Развитие познавательной активности школьников.
статья

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poz.aktivnosti.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.

    В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы – одной из задач образования. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
     Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагали свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме, в частности статью кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Еще работая в Предшколе, подготавливая шестилетних детей к школе, совместно с психологом школы мы провели тестирования, с целью изучения подготовки ребенка к обучению.

Для оценки использовались следующие критерии:
1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа предложенная С.А. Банковым).
2. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
3. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна-Иерасека.
4. Исследование уровня восприятия.
5. Исследования памяти.
6. Исследования мышления.
    
По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе выделяю пять уровней познавательной активности:
• нулевой уровень;
• относительно - активный уровень;
• исполнительно – активный;
• активный уровень познания;
• творческий уровень познавательной активности.


Попробую проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:

Уровни познавательной активности.                                                                     Психолого-педагогические особенности учащихся.


Нулевой уровень:                                                                                                           Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.


Относительно - активный уровень:
                                                                       Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

Исполнительно – активный уровень.                                                                      Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.

 
Активный уровень познания.                                                                                    Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.


Творческий уровень.
                                                                                                      Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Моя задача – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания. В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
При формировании исследовательских умений младших школьников придерживаюсь следующих условий:
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков чтения, риторики, русского языка, применяю исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.
Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. 
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Для достижения поставленной цели
 использую технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий.
Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений. 
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовать свою работу (планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования).
3. Умения работать с информацией.
4. Умения представлять результат своей работы.
Начиная с первого класса происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. С каждым годом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко
приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.
При работе над проектами придерживаюсь следующей структуры:
(таблица «Деятельно – процессуальный подход к выполнению творческих проектов).
В приложении.
Назову
основные методы и приемы работы над повышением уровней познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности.
Нулевой уровень.
Непросто, но стараюсь установить добрые отношения с такими детьми. Основным приемом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания»; обращение к ученику только по имени, похвалы, одобрения, добрый ласковый тон. Заметила, что эти учащиеся, почувствовав доброжелательную атмосферу, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Тогда возникает цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности создают психологические предпосылки для перехода на более высокий уровень.
Относительно - активный уровень.
Ученикам с относительно – активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Для них также важна эмоциональная поддержка, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Для этих детей стараюсь поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной работы, дети начинают испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, у них возникает желание повторить и упрочить его, проявляется готовность к интеллектуально-волевым усилиям.
Исполнительно – активный уровень.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно - активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаю на уроках. Очень любимы ребятам ролевые ситуации, когда они могут подключиться к технологии, оценивая ответы одноклассников, выступая в роли «исследователя», «мудреца», «эксперта», «наблюдателя». Для детей с исполнительно - активным уровнем познания, должна стать норма готовности к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций.

 Основная моя стратегия в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к активности в учении. Здесь ведущую роль играет исследовательская и проектная деятельность.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависит от врожденных задатков. Работу с такими учащимися строю на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом, главное, что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.

 Свои уроки строю с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей:
• линейный урок (с каждой группой по очереди);
• мозаичный урок (включение в деятельность той или иной группы, в зависимости от учебной задачи);
• активно- ролевой урок (подключение учащихся с высоким уровнем активности для вовлечения остальных);
• комплексный урок (совмещение всех предложенных вариантов).
Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей. 
Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат.
Это доказывает диаграмма уровня познавательной активности. Постараюсь к концу четвертого класса добиться наивысших результатов, а именно, чтобы познания и любая деятельность, связанная с ним, стала потребностью в самообразовании и самосовершенствовании.

Используемая литература:

1.Статья кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» журнал «Народное образование».
2. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов. Автор и источник заимствования неизвестен.

     В настоящее время проектная работа очень активно входит в нашу жизнь, и, конечно, в образовательный процесс. Теперь мы уже не представляем свою работу с ребятишками без разработок различных учебных, оздоровительных, экологических, социальных проектов. Тем более, говоря о стандартах второго поколения. Ведь проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Проблема возникает сама собой, планировать и работать над реализацией проекта мы более менее уже научились, но возникают вопросы по оформлению работы и её защите, а требования к оформлению ученического реферата таковы:

Структура реферата:

Реферат следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

К реферату могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10 – 20 страниц печатного текста форматом А4, размер шрифта – 12 (14). Введение – 10% от объёма названных частей, заключение – 10%.

Оформление реферата:

Оформление реферата производится в следующем порядке (каждая часть начинается с новой страницы):

титульный лист;

оглавление (с указанием страниц, глав, разделов);

введение (обоснование выбора темы);

основная часть (разбивается на главы и параграфы);

заключение (вывод, обобщение, практическое значение реферата);

список литературы;

приложения.

Оформление страниц:

размеры полей страницы: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм;

номер страницы наносится на верхнем поле листа посредине, пишется арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.», буквы «с.» и знаков тире;

счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

Оформление титульного листа:

название учебного заведения;

РЕФЕРАТ;

тема реферата;

учащийся (аяся) __ класса: Ф.И.О.;

руководитель: Ф.И.О.;

населённый пункт, в котором находится учебное заведение;

год написания реферата.

Оформление списка использованной литературы:

список литературы оформляется в алфавитной последовательности;

в нём указывается - Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника, номер тома, части, страницы.

Теперь немного расскажу о требованиях к выступлению учащихся

Защита проекта:

Время выступления – 5 -7 минут; время ответов на вопросы - 3 минуты.

Оформление тезисов (2-3 листа формата А4):

Краткая постановка цели и задач проектной работы.

Краткое описание содержания работы - основные ее положения.

Актуальность работы (возможность применения, чем обусловлено выбор данной темы, ее научность и практическая значимость).

Описание методов решения поставленных задач или проблемы (анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).

Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.

Основные требования к устному выступлению:

четкость, лаконичность и доступность изложения материала;

соответствие темы работы ее содержанию (а также сформулированы ли в проекте цели, задачи, выводы?);

актуальность и практическая значимость работы, связь с жизнью;

эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

свободное владение материалом;

грамотное использование наглядности во время выступления;

аргументированное обоснование сделанного в проекте своими руками;

наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

наличие в содержании и оформлении проекта некой исключительности –«изюминки», что сделает представление Вашего проекта более выигрышным;

умение учащихся использовать специальную научно-популярную терминологию и литературу по теме;

оформление проектной работы;

наличие каталога использованной литературы;

умение не теряться в ответах на вопросы членов жюри;

корректность поведения в процессе защиты проектной работы;

культура выступления учащегося на конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема

Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личн...

Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики

Игровые технологии,  как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...

Развитие познавательной активности школьников на уроках математики

методика повышения познавательной активности ребенка...

Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...