Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Еронина

Метод проектов, статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников

Содержание : 
1. Введение 
2. Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников 
3.. Методическое обоснование опыта. 
4. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности. 
5. Заключение (факторы успешности опыта). 
6. Приложения. 
7. Список литературы 
Введение 
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. В настоящее время государству необходимы люди, умеющие интегрировать знания и применять их на практике, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Действующий традиционный подход к обучению не оправдывает себя, так как основывается на воспроизведении учащимся полученных знаний. 
Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает построение образовательного процесса на основе самостоятельного получения учащимися новых знаний в результате работы над учебным материалом. Для достижения поставленных целей в старшей школе, нужно приучать к активной познавательной деятельности детей уже в младших классах. 
Проблема познавательной активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. 
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. 
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. 
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. 
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. 
Особый интерес педагогов вызывает технология проектно _исследовательской деятельности. В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» 
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. 
Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела меня к выбору темы самообразования «Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников». 
Цель - изучить влияние метода проектов на развитие познавательной активности младшего школьника. 
Объектом исследования - обучение младших школьников 
Предметом исследования – метод проектов как средство обучения, способствующее развитию познавательной активности младшего школьника. 
Гипотеза исследования – я предполагаю, что включенность младшего школьника в использование при обучении метода проектов стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой, оптимизирующей развитие такой активности, если 
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; 
- активность воспроизведения знаний будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; 
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; 
- педагог будет понимать значимость использования методов проектов обучения в целях развития и воспитания младших школьников, владеть технологией включения активных методов проектов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими. 
Задачи исследования: 
- проанализировать состояние проблемы развития познавательной активности младших школьников путём использования методов проектов в обучении в психолого-педагогической литературе 
- определить условия повышения эффективности развития познавательной активности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении; 
- разработать условия организации технологии методов проектов в обучении младших школьников; 
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию методов проектов обучения в начальной школе посредством включения в целостный педагогический процесс. 
2. Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития познавательной активности младших школьников 
1.Сущность метода проектов 
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. 
Проект (от латинского projectus –брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния),в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. 
В педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно ¬поисковых и креативных методов, инстру¬ментально направленных на самостоятельное достижение детьми заду¬манного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни. 
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогиче¬ского процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: 
– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности; 
– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образо¬вательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; 
– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; 
– служит средством развития творческой активности, мышления, спо¬собности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость; 
– включает формирование у детей навыков по организации и использо¬ванию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои воз¬можности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; 
– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. 
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности . 
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. 
2. Типология учебных проектов 
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи¬ческим признакам можно отнести: 
1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при¬ключенческий и т.д. 
2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы¬ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто¬рические, музыкальные. 
3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо¬вые); 
5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические). 
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про¬ектов: 
• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду¬манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре¬зультатов; 
• Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совмест¬ной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.); 
• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ¬ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе¬ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно¬шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль¬таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри¬совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая; 
• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предна¬значенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом; 
• Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников про¬екта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газе¬та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.). 
По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть: 
• литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные ти¬пы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на¬писать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в га¬зету, альманах, стихи и т.д.; 
• естественно - научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д.); 
• экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние жи¬вотные в городе и т.д.); 
• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, по¬скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов; 
• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре; 
• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований; 
• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты; 
• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы¬кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д. 
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на¬званным выше признакам. 
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из¬меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащих¬ся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. 
3.Организация проектной деятельности учащихся. 
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях) Е.Г. Новолодская. 
Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: 
– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности; 
– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; 
– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, 
-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; 
– служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость; 
– включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; 
– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. 
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. 
Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. 
Этапы творческого процесса, выделенные П.Н. Андрияновым, имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты: 
– обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея –задача), 
технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации); 
– практическая работа над идеей (результат: практическая реализация); 
– апробирование объекта в работе, 
доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества). 
Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий: 
– интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное,валеологическое,прикладное,ознакомительно-ориентиро 
вочное и пр.; 
– программно_целевая, суть которой состоит в том, что реализаципроекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей; 
– деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема –цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе; 
– интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся; 
– креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» (успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться как собственный опыт и «открытия», а значит, ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность); 
– стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации; 
– коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды; 
– ценностно_ориентационная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я_концепции» к «Мы_концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путем самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни. 
К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие: 
– последовательность в планировании и осуществлении проекта; 
– регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении); 
– динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки); 
– учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся; 
– гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; 
- равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта; 
– инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу; 
– гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями; 
– творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу; 
– самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы; 
– здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются само_ оздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды; 
– развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.; – новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач; 
– результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностнозначимой и социально детерминированной задачи; 
– завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат. 
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно_поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни. 
3.Методическое обоснование опыта. 
Я, Пантюхина Ирина Александровна, учитель начальных классов. 
Преподавательской деятельностью занимаюсь 24 года. Имею высшую квалификационную категорию 
Моё кредо: Дарить детям радость! 
Помочь ребёнку стать творцом! 
Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому! 
Смысл учительской жизни – учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребёнка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально – педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося. 
Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении активности учебного процесса. 
Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи». 
Чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника. 
Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена. 
Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли. 
У моих учеников стараюсь сформировать стремление к самоопределению и самообразованию: 
- уметь самостоятельно работать с источниками знаний, вести экспериментальную практическую работу; 
- понимать и принимать учебные задания, проверять свою работу и работу напарника; 
- уметь сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; 
- активно участвовать в диспутах, грамотно вести диалог; 
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы: 
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом? 
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал? 
-Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы? 
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. 
В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные викторины, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках. 
Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. 
Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. 
В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу: 
сформировать у учащихся потребности и желания реализации: 
- самоорганизации; 
- самодеятельности; 
- самоуправления; 
-самообучения. 
Представленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребёнка и его реального самоутверждения. Внеурочная деятельность детей оказывает существенное влияние на учебные занятия. 
Таким образом, организацию учебно-воспитательного процесса строю на трёх составляющих: 
1. Организацию проектно-исследовательской деятельности. 
2. Развитие классного самоуправления. 
3. Активизацию родительской общественности. 
Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями. 
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. 
Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. 
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания. 
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. 
В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. 
В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. 
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры. 
В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. 
Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.
Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. 
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. 
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. 
Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи. 
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. 
Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 
Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат. 
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. 
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы. 
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. 
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. 
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки. 
Проектная деятельность: 
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?» 
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы. 
3. Оценочные умения. 
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение. 
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность. 
6. Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения. 
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы. 
Исследовательская деятельность: 
1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения) 
2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений) 
3. Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы) 
4. Давать определение понятиям. 
5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования) 
6. Делать выводы и умозаключения. 
7. Классифицировать материалы. 
8. Работа с текстом. 
9. Доказывать и защищать свои идеи. 
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям. 
Направления исследовательской деятельности: 
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах: 
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.; 
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок. 
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей. 
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников. 
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов. 
Этапы индивидуальной и групповой работы: 
1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу. 
Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения. 
2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. 
А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. 
Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”. 
3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения. 
4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. 
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость. 
5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления. 
6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией. 
7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная или районная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в течении учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашего района . Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. 
Выступление ребенка на конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы. 
Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей. 
Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, урочной и внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался «образ» класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей. Не всё сразу получалось. Первый проект был по внеклассной работе был посвящен теме «Моя Родина». Защита проходила в присутствии родителей. Дети очень волновались, но первым блин не был комом. Очень активно применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Дети проекты оформляли по - разному, кто - то в бумажном варианте, были и презентации. От урока к уроку. от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике. Конечно, в 1 классе нашу работу может еще и не назовешь проектом, но все-таки.. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Меня вдохновила статья в газете "Начальная школа" №48-2003. Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали), потом буквы имени, фамилии, имя мамы и т.д. Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали "живой" , искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в папку с файлами.. Получилась у каждого своя азбука. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут. Позже делали проекты по внеклассному чтению. Тема была посвящена произведениям русских поэтов о родине. Проекты были представлены в виде книжек малышек. Начиная со второго полугодия первого класса те дети , которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте , у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Очень интересным, на взгляд был проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок . Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками- подсказками, которые дети подбирали ,наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении очень интересным был представлен проект группы учеников , на котором они представили пословицы о книге, рассказали о чем они. Материал представлен в форме простой презентации. Для учеников 1 класса это большая работа. Одним из ярких проектов, который мы готовили с детьми во 2 классе, это был проект , посвященный 65 годовщине ВОВ и назывался он «Моя семья и война». . Защита проектов состоялась на классном часу «Они сражались за Родину» В класс вошла живая история вместе с этим проектом, где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка. 
Однажды, на классном часу, который был посвящен нашим домашним питомцам, один ученик высказался о том, что на улицах много бездомных животных. Он интересовался, почему так происходит. Так появилась проблема, над которой я предложила поработать этому ученику. И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название « Мы в ответе за тех, кого приручили.» Найденный материал мы вместе просматривали, попутно выясняли, что нужно провести ещё анкетирование, подбирали фотографии, проводили интервью, проводили подсчет бездомных животных, наблюдали за их поведением, местами скопления ит.д. Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Виноградов Иван выступил перед одноклассниками на классном часе, перед родителями, тем самым, приобретая ораторские способности. Было решено данную работу представить на районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников « Я – исследователь». Эта работа была оценена жюри и Иван получил диплом 1 степени. Было рекомендовано подать заявку на участие с этой работой в Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», который состоялся в г.Мелеузе. В составе группы учащихся из нашего района, Виноградов Иван, стал участником этого конкурса. Результат нашего выступления – диплом 2 степени. Очень удачными оказались исследовательские работы «Чистый ли белый снег», «Почему портфель тяжелый». Дети с этими работами участвовали в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Шаг в науку», республиканском НПК «Шаг в науку», в региональном туре конкурса « Я исследователь» и заняли призовые места. 
В 2013 году мои ученики Сидорова София и Девенко Данил провели большую работу и выполнили проект «Нужна ли сменная обувь в школе» С этой работой они выступили на НПК муниципального уровня и заняли превое место. Эта работа была представлена и на НПК республиканского уровня и ребята получили диплом 2 степени. 
4.Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе. 
В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя 
и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. 
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. 
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. 
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. 
Внедрение в практику метод проектов дает вполне конкретные результаты, а именно: 
1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; 
3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 
4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 
5) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности. 
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом 
Заключение. 
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований. 
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. 
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. 
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. 
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. 
Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка». 
Всегда в делах, всегда в заботах. 
Учить детей – моя работа. 
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы. 
Список литературы. 
1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008 
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002 
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008 
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009 
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»...

Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики

Игровые технологии,  как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...