Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"
учебно-методический материал на тему

Василенко Наталья Алексеевна

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Семикаракорска»

Проектно – исследовательская деятельность   как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС второго  поколения

(обобщение педагогического  опыта работы)

                                                     

                                                              Работа выполнена

                                       учителем начальных классов

                                              МБОУ  СОШ №3 г. Семикаракорска

                                            Василенко Натальей Алексеевной

г. Семикаракорск

2014 год

                                                      Содержание

  1. Введение.
  2. Проектная деятельность в начальной школе.

     2.1. Что понимаем под методом проектов;

              2.2. Этапы проектной деятельности;

     2.3. Виды проектов в начальной школе;

     2.4. Результаты проектной деятельности.

        3.        Реализация метода проекта в практической деятельности.

              3.1. Задания, позволяющие овладеть навыками исследовательского  поиска.

              3.2. Из опыта работы над проектами.

       4. Заключение.

       5. Список литературы.

      6. Приложение.

          Разработки программ и проектов.

* Программа проектно-исследовательской внеурочной деятельности «Узнаем сами»

* Проект «Леопард – талисман Олимпийских игр в России»

* Проект «Пищевые добавки»

  1. Введение.

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

(В.Берестов)

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие трудности к активизации внимания школьников к обучению.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем.

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.  

     Для меня на протяжении многих лет привлекательны были и остаются нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

   Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей.

    Таким образом, использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, по-видимому, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения.  Данная форма распространена в основном в старших классах, но, я считаю, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие абсолютно все