Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения
методическая разработка по математике по теме

Беляева Анна Анатольевна

Значение домашних заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom.zad_.dokl_.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения

Учитель математики школы №388

Беляева А.А.


Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения

        Выполнение учащимися домашних учебных заданий является, одной из форм обучения. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы являются несостоятельными.

Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:

  1. на уроке имеет место концентрированное (т.е. сжатое) усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;
  2. овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;
  3. обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании (т.е. не в один прием);
  4. домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

        Процесс усвоения учебного материала проходит через обязательные этапы: восприятие, осмысление, закрепление, формирование умений, применение на практике новых знаний и умений.

Этапы процесса усвоения

  1. восприятие
  2.     осмысление

  1. закрепление
  2. формулирование формирование умений
  3. применение на практике новых знаний и умений

Эти этапы «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут.

Никогда ни один материал не может быть усвоенным на одном уроке. Процесс усвоения только начинается. Даже отличные ответы учащихся на уроке не свидетельство того, что новый материал ими понят и усвоен. Иначе говоря, без домашних заданий полного усвоения быть не может.

Домашнее задание обеспечивает ученику:

  1. возможность трудиться без спешки;
  2. никто его не оценивает (кроме себя самого);
  3. можно выбрать оптимальный ритм работы;
  4. самостоятельно спланировать ход работы;
  5. привлечь все необходимые источники информации.

Значение домашнего задания

  1. закрепление в памяти материала, разобранного в классе (иногда - углублёние и расширение);
  2. повторение ранее пройденного материала;
  3. закрепление и расширение разнообразных умений, необходимых для самостоятельной работы.

При составлении домашних заданий нужно руководствоваться следующими принципами.

Принципы составления домашних заданий

  1. Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.
  2. Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.
  3. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.
  5. Разнообразность видов заданий.
  6. Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.

Соответствие заданий базовому или углубленному уровню.

Цель домашнего задания отработка основных знаний и умений и актуализация знаний (т.е. повторение) для дальнейшего изучения материала.

Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.

        В домашнее задание включают изучение пройденного на данном уроке материала по учебнику и записям в тетради. Основную часть домашнего задания непременно должны составлять упражнения и задания, посвященные отработке и закреплению изученного на уроке материала.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

                Объем, структура и характер домашних заданий должны определяться учителем исходя из интересов и особенностей каждого отдельного учащегося. Можно давать одно общее задание и добавляем к нему одно или два посложнее. Учащихся следует предупредить, что эти дополнительные упражнения для всех не обязательны, но интересно попробовать на них свои силы. Учащиеся обычно привлекает такая «проба сил». При проверке выполнения этой необязательной части задания (на следующем уроке) учитель должен проявить нужный такт: подбодрить тех, кто не сумел выполнить задание, поощрить осиливших его.

        Можно разным учащимся в определенных случаях предлагать разные задания или задания на выбор, что позволит им чувствовать себя более комфортно. При этом не следует подчёркивать, что эти задания недоступны остальным – это производит неблагоприятное впечатление.

        Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание даёт этим школьникам возможность проявить себя, тем самым, делая позитивным их отношение к учебе.

        Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других научит самостоятельному познанию.

Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.

Обязательные задания при разумных трудо- и временных затратах должны быть посильны практически всем учащимся.

Разнообразность видов домашних заданий.

Виды домашних заданий:

  1. усвоение изучаемого материала по учебнику;
  2. выполнение устных упражнений;
  3. выполнение письменных упражнений;
  4. выполнение творческих работ (сочинения, сказки, кроссворды, модели др.);
  5. подготовку докладов по изучаемому материалу;
  6. проведение наблюдений и опытов;
  7. изготовление по изучаемому материалу таблиц, диаграмм, схем, тестов, дидактических материалов и т. д.;

        Иногда практикуются трехступенчатые домашние задания, но за выполнение задания первой ступени учащийся может получить лишь "тройку", за выполнение заданий первой и второй ступени - "четверку", за выполнение же всех трех заданий - "пятерку".

Задания могут быть длительные по времени - исследовательская и проектная деятельность.

Учет здорвьесберегающих факторов в домашних заданиях.

        В школе надомного обучения учитель должен планировать объем домашних заданий, учитывая, что по учебному плану время для выполнения всей домашней работы не должно превышать максимально допустимых норм.

Слайд 7

Максимально допустимое время для выполнения всей домашней работы

Параллели

Формы обучения и количество часов

Классы

Группы

Индивид.

2 кл.

1

0,5

0,5

3 – 4 кл.

1,5

1,5

1

5 – 6 кл.

2

2

2

7 – 8 кл.

2,5

2,5

2,5

9 кл.

3

3

3

10-11 кл.

3,5

3

3

Слайд 8

Какими должны быть домашние задания:

  1. посильными;
  2. разнообразными;
  3. включать логические задачи, так как именно таким способом можно руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,
  4. свободными для выбора;
  5. охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности, ценности);

        Подготовить для учащихся хорошее домашнее задание не просто. Поэтому при подготовке к занятиям, планируя урок, учитель должен уделить этому вопросу столько же внимания, сколько и подаче нового материала.

        В любом типе уроков – это обязательный этап, который заранее планируется и продумывается, он требует определенного количества времени и места в логике урока. Задавание на дом в конце урока или после звонка как простое сообщение что делать, не может обеспечить его качественное выполнение всеми учениками. Некоторые ученики не выполняют домашнее задание, только потому, что не знают, как к нему приступить, поэтому домашнее задание должно сопровождаться достаточно подробными указаниями, как его надо выполнить.

Общие и довольно подробные указания, связанные с организацией и выполнением домашней работой, обычно даются в течение нескольких уроков в начале работы с классом:

Общие советы по организации выполнения домашних заданий

  1. план выполнения домашней работы;
  2. как пользоваться учебником;
  3. как пользоваться записями в тетрадях;
  4. как оформить решение задачи или выполнить чертеж.

В дальнейшем указания приходится давать советы и рекомендации по выполнению конкретных заданий.

В качестве примера. При выполнении домашних заданий по математике учащимся можно рекомендовать следующие общие приемы организации выполнения домашнего задания:

Организация домашней работы по математике:

  1. внимательно прочти задание;
  2. вспомни, что изучали на уроке, посмотри записи в тетради;
  3. прочитай и разбери материал учебника;
  4. составь план ответа (если это требуется);

выполни письменные задания

Выполнение письменной домашней работы:

  1. внимательно прочти задание;
  2. вспомни, какие правила нужны для выполнения задания;
  3. определи приемы, которые следует использовать для их выполнения (см. записи в тетради или учебник);
  4. если нужно, выполни задание на черновике;
  5. проверь правильность выполнения задания;
  6. запиши выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради.

        Важный момент – проверка, контроль и оценка домашнего задания. Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки являются мотивирующими, мобилизующими силы и способности школьников. Формы контроля могут быть различными в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения учеников к выполнению дом. з.:

Формы контроля выполнения Д/З

  1. контроль письменных д.з. во время самостоятельной работы учеников на уроке;
  2. контроль устных д.з. у отдельных учащихся, другие учащиеся обсуждают и дополняют ответы товарищей;
  3. внеурочная проверка тетрадей;
  4. непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если активность школьника является следствием выполнения Д/З;
  5. самоконтроль: сверка выполненного учащимися дома с написанным на доске правильным вариантом;
  6. взаимоконтроль.

.

Учителя математики часто сталкиваются с формальным выполнением домашних заданий с помощью сборников с готовыми решениями ученики просто переписывают дома решения задач в тетрадь. Такое выполнение домашних заданий может иметь обучающий эффект только в том случае, если учащиеся знают, что им предстоит объяснить все выполненные действия или выполнить аналогичное задание.

        Итак, домашнее задание сможет стать необходимой частью усвоения учебного материала, если:

  1. объём, время, требуемое для его выполнения, целесообразность продуманы основательно;
  2. в ходе урока учитель выясняет, поняли ли ученики задание, все ли могут самостоятельно с ним справиться;
  3. выполнение домашнего задания проверяется последовательно и используется в дальнейшей работе на уроке;

        Надо точно знать, какую цель вы преследуете, давая задание на дом. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Проектные задания как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ

Тема моей работы, которую я хочу представить «Проектные задания  как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ»(слайд 1) «В соответствии с общественными потребностями, ко...

03. Родительское собрание «Домашнее задание в начальной школе. Как научить ребёнка самостоятельности»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaДомашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные резу...

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, ...

Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления....

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности...