Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
статья на тему
Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не хуже других: они внимательно слушают учителя, старательно и обычно аккуратно выполняют ту часть работы, где достаточно простое копирование. Трудности начинаются лишь там, где требуются умственные усилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.М. Букаткина
учитель начальных классов МОУ СОШ № 6, г. Балашов
Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Одна из задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики и химии, истории и астрономии, физики и биологии. Важной стороной такой подготовки выступает формирование у младших школьников познавательных способностей, совершенствование интеллектуальных умений.
Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не хуже других: они внимательно слушают учителя, старательно и обычно аккуратно выполняют ту часть работы, где достаточно простое копирование. Трудности начинаются лишь там, где требуются умственные усилия. А они для детей не привычны – и начинаются поиски обходных путей; вместе понимание текста – дословное заучивание, вместо решения задачи – списывание, угадывание или подгонка ответа.
Очень часто одного лишь зажима или требования «подумай» недостаточно, необходима активизация умственных сил ребёнка.
Успешное формирование мыслительных способностей детей во многом определяется тем, насколько педагог учитывает его индивидуальность. Существенной стороной индивидуальности любого ребёнка является своеобразие его мыслительной деятельности, успешность которой определяется тем, как понимает он условия решаемой задачи, выделяет он в них существенные и несущественные отношения или не выделяет; как он осознаёт способы своих действий, выявляет общую основу этих способов или не выявляет; как он планирует деятельность, выполняя задание, сразу продумывает свою последовательность требуемых действий, или продумывает и выполняет только одно действие.
В качестве целостного психического образования, интегрирующего взаимодействие познавательных процессов в единую функциональную систему, выступает активность субъекта (Матююшкин А.М.), который в своё очередь, также рассматривается в виде целостности личности как интегральным образом проявляющегося себя «Я» в различных учебных ситуациях, прежде всего проблемно-познавательного характера, где центральное место занимают диалогически - коммуникативные процессы. Важно подчеркнуть, что в целях разработки средств психологического обеспечения практики школьного обучения необходимо изучение активности не только в виде индивидуально осуществляемых познавательных процессов, но и специфики их проявления в ситуациях межличностного общения и группового взаимодействия.
Основными мыслительными операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнения, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация и классификация. По характеру задач: теоретическое и практическое. По содержанию задач: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
На самом начале обучения мышление детей наглядно-образное, круг представлений ограничен донаучными, житейскими знаниями, где существенное не ограниченно от случайного и несущественного. Сначала учебная деятельность строиться на формировании первоначальных и доступных детям понятий, на выделении общих и существенных признаков наглядно воспринимаемых предметов и явлений. К 10-12 годам появляются первые предпосылки абстрактно-логического мышления, но ведущим в процессе обучения младших школьников всё же является наглядно-образное мышление, но с элементами словесно-логического.
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения. Поэтому учитель сталкивается со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества учителю.
Все виды учебных действий по математике можно разделить на три большие группы: репродуктивные (применяются на этапах при закреплении и отработки учебного материала), продуктивные (творческие) (применяются) и контролирующие.
Репродуктивные - применяются на этапах при закреплении и отработки учебного материала. К ним относятся исполнительские (выполнение заданий по образцу) и воспроизводящие учебные действия (направлены на формирование вычислительных и графических навыков).
Продуктивные (творческие) – это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний, подмечают закономерности в расположении чисел, геометрических фигур, цепочек примеров.
Контролирующие учебные действия, направленные на формирование навыков самоконтроля.
В практической деятельности учителя сочетаются все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы, направленные на развитие мышления в процессе обучения детей.
Для развития предметно-действенного мышления. Мной применяется учебно-развивающая игра «Считаем и соображаем» для детей 6-8 лет, которая предназначена для активизации развития интеллекта и совершенствования навыков устного счёта. Игра разработана для выполнения её заданий на уроках математики в условиях групповой (фронтальной) работы всем классом учащихся.
Инструкция: На каждом уроке выполняется только одно задание, на это требуется 4-6 минут. Одно задание включает несколько поисковых задач, где нужно определить, как «почтальон» добрался из одного пункта в другой, используя навыки счёта. Сложность заданий увеличивается.
4+1 3-1 3+1 6-1
7-1; 3+2; 6-1 7+1; 1+1; 4-2 2+2; 5-1; 5+1 4+1; 3+2; 7-1
а а а а
и у ы и у ы и у ы и у ы
При заучивании состава чисел в пределах 10, когда одно из слагаемых равно 1,2 и 3.
Инструкция: учитель заранее чертит на доске таблицу.
а). Подумайте, по какому правилу она составлена. Заполни пропуски.
б). Используя числа от1 до 10 (каждое число можно использовать один раз) заполни таблицу.
4 | ||
2 | ||
6 | 1 | 5 |
4 | ||
8 | ||
7 | ||
1 | 9 |
При заучивании таблицы сложения в пределах 10.
Инструкция: отгадав кроссворд, вы узнаете, какой фрукт здесь зашифрован.
Задание:
1). 7+2 * 6+3
2). 1+4
3) 2+5
4) 3+7 * 4+4
5) 8+1 * 6+4
6) 1+9
7) 2+1
8) 5-4
При изучении нумерации чисел в пределах 20 (последовательность, состав из десятка и отдельных единиц, чтение и запись). Учитель записывает последовательность чисел: 14,12,18,13,15,12,11,16 и чертит таблицу.
Инструкция: прочитайте числа, записанные на доске. Что обозначает цифра 4 в записи числа 14? Цифра 2 в записи числа 12? Определите закономерность и расшифруйте тему урока.
1 единица | 2 единицы | 3 единицы | 4 единицы | 5 единиц | 6 единиц | 7 единиц | |
1 десяток | т | е | и | д | м | р | ц |
Для развития предметно-действенного и словесно-логического мышления. При изучении нумерации чисел в пределах 20. Учитель чертит на доске таблицу.
12 | 14 | 15 | 17 |
13 | 20 | 18 | 15 |
18 | 11 | 19 | 20 |
17 | 16 | 13 | 16 |
12 | 19 | 11 | 14 |
Инструкция 1: назови и покажи все числа от11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным цветом.
Инструкция 2: назови и покажи все числа от 20 до11, написанные чёрным цветом, а затем красным цветом.
Инструкция 3: назови числа от 11 до20, сначала два числа 11 – красный и чёрный, потом 12 красный и чёрный.
Инструкция 4: назови и покажи все числа от 20 до11, сначала два числа 20 – красный и чёрный, потом 19 красный и чёрный и т. д..
Литература
- Зак А.З. Считаем соображаем. Учебно-развивающая игра для детей 6-8 лет на материале математики. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,1999.-с.160.
- Пермякова В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и закономерности (в норме и при отклонениях). Учебное пособие. – Изд. ИГПУ, Иркутск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...
Виды упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи
Приведены примеры упражнений, которые развивают у обучающихся умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддерживать беседу....
Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха
Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха....
Консультация для родителей.Роль упражнений,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.
В данном материале говорится о роли упражнений ,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.Предназначен для родителей,воспитателей,учителей....
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: Песня, как средство развития творческого и наглядно- образного мышления обучающихся
ПЕСНЯÞ ОБРАЗ Þ ТВОРЧЕСТВОÞРАЗВИТИЕ...
Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...
Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте
Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...