Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики
статья
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики.
«Нельзя забывать, что ребёнок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности, – несчастный человек. Дать ребёнку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первая задача педагогики».
В.А. Сухомлинский
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. Поставленные задачи требуют внедрения в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Несомненно, для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?
Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
- Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и открывает сильное влияние на его развитие.
Приведу примеры наиболее эффективных игр для использования на уроках математики. Обработке вычислительных навыков способствуют различные игры. Например, игра "Ай да ну". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые кратны трём должны, сопровождать словами "Ай да ну", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.
"Счёт-дополнение". Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 12,6. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 12,6. Ученики должны в ответ назвать другое число, дополняющее данное до 12,6. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
" Торопись, да не ошибись." Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.
"Не зевай." Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание написано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнаёт только тогда, когда его товарищ, видящий впереди, сообщит ему ответ в своём задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачёркивает работу всех остальных.
"Составь слово." Учитель предлагает на карточках записанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие друг за другом. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово (желательно похвалу).
" Математическая эстафета." В младших классах внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат дают эстафеты, проводимые в конце урока.
Три картинки разрезают на 12 равных прямоугольников. На обратной стороне каждого прямоугольника написано задание. Прямоугольники складываются в три коробочки, по коробочке для каждого ряда. Коробочка передаётся по ряду, и каждый ученик берёт себе карточку. На доске против каждого ряда прикреплены по листу бумаги, разделённому на 16 таких же частей, в которых написаны предполагаемые ответы. По команде: " На старт! Внимание! Марш!" – ученики, сидящие на первых партах слева направляются к соответствующему листу бумаги на доске и прикрепляют свою карточку к нужной части так, чтобы ответы совпадали и чтобы картинка была с лицевой стороны. Возвращаясь на место, они передают право соседу прикрепить свой кусочек картинки на общую часть и т.д.
Заданий для каждого ряда 12, а ответов на доске 16. Ребята должны найти среди указанных правильные ответы. В результате правильного решения заданий на доске появляется картинка.
Нравится ребятам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.
Задание со сменой установки.
Этот приём работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему приём носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть "обманываем" детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: " Решим задачу, выполним упражнение и т.д." Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приёма в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигур). Учащимся предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или письменно.
52. 0. 45. 248. 1941
- Сколько всего чисел?
- На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
- На каком месте стоит трёхзначное число?
- Назовите первое число.
- Какому историческому событию соответствует последнее число?
Много делается учителями в плане формирования познавательного интереса у учащихся. Но, несмотря на это, на уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определённое задание в классе находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чём причина? Есть основание полагать, сто обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученик в том, что выполнить это задание предложат более успевающему.
Как же привлечь внимание таких учащихся к поставленному заданию? В таких случаях я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и хорошо воспринять новые темы.
Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:
- Опорная формула, написанная цветными чернилами.
- Решённые примеры.
- Р.С. – Реши сам.
Делать эти карточки следует из тонкого картона. Приведу пример карточки-консультанта.
Ученик получает чистый лист бумаги, на котором пишет свою фамилию, сверху накладывает карточку-консультант. Знакомится с формулой и разобранными примерами, затем решает сам. Данный метод имеет и воспитывающую функцию. Когда каждый ученик на уроке занят посильным делом, проблема дисциплины снимается сама собой.
Очень часто причины плохого выполнения письменных работ контролирующего характера кроется в отсутствии у школьников умения осуществлять самоконтроль. Это умение надо последовательно формировать. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки кратковременных самостоятельных работ. После истечения времени, отведённого на выполнение самостоятельного задания, учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Верные решения записаны на доске. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала, о чём свидетельствуют наблюдения за учащимися. При проведении одной из таких работ слабоуспевающий ученик, проверяя работу товарища, заметил, что теперь бы он написал работу лучше, так как понял, как надо выполнять задания данного типа. Такая форма работы учит учащихся не только проверять, но и качественно выполнять задания, предложенные на письменных работах.
Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.
Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету.
В таких задачах математика предстаёт перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам.
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ (КУБИКИ) НА УРОКЕ
Приготовьте набор из 20 игральных кубиков. Это могут быть как самые обычные небольшие кубики, которые используются в настольных играх, так и оригинальные деревянные кубики большого размера. Удобнее заниматься с кубиками разных цветов. Кубиков каждого цвета должно быть одинаковое количество. Оптимальное решение — использовать кубики 4 разных цветов, по 5 кубиков каждого цвета.
