Проектно-исследовательская деятельность первоклассников.
материал на тему
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Обучение по УМК "Планета Знаний" помогает достичь отличных результатов в развитии самостоятельной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса..
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения, по которому я работаю первый год.
В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Все проекты по предметам представлены в учебном пособии, на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…
В этом учебном году мы учились создавать проекты по темам: «Наша речь», «Школа», «Одежда», «Растения», «Алфавит», «Любимое число».
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания: сделай буквы из различных материалов, напиши другу рисуночное письмо, придумай свой проект.
Изучив тему “Алфавит” детям предлагаю интересные творческие задания: “Придумай Живую азбуку”, “Составь “фруктовую” азбуку”, “Театр живых букв”, “Составь буквы из природных материалов”.
Дети представили свои проекты: «Сказочная азбука», «Живая азбука», «Азбука цветов», «Фруктовая азбука», «Азбука стран».
По теме «Школа» были представлены мини-макеты нашей школы, школы будущего.
При презентации проектов на тему «Одежда» ученики друг другу об одежде народов России в прошлом, современной и профессиональной одежде, национальных костюмах, демонстрировали костюмы Барби и ее друзей и даже одежду для животных.
Тема «Растения» - это один из проектов в 1 классе, который предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.
Все работы мы старались вывешивать на стенды; оформляли выставку. Это дает возможность ознакомления с материалом всех учащихся школы, родителей, коллег, так как выполненные проекты были очень разные по содержанию и оформлению.
Все участники подошли к делу очень серьезно, презентовали свои материалы в виде рисунков, стен газет, фотографий, выставок мод, игр, загадок, ребусов, поделок из природных материалов, книжек-малышек и т.д. Это говорит о том, что в нашем классе учатся любознательные, заинтересованные ученики и их родители.
Со стечением времени работы у ребят получались все удачнее и интереснее.
На родительском собрании мной были даны рекомендации фотографировать все выполненные проекты и разместить их в портфолио ученика.
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
От класса к классу темы будут усложняться, становиться более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами. Постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия.
Так, в декабре, в начальной школе проходил семинар «Проектно-исследовательская деятельность », я проводила урок окружающего мира по теме «Времена года», где в итоге учащиеся в группах создавали проект. Хочу признаться, что итог такой экспериментальной работы меня волновал. Вначале урока была проведена подготовительная работа, обобщение и систематизация знаний, затем дети были разделены на группы, озвучены правила работы в группах, распределение обязанностей, выбор старшего. Ученики получили конверты, в которых были стихи, загадки, пословицы, картинки с природными явлениями. Далее дети работали по плану.
1.Прочитайте стихотворение.
Наклейте его в прямоугольник 1.
О каком времени года идет речь?
2. Выберите месяца, которые относятся к данному времени года. Приклейте их в правильном порядке в прямоугольники 2,3,4.
3.Подберите соответствующие картинки с природными явлениями, какие изменения происходят у животных, с занятиями людей, приклейте под месяцами в прямоугольники 5,6,7.
4. Подберите 2 пословицы о вашем времени годе. Приклейте их в прямоугольники 8,9.
5.Придумайте значок, обозначающий время года и зарисуйте его в квадрат.
7.Представьте свой проект.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...