Развитие познавательной активности школьников.
статья
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poz.aktivnosti.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.
В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы – одной из задач образования. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагали свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме, в частности статью кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Еще работая в Предшколе, подготавливая шестилетних детей к школе, совместно с психологом школы мы провели тестирования, с целью изучения подготовки ребенка к обучению.
Для оценки использовались следующие критерии:
1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа предложенная С.А. Банковым).
2. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
3. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна-Иерасека.
4. Исследование уровня восприятия.
5. Исследования памяти.
6. Исследования мышления.
По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе выделяю пять уровней познавательной активности:
• нулевой уровень;
• относительно - активный уровень;
• исполнительно – активный;
• активный уровень познания;
• творческий уровень познавательной активности.
Попробую проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:
Уровни познавательной активности. Психолого-педагогические особенности учащихся.
Нулевой уровень: Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.
Относительно - активный уровень: Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.
Исполнительно – активный уровень. Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.
Активный уровень познания. Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.
Творческий уровень. Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Моя задача – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания. В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
При формировании исследовательских умений младших школьников придерживаюсь следующих условий:
• Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков чтения, риторики, русского языка, применяю исследовательский метод в преподавании тем.
• Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
• Творческая среда.
Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.
• Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Для достижения поставленной цели использую технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий.
Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовать свою работу (планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования).
3. Умения работать с информацией.
4. Умения представлять результат своей работы.
Начиная с первого класса происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. С каждым годом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко
приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.
При работе над проектами придерживаюсь следующей структуры:
(таблица «Деятельно – процессуальный подход к выполнению творческих проектов).
В приложении.
Назову основные методы и приемы работы над повышением уровней познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности.
Нулевой уровень.
Непросто, но стараюсь установить добрые отношения с такими детьми. Основным приемом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания»; обращение к ученику только по имени, похвалы, одобрения, добрый ласковый тон. Заметила, что эти учащиеся, почувствовав доброжелательную атмосферу, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Тогда возникает цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности создают психологические предпосылки для перехода на более высокий уровень.
Относительно - активный уровень.
Ученикам с относительно – активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Для них также важна эмоциональная поддержка, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Для этих детей стараюсь поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной работы, дети начинают испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, у них возникает желание повторить и упрочить его, проявляется готовность к интеллектуально-волевым усилиям.
Исполнительно – активный уровень.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно - активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаю на уроках. Очень любимы ребятам ролевые ситуации, когда они могут подключиться к технологии, оценивая ответы одноклассников, выступая в роли «исследователя», «мудреца», «эксперта», «наблюдателя». Для детей с исполнительно - активным уровнем познания, должна стать норма готовности к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций.
Основная моя стратегия в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к активности в учении. Здесь ведущую роль играет исследовательская и проектная деятельность.
Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависит от врожденных задатков. Работу с такими учащимися строю на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом, главное, что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.
Свои уроки строю с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей:
• линейный урок (с каждой группой по очереди);
• мозаичный урок (включение в деятельность той или иной группы, в зависимости от учебной задачи);
• активно- ролевой урок (подключение учащихся с высоким уровнем активности для вовлечения остальных);
• комплексный урок (совмещение всех предложенных вариантов).
Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей.
Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат.
Это доказывает диаграмма уровня познавательной активности. Постараюсь к концу четвертого класса добиться наивысших результатов, а именно, чтобы познания и любая деятельность, связанная с ним, стала потребностью в самообразовании и самосовершенствовании.
Используемая литература:
1.Статья кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» журнал «Народное образование».
2. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов. Автор и источник заимствования неизвестен.
В настоящее время проектная работа очень активно входит в нашу жизнь, и, конечно, в образовательный процесс. Теперь мы уже не представляем свою работу с ребятишками без разработок различных учебных, оздоровительных, экологических, социальных проектов. Тем более, говоря о стандартах второго поколения. Ведь проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Проблема возникает сама собой, планировать и работать над реализацией проекта мы более менее уже научились, но возникают вопросы по оформлению работы и её защите, а требования к оформлению ученического реферата таковы:
Структура реферата:
Реферат следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
К реферату могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10 – 20 страниц печатного текста форматом А4, размер шрифта – 12 (14). Введение – 10% от объёма названных частей, заключение – 10%.
Оформление реферата:
Оформление реферата производится в следующем порядке (каждая часть начинается с новой страницы):
титульный лист;
оглавление (с указанием страниц, глав, разделов);
введение (обоснование выбора темы);
основная часть (разбивается на главы и параграфы);
заключение (вывод, обобщение, практическое значение реферата);
список литературы;
приложения.
Оформление страниц:
размеры полей страницы: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм;
номер страницы наносится на верхнем поле листа посредине, пишется арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.», буквы «с.» и знаков тире;
счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
Оформление титульного листа:
название учебного заведения;
РЕФЕРАТ;
тема реферата;
учащийся (аяся) __ класса: Ф.И.О.;
руководитель: Ф.И.О.;
населённый пункт, в котором находится учебное заведение;
год написания реферата.
Оформление списка использованной литературы:
список литературы оформляется в алфавитной последовательности;
в нём указывается - Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.
Оформление ссылок на источники:
Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника, номер тома, части, страницы.
Теперь немного расскажу о требованиях к выступлению учащихся
Защита проекта:
Время выступления – 5 -7 минут; время ответов на вопросы - 3 минуты.
Оформление тезисов (2-3 листа формата А4):
Краткая постановка цели и задач проектной работы.
Краткое описание содержания работы - основные ее положения.
Актуальность работы (возможность применения, чем обусловлено выбор данной темы, ее научность и практическая значимость).
Описание методов решения поставленных задач или проблемы (анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).
Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.
Основные требования к устному выступлению:
четкость, лаконичность и доступность изложения материала;
соответствие темы работы ее содержанию (а также сформулированы ли в проекте цели, задачи, выводы?);
актуальность и практическая значимость работы, связь с жизнью;
эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
свободное владение материалом;
грамотное использование наглядности во время выступления;
аргументированное обоснование сделанного в проекте своими руками;
наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
наличие в содержании и оформлении проекта некой исключительности –«изюминки», что сделает представление Вашего проекта более выигрышным;
умение учащихся использовать специальную научно-популярную терминологию и литературу по теме;
оформление проектной работы;
наличие каталога использованной литературы;
умение не теряться в ответах на вопросы членов жюри;
корректность поведения в процессе защиты проектной работы;
культура выступления учащегося на конференции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников
Метод проектов, статья...
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личн...
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Статья по воспитательным проблемам...
Развитие познавательной активности школьников на уроках математики
методика повышения познавательной активности ребенка...
Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения
Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...