Математические игры с кубиками:
1. Учим разряды чисел. Дайте ученику три кубика и попросите его бросить их на стол. Теперь ему нужно записать цифры слева направо: первая цифра указывает на разряд сотен, вторая — десятков, третья — единиц. Это упражнение очень простое, но оно нравится ученикам.
2. Игра «Быстрое сложение». Ученики любого возраста любят командные соревнования. Разделите учеников на команды по 3–5 игроков. За одним столом одновременно играют две команды.
Каждый тур в команде выбирается бросающий, который будет бросать кубик на стол. Задача остальных игроков — правильно назвать сумму цифр на кубиках как можно быстрее. Команда игрока, который первым дал правильный ответ, получает 1 балл. Игра продолжается до 10 баллов. Игру можно усложнить, выдав бросающим не по одному, а по два-три кубика.
3. Математический тандем. Эта игра очень нравится ученикам начальной школы.
Раздайте кубики ученикам, сидящим за партами. Один ученик должен бросать кубики на стол, а второй — записывать выпадающие цифры в столбик. Когда второй ученик записал 10 цифр, ребята меняются ролями. Когда у учеников будет два листа с цифрами, они переходят к основному этапу игры — сложению на время. Ребятам нужно посчитать сумму записанных цифр. Победителем станет тот, кто сделает это быстрее и при этом не ошибется в подсчетах.
На заметку: вместо игральных кубиков можно использовать картонные кубики, на которых написаны цифры от 1 до 24. Разделите кубики на 4 группы:
Цифры от 1 до 6
Цифры от 7 до 12
Цифры от 13 до 18
Цифры от 19 до 24
Попробуйте изготовить такие кубики самостоятельно. Распечатайте, вырежьте и склейте их по нашему шаблону.
Хорошая идея! Купите песочные часы, а еще лучше — набор часов на 1, 2 и 3 минуты. Вы сможете использовать их в играх, описанных выше. Чувство ограниченности во времени поможет ученикам сконцентрироваться и заставит их искать решения быстрее.
ЧЕМУ МОГУТ НАУЧИТЬ ДЕНЬГИ?
В учебниках по математике есть много задач, условия которых посвящены подсчету стоимости товаров. Перенесите такие задачи в реальную жизнь. Используйте ненастоящие деньги, чтобы ребятам было проще и интереснее произвести требуемые арифметические действия.
Игра «Магазин». На уроке можно поиграть в магазин, распределив роли между учениками: директор, продавцы в разных отделах, покупатели, поставщики, которые привозят товар в магазин. Вы сможете придумать множество ситуаций, которые помогут ученикам освоить счёт — стоит только включить фантазию.
По аналогии с магазином можно играть в автозаправку, зоопарк или бассейн, за посещение которого можно платить помесячно или ежегодно. Уверены, вы сможете придумать еще несколько десятков вариантов подобных игр!
Хорошая идея! Если у вас или у кого-то из ваших знакомых есть навыки работы в графических редакторах, вы можете создать собственные деньги для класса. Нарисуйте банкноты разного номинала с изображениями героев мультфильмов или сказок и распечатайте их на цветном принтере. Ребятам эта затея точно понравится.
ПУТЕШЕСТВУЙТЕ ВО ВРЕМЕНИ!
Не так много детей в первом классе умеют ориентироваться во времени по часам с аналоговым циферблатом. Изготовьте макет часов из картона и используйте его для обучения.
1. Игра «Лесенка». Ученики по очереди подходят к часам и передвигают стрелки вперед. Первый ученик передвигает минутную стрелку на 5 минут, второй — на 10, третий на 15, и т. д. Можно изменить правила и поупражняться в вычитании, передвигая стрелку в обратную сторону.
2. Игра «Скажи, который час?». В эту игру нужно играть в парах. Ученики получают один макет часов на парту и играют по очереди: один ученик выставляет стрелки как ему хочется, а второй должен записать цифрами время, отображенное на циферблате. После 5 успешно выполненных упражнений ребята меняются ролями.
Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...
"Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся".
выступление на район...
Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроке
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей....
«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
использование игровых технологий на уроке окружающего мира...
"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности
Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной...
Статья обобщения опыта по теме "Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах".
Статья является обобщением опыта работы по развитию интеллектуальных способностей детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах через игровые технологии....
Развитие познавательной активности школьников на уроках математики
методика повышения познавательной активности ребенка...
- Мне нравится (1)