Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
статья
Статья по воспитательным проблемам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся ее мотивом.
Изучением познавательных интересов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью занималась многие учёные (Л. В. Занков, А. И. Липкина, М. С. Певзнер и другие).
Познавательная активность базируется на познавательном интересе – избирательной направленности личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию и носит «поисковый характер». Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности ребенка, но и на протекание его психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые приобретают особую направленность.
Активизация познавательной деятельности без познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением, усилием.
Активность, в том числе и познавательную можно определить, как эмоционально-познавательное отношение к предметам, деятельности. Условно различают следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В основе формирования познавательного мотива лежит познавательная потребность, которая является стимулятором познавательной деятельности человека. Сама потребность формируется в деятельности. Последующий этап формирования познавательного мотива: синтезация потребности в познавательный интерес, который связан с отношением ученика к содержанию и процессу обучения. Мотивация обучения не стихийный процесс, его нужно специально формировать, развивать, стимулировать.
Познавательная активность – это не всякий интерес к предмету, это интерес, связанный с ядром познавательной деятельности. Это глубоко личностное образование, состоящее из нерасторжимых комплексов жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).
Однако не у всех детей одинаково успешно формируется познавательный интерес. С особыми трудностями познавательная активность формируется у детей с интеллектуальной недостаточностью. Познавательная активность, определяющая в норме направленность ребенка на учебную деятельность, у особенного ребенка обнаруживается лишь как реакция на отдельные занимательные факты, события, и не перерастает в интерес к предмету как области знаний.
У детей с интеллектуальной недостаточностью имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие – аномалия психического развития ребенка, включающая в себя:
- недоразвитие познавательных процессов, и прежде всего восприятия, узость его объема, фрагментарный характер, низкая активность,
- бессистемное мышление (вычленяются только заметные части предметов, не устанавливаются связи между частями предметов и отдельными предметами),
- нарушение памяти,
- трудности в воспроизведении образов восприятия (фрагментарность, недифференцированность),
- дефекты всех сторон речи,
- недостатки внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость),
- нарушения эмоционально-волевой сферы (недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний, их неустойчивость, неглубокость),
- нарушение деятельности (несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, неумение соотносить результаты с поставленной задачей, трудности самостоятельного планирования).
Вопросы особенностей познавательной активности, деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью хорошо разработаны в дефектологии.
В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения (развитие мышления, внимания, памяти, совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики) прекрасно решают игровые педагогические технологии. Игра, наиболее приближена к мироощущению ребенка, она естественна и может помочь ему в освоении, коррекции, развитии практически всех сторон его личности.
Игровые педагогические технологии организовывают формирование и развитие универсальных учебных действий школьников. Таких как коммуникативные: умение строить коммуникации с самим собой, с коллективом сверстников, со взрослыми, умение участвовать в коллективных общественнозначимых делах, умение определять свою роль и место в коллективной деятельности, правильно и точно выражать свои мысли и чувства. Личностные универсальные учебные действия: умение фантазировать, обнаруживать и демонстрировать интерес к окружающему миру, к себе, умение ориентироваться на моральные нормы. Регулятивные универсальные учебные действия: планирование, анализ и оценка деятельности. Игра стимулирует интерес ребенка к учебной, познавательной, творческой деятельности. Применение педагогом в учебно-воспитательном процессе игровых педагогических технологий делает процесс познания интересным, увлекательным, доступным для ребенка, позволяет ему обрести более прочные, качественные и долговременные знания.
Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она облегчает ребенку процесс учебной деятельности, который окончательно сформировывается лишь к концу обучения в начальной школе. Применение дидактических игр, игровых ситуаций в этом возрастном периоде обусловлено психофизическими особенностями ребенка 7 – 10 лет и доказано психологическими и дидактическими исследованиями.
Н. В. Кондратенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личн...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...
Развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....
Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности
Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...
Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...