает, если дети его об этом просят. Но не говорит при этом: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперед».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной образовательной деятельности в период обучения грамоте.
Ежегодно формируя первые классы, наблюдая за детьми, мы заметили, что каждый первоклассник поступает в школу со своей, присущей только ему, функциональной готовностью к обучению: это различный уровень...
Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".
Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...
«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»
Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...
Творческий отчёт по теме: «Активизация познавательной деятельности в период обучения грамоте»
Презентиция...
Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте.
Доклад о формировании орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте....
Рекомендации родителям первоклассников в период обучения грамоты.
Материал подготовлен для родителей первоклассников. В период обучения грамоте очень важно правильно и своевременно оказать помощь детям в освоении учебного материала. Для того чтобы помощь дала резуль...
Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте
Для повышения эффективности урока наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...