Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
статья (4 класс) по теме
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznav.akt_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Тимиряева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Макуловская средняя
общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
Макулово 2011
В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы – одной из задач образования.
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагали свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме, в частности статью кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Еще работая в классе «Малышок» по подготовке шестилетних детей к школе, совместно с администрацией школы мы провели тестирования, с целью изучения подготовки ребенка к обучению. Для оценки использовались следующие критерии:
- Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа предложенная С.А. Банковым).
- Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
- Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна-Иерасека.
- Исследование уровня восприятия.
- Исследования памяти.
- Исследования мышления.
По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе выделяю пять уровней познавательной активности:
- нулевой уровень;
- относительно - активный уровень;
- исполнительно – активный;
- активный уровень познания;
- творческий уровень познавательной активности.
Попробую проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:
Уровни познавательной активности.
Уровни познавательной активности. | Психолого-педагогические особенности учащихся. |
Нулевой уровень | Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение. |
Относительно - активный уровень | Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению. |
Исполнительно – активный уровень. | Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся. |
Активный уровень познания. | Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно. |
Творческий уровень. | Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. |
Моя задача – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания.
В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
При формировании исследовательских умений младших школьников придерживаюсь следующих условий:
- Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков чтения, риторики, русского языка, применяю исследовательский метод в преподавании тем.
- Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
- Творческая среда.
Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.
- Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Для достижения поставленной цели использую технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий.
Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом;
Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
- Умения организовать свою работу (планирование работы).
- Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования).
- Умения работать с информацией.
- Умения представлять результат своей работы.
Начиная с первого класса происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. С каждым годом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко
приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.
При работе над проектами придерживаюсь следующей структуры:
(таблица «Деятельно – процессуальный подход к выполнению творческих проектов).
В приложении.
Назову основные методы и приемы работы над повышением уровней познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности.
Нулевой уровень.
Непросто, но стараюсь установить добрые отношения с такими детьми. Основным приемом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания»; обращение к ученику только по имени, похвалы, одобрения, добрый ласковый тон. Заметила, что эти учащиеся, почувствовав доброжелательную атмосферу, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Тогда возникает цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности создают психологические предпосылки для перехода на более высокий уровень.
Относительно - активный уровень.
Ученикам с относительно – активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Для них также важна эмоциональная поддержка, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Для этих детей стараюсь поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной работы, дети начинают испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, у них возникает желание повторить и упрочить его, проявляется готовность к интеллектуально-волевым усилиям.
Исполнительно – активный уровень.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно - активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаю на уроках. Очень любимы ребятам ролевые ситуации, когда они могут подключиться к технологии, оценивая ответы одноклассников, выступая в роли «исследователя», «мудреца», «эксперта», «наблюдателя». Для детей с исполнительно - активным уровнем познания, должна стать норма готовности к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. Основная моя стратегия в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к активности в учении. Здесь ведущую роль играет исследовательская и проектная деятельность. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависит от врожденных задатков. Работу с такими учащимися строю на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом, главное, что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Свои уроки строю с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей:
- линейный урок (с каждой группой по очереди);
- мозаичный урок (включение в деятельность той или иной группы, в зависимости от учебной задачи);
- активно- ролевой урок (подключение учащихся с высоким уровнем активности для вовлечения остальных);
- комплексный урок (совмещение всех предложенных вариантов).
Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей.
Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат.
Это доказывает диаграмма уровня познавательной активности. К концу четвертого класса стараюсь добиваться наивысших результатов, а именно, чтобы познания и любая деятельность, связанная с ним, стала потребностью в самообразовании и самосовершенствовании.
Используемая литература
1.Статья кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности»
Журнал «Народное образование».
2. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов. Автор и источник заимствования неизвестен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций
Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"
Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №1 г. Юрьев-Польского 25 лет. С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний». П...
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...
Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".
В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...
доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...
Прект "Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность"
Цель и задачи проекта.Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.Задачи проекта: ...