Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.
статья

Кулагина Галина Ивановна

В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» г. о. Саранск

Кулагиной Галины Ивановны

Развитие эстетического опыта,

основы исследовательской деятельности, творческого воображения,

образного и логического мышления.

Содержание:

I.Введение.

1)Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

2)Образование, как средство общего интеллектуального развития личности.

II.Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

1). Развитие эстетического опыта через познание искусства, красоту природы и иных явлений мира, окрашенные в нем элементы красоты.

2). Развитие основ исследовательской деятельности через постановку проблемных ситуаций.

3). Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников.

4). Логические приемы и операции – основные компоненты развития логического мышления.

5) Использование ИКТ в практике работы.

III. Заключение.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 В. А. Сухомлинский  

I.Введение.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Современный период развития общества характеризуется такими чертами социокультурных процессов, как высокая степень информативности, мобильность и массовость, что требует формирования нового типа личности : гармонично развитой, устойчивой к нагрузкам, умеющей находить резервы для саморазвития и самореализации. В воспитании современного школьника большую роль играет образовательная среда общеобразовательных учреждений,  а также средства массовой коммуникации, телевидение, интернет,  периодическая печать. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления младшего школьника на основе развития эстетического восприятия окружающего мира его эмоционально-образного постижения, так как именно в этом вопросе заключаются основы эстетической и общей культуры школьника, в значительной мере определяется его возрастное будущее. Требования федеральных государственных образовательных стандартов к структуре начального общего образования также призваны обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, развитие познавательной активности и инициативы школьника. Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в научно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста. Задача учителя - выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности без всякого принуждения и насилия. Именно на это направлена работа по теме моего опыта.
Главные задачи, которые я ставлю перед собой – это помочь сформировать духовно-нравственную  личность, выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности, без всякого принуждения и насилия,  помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких, умеющими  ориентироваться в современном информационном пространстве. Решение этой задачи вижу  как в содержании образования, так и в  используемых технологиях обучения, используемыми мной в работе: технология интерактивного обучения (работа в парах; тройках; ролевая игра), технология  проблемно–диалогического обучения, проектная технология, личностно–ориентированная технология, применение ИКТ на уроках, развитие критического мышления и др. Именно на это направлена работа по теме моего педагогического опыта.
 Данный опыт считаю творческим и интересным. Используемые мною технологии позволяют приобщить учащихся к процессу развития познавательных навыков, овладения практическими способами работы с информацией, воспитать аналитически мыслящих, духовно-нравственных людей. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Основополагающие принципы:   принцип деятельности, принцип психологической комфортности ,системность, научность, учет индивидуальных особенностей, учащихся, перспективность, принцип творчества .

Такой подход к обучению учащихся дает неплохие результаты, повышается интерес к учебному предмету. Дети принимают активное участие в различных конкурсах, проектах, олимпиадах, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

2.Образование, как средство общего интеллектуального развития личности. 

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход. Современное образование  ориентировано на то , чтобы развивать ученика, выявлять и раскрывать его способности в соответствии с социальными требованиями и достижениями разных наук. Оно должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в научно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста.

Начальная школа, с одной стороны, должна учить деятельности - осмысленно читать, правильно и красиво писать, точно и быстро считать, логически рассуждать. С другой стороны, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо осознать окружающий мир, себя в этом мире. А для этого нужно ответить на вопросы: кто это? О чем это? Что это? Как? Интересно или нет? В этом отношении ученик, постигающий новое, и ученый делающий открытие - равноправны. Задача учителя - выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности без всякого принуждения и насилия.

Для детей младшего школьного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны, они хотят все знать. Для удовлетворения своей любознательности одним детям достаточно интересного рассказа учителя в классе. Другой категории учеников одного объяснения в классе мало, их не удовлетворяет работа со школьными учебниками. Им необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент или поставить опыт, заглянуть в справочник или энциклопедию).

  Главная цель моей работы с детьми - научить мыслить. Поэтому методическая тема, над которой я работаю, называется: “ Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления”.  

II.Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

1). Развитие эстетического опыта через познание искусства, красоту природы и иных явлений мира, окрашенные в нем элементы красоты.

          Методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа.

    Эстетическое воспитание – одна из составляющих современного процесса любого образовательного учреждения. Процесс эстетического    воспитания, по- моему является наиболее трудным среди всех видов воспитания, так как он реализуется путем воздействия на наиболее сложные функции людей, а именно , на их чувства, эмоции, переживания, настроение...Работая с младшими школьниками, я поняла, что эстетическому воспитанию в семье уделяется мало внимания, между тем, его воздействие на формирование личности огромно и разносторонне, и я решила, что моя задача – научить ребенка жить в мире прекрасного, чтобы он не только не мог жить без красоты, но и чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

Эстетическое познание искусства, природы и иных явлений мира, окрашенных присутствием в нем элемента красоты, сопровождаются развитием таких особых черт, формированием таких качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать. Однако нельзя говорить об этом без осознания эстетического воздействия языка. Именно с этих позиций я учу школьников анализировать художественные произведения, высказывать свои суждения, говорить ярко, образно, содержательно, интересно.

Роль слова высоко оценил В.А.Сухомлинский: “Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное”.

   Чем полнее человек переживает прекрасное в искусстве и в жизни, тем богаче становится его внутренний мир. Мне очень хотелось раскрепостить ребят, открыть им глаза на окружающую действительность как на неиссякаемый источник ярких впечатлений и разнообразных творческих находок.

Работу с учащимися по данному направлению, я дополняю посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музея Эрьзи,  музея Народной культуры, Краеведческого музея, а также проведением фольклорных праздников, посвящённых  разным временам года. ( «Русские посиделки», «На завалинке», «Здравствуй, боярыня Масленица»).Учащиеся моего класса в полном составе посещают вокальные занятия, где  помимо изучения народных песен, дети учатся игре на ложках.

Именно в начальной школе, закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

   Эмоциональная жизнь младшего школьника достаточно насыщена и активна. Для этого возраста характерны не только непосредственность проявления чувств и впечатлительность, но и первые попытки осознания действительности и искусства.

Из всего разнообразия проявлений эстетического, красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку присуще интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного. Природа широко отражена в искусстве – в живописи, в литературе, в музыке. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту.

Часто на экскурсиях я учу ребят понимать природу, видеть и переживать ее красоту.

Искусство учит вглядываться в природу, оно создает ее образы, но эти уроки ребенок не может извлечь сам, без помощи взрослого. Задача учителя – помочь детям увидеть и понять красоту и выразительность природы, отраженной в искусстве.

Надежный путь, ведущий к успеху, - упражнения, тренировка в эстетическом восприятии, освоение эстетических закономерностей окружающего мира.

Изучая произведения К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”, учащиеся слушали музыкальное произведение Э.Грига “Утро”.  Эта музыка помогла им представить и услышать, как композитор рисует природу, описанную в произведении К.Паустовского.

На уроке окружающего мира я столкнулась с тем, что мои ребята не знают, что такое капель. Объяснить детям нетрудно. Можно открыть толковый словарь и прочитать им оттуда определение, но я решила поступить по-другому.  Мы прислушались и услышали за окном необычные звуки, а потом, выйдя на улицу, увидели, что это “плачут” сосульки, там под лучами солнца: “Кап, кап-кап, дзинь-дон, дзинь-дон”. Мы стояли и слушали незатейливую песенку весенней капели.

Слово “капель” реализовало свою образность в художественном контексте:

Кап-кап, я капель,

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Из данных примеров видно, что на работу по эстетическому восприятию слова существенно влияет общение с природой в разных формах.

Природная живость, непосредственность, эмоциональность, любознательность младших школьников – это благодатная почва, на которой можно взрастить духовно богатую творческую личность.

Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствие принимают участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.  Детям нравится работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как они понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь. А сколько радости в глазах ребят, нет скучающих, равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Однако различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Думаю, применение системы развивающего обучения способствует ускорению этого процесса.

Очень нравятся детям уроки чтения. На этих уроках ученики пытаются раскрыть тайны художественного слова, вместе с литературными героями переживают те или иные события.

Интересны бывают их рассуждения при анализе того или иного произведения. Их эмоциональность и самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи дети используют выражения: “я думаю”, “мне кажется”, “я удивлен”, “меня поразило”, “мне было жалко”, “но я надеюсь” и др., а также высказывания о самом авторе, стараются дать ему оценку как личности: “только добрый, любящий людей человек мог написать такое произведение, где добро побеждает зло, сильные помогаю слабым”.

В конце работы над очередным произведением я даю свою оценку творчеству изучаемого поэта или писателя, и дети испытывают безграничную радость, если наши суждения совпадают: “Я же говорил!”, “Я был прав!”. Уверена, что это помогает чувствовать себя более уверенно.

Хочу отметить, как проводится работа над “художественным словом”.  После первичного восприятия текста направляю мысль ученика на понимание меткости и емкости художественного слова, задавая вопросы типа: “Какими словами передал поэт красоту?”, “Из каких слов это видно?”. “Какие емкие слова использовал автор?”, “Почему автор использовал то или иное слово?”, “Перечислите слова, используемые автором в описании прекрасного”. Чаще всего звучат такие ответы: “Так интереснее”, “Это слово больше подходит”, “Это слово точно передает”.

Все это способствует восприятию произведения, совершенствование навыка чтения. Из 28 учеников в 4-ом классе на конец года, 14 учеников читали свыше 100 слов в минуту, 7 учеников – 80-90 слов, 1 ученик – 59 слов.

      Уверена - если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой – доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким.          

2). Развитие основ исследовательской деятельности через постановку проблемных ситуаций.

Я считаю главное в работе с детьми - это общение учителя с учащимися, оно должно не угнетать, а давать свободу для самовыражения. Главное в отношениях  учителя с учеником – вера в силы детей. Убеждена, что ребенок развивается  только в деятельности. С 1 класса в работу со своими детьми я включала элементы исследовательской деятельности и заметила, что это очень их увлекает.

Чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют благодаря предоставленной им свободе для самовыражения.  

 С целью развития орфографической зоркости уделяю особое внимание языковому материалу: толкованию слова, синонимам, антонимам, составлению предложений с последующим разбором.

Приведу пример: Тема урока: “Неопределенная форма глагола”.

-Исследуйте слова гореть, желать. Эти слова – глаголы, потому что обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать?

-Определите лицо, число, род глаголов (Дети пытаются изменить неопределенную форму глагола – не получается. На лицах детей – улыбки.)

-А как? Не получается?

-Давайте думать вместе!

У этих глаголов нет числа и времени.

-Они неопределительные и неопределяемые.

-А я знаю, что это начальная форма.

-Молодец, Юля, ты нас подвела к теме нашего урока. Давайте попробуем ее сформулировать.

-Начальная форма глагола.

-Молодцы! Вы настоящие исследователи

2)Тема урока  «Местоимение как часть речи»

- Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Проверка по эталону на слайде

- Почему вы не все слова распределили?

  • А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

  • А как называется эта часть речи?

-Значит, какая цель нашего урока?

-Верно мы познакомимся с новой частью речи

-Какие задачи мы поставим перед собой?

-Так на уроках ребята делают открытия.

3). Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа.

Очень интересно проходят уроки математики. Стараюсь материал подобрать так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.

Решают неравенства, свободно пользуются формулами, составляют программы действий. Применяю на практике игровые формы деятельности: викторины, блиц - турниры.

На уроках стараюсь не давать готовых знаний, а создаю проблемные ситуации, ориентирующих учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. В учебнике математики очень много нестандартных заданий (задачи в стихах, ошибки-невидимки, логические цепочки, логические задачи, зашифрованные слова).

 Уроки окружающего мира также способствуют развитию творческой личности. Игры, кроссворды, задания способствуют пониманию и усвоению материала. У многих учеников имеется книга из серии “Все обо всем”. Эти предметы развивают в детях любознательность, учат азбуке общения, умению работать сообща.

Вот несколько видов работы.

  1. Путешествие воздуха (вдох-нос-трахея-бронхи-легкие).
  2. Докажите, что органы дыхания – воздушные ворота организма.
  3. Расшифруйте слово.

      Название науки, которая изучает, как охранять здоровье.

Г

И

Г

И

Е

Н

А

     

  1. Разгадайте ребус.

И 100’ З Я

  1. Соотнесите историческое событие с тем годом, когда оно происходило.

988 г.

Первое упоминание о Москве

1480 г.

Ледовое побоище

1147 г.

Крещение Руси

1242 г.

Куликовская битва

1380 г.

Падение ордынского ига

В результате ребенок входит в мир Исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов,  реализуются способности.

Развитие творческих способностей продолжается на уроках риторики, где дети учатся высказывать свои мысли, оценивать жизненные ситуации, сочиняют загадки, сказки.

Вот пример заданий:

  1. На что может быть похожа … клякса?
  2. Сочини сказку по данному названию и рисункам.
  3. Сочини сказку про добрую или злую Бабу-Ягу.
  4. Допиши словечко – рифму.

                 Мишка плачет и ревет,

                 Просит пчел, чтоб дали_____.

                 Прыгал птенчик по дорожке,

                 И клевал большие_____.

  1. Подумай и напиши, как бы Снегурочка поздравила с Новым годом:

Чебурашку

Крокодила Гену

Льва Чандра

Как они ответят на ее поздравление? Разыграй эту сцену.

Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит - сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную систему, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое учениками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремиться передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

   В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня развития проектно-исследовательской деятельности и реализации их на практике:

  • Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.
  • Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  • На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.

    Кроме того, начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

Предлагаю в качестве примера фрагмент урока русского языка по теме:  “Роль приставки в словах. Определение приставки”. (2класс), на котором проводилась исследовательская работа учащихся.

  1. Выдели корень в однокоренных словах:

          Ходули, переход, ходунки, выход, ходоки, приход.

  1. Раздели эти слова на две группы по наличию суффиксов.

             С суффиксами                            Без суффиксов

   Выдели в словах 1-го столбика суффиксы.

   Вспомни их значение.

  1. В словах 2-го столбика выдели корень? Что ты заметил?
  2. Новая часть слова называется приставкой. Выдели ее. Какие приставки тебе встретились?
  3. Где в слове стоит приставка?
  4. Составь предложение со словами из 2го столбика.
  5. Сделай вывод, для чего нужны приставки?
  6. Заполни таблицу.

Суффиксы

Приставки

Сходство

Отличие

  1. Устно дай определение приставки.

Приставка – это ….

4). Логические приемы и операции – основные компоненты развития логического мышления.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически сделанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.

Умственно развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателями умственного развития школьников являются умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов действий.  В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мысленных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.

Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения. Суждение – это форма мышления, в которой что – либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о состоянии, виде деятельности, или об отношении между предметами, о наличии или отсутствии у них каких либо свойств. Логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Формирование таких мыслительных операций усиливает убедительность высказываний и вместе с этим повышает культуру мышления.

В особой мере развитие логических операций производится на уроках математики и на внеурочных занятиях курса «Умники и умницы. Приведу пример заданий на развитие логического и образного мышления, используемых на этих уроках.

  1. Задание на определение истинности или ложности суждения.

Верно или не верно высказывание:

а). Небо зеленое;

б). Когда снег растает, получится вода;

в). Когда вода закипит, получится молоко;

г). Сказку “Кот в сапогах” написал Андерсен;

д). Сказку “Мойдодыр” написал Корней Чуковский;

е). Солнце светит ночью;

ж). Квадрат является прямоугольником.

2. Задания со словами связками.

При  выполнение этого задания дети дополняют предложенные ими высказывания словами – кванторами  “все”, “некоторые” так, чтобы получились истинные высказывания.

Например, такими предложениями могут быть

-дети знают математику на “пять”;

-числа двузначные;

-ромбы – четырехугольники;

-числа складываются;

Произведения равны 0, если хотя бы один из множителей равен 0;

Предлагаются высказывания, в которые нужно вставить другие слова (кванторы): ни один, никто, каждый, любой и др. И дети должны объяснить свой выбор.

3.  Задание на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями (логические задачи).

а). Ложка тяжелее, чем вилка, а нож легче, чем ложка. Что легче всего?

б) У Гены, Коли, Кости  Толи во время драки оторвались от пальто пуговицы. Подпиши,где чья пуговица, если известно, что пуговица Коли не самая маленькая, но она меньше,чем у Гены и Толи. А пуговица Гены не меньше , чем у Толи.

-------         -------         ---------       -----------

4. Уже с 1 класса детям предлагаются задания на выделение свойств предмета путем их сравнения, формируется понятия об общих и отличительных признаках предметов.

а). Раскрась каждый предмет подходящим цветом и зачеркни лишний предмет.

б)Определи закономерность. Найди неизвестную фигуру

   

в). Установите закономерность и найдите недостающее число:

 Б  Д    7

  Г   Е   ?

г). Замени звездочки цифрами так, чтобы получились верные записи:

  • <  6             *   >  8                 5   =  *
  • д) *9-64,  7* -54 ,  *5-44,  3* -34,  *1-24?

- Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.

На уроках русского языка тоже используются задания, способствующие развитию логического мышления.

а). Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

В_гон, м_тро, б_бл_отека. Ро__ия, учит_ль, праз_ник, ф_нари.

б). Внимательно посмотрите на данную запись:

большой- маленький

сухой-?

война-?

глубокий-?

старый-?

гладить-?

Твердый-?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете , какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

5).Использование ИКТ в  практике работы.

    Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Благодаря программе Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Уроки с использованием ИКТ –являются , на мой взгляд, одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

  • усилить образовательные эффекты
  • повысить качество усвоения материала
  • осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Поэтому, в практике своей работы я использую различные презентации, мультимедийные курсы, ресурсы интернета, использую метод проектов. Учащиеся моего класса уже несколько лет разрабатывают собственные проекты и представляют их на школьных, городских, республиканских НПК. Компьютеры предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки докладов, сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде презентации, т. е. проиллюстрировать сообщением наглядно.

Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

III. Заключение.

 Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны, с возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства, благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения для развития творческих способностей детей

Работая над развитием логического мышления на уроках, заметила, что при самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательства, делают выводы. А сильные ученики выдвигают свои гипотезы и с успехом их отстаивают.

Такой подход к обучению учащихся дает неплохие результаты, повышается интерес к учебному предмету. Дети принимают активное участие в различных конкурсах, проектах, олимпиадах, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

IV.Библиография.

  1. А.В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников // Н.Ш. плюс до и после, 2005г. №12.
  2. Л.С. Бушуева, Л.П. Блощицина. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. //Н.Ш. плюс до и после, 2004.г №8.
  3. Т.В. Голубева. Исследовательская работа детей на уроках русского языка. //Н.Ш. плюс до и после, 2005.г №6.
  4. С.Н. Демененьтева. Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира. //Н.Ш. плюс до и после, 2003.г №3.
  5. О.А. Куревина. Приобщение к прекрасному через художественно – творческую деятельность. //Н.Ш. плюс до и после, 2005.г №7.
  6. О.А. Куревина., Л.Г. Петерсон, Концепция образования: современный взгляд. //М.1999г., №5.
  7. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми. //Н.Ш. плюс до и после, 1999.г №5.
  8. Н.И. Поливанова., И.В. Ермакова., И.В. Ривина. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе “Школа2100”.//Н.Ш. плюс до и после, 2002.г №12.
  9. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
  10. Бантова М. А. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителя общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.] – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  11. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. // Начальная школа. 2010. – № 2. – с. 3-8.
  12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.:, АПН РСФСР, 195 

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт заинтересует учителей начальных классов. Причем не только в образовательном, но и в воспитательном процессах. Думаю, что разрабатываемые материалы привлекут внимание студентов, начинающих педагогов. Свои методические разработки представляю на профессиональных конкурсах и размещаю в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не ...

Из опыта работы (исследовательская деятельность) «Возможности сказки в творческом развитии учащихся»

Сказки – это волшебный мир, куда попадает каждый ребенок, читая их. Уроки литературного чтения дают возможность ребёнку оказаться в этом волшебном мире, который  развивает у детей воображение, фа...

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Предмет: исследовательская деятельность; творческое объединение « Весёлая наука» Тема: Проведение опытов с разными предметами. Невидимые чернила.

План конспекта-урока1. Тема и номер урока в теме: Проведение опытов с разными предметами. Невидимые чернила. Цели:Образовательная:Познакомить   с разными способами образования невидимых...

Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности

Обобщение опыта реализации  программы  внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»в ...

Занятие 5, направленное на развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление).

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальнаяКласс / возраст детей: 1 «Д», 7-8 лет.Тема: занятие 5, направленное на развитие у детей познавательных способностей (внимание, в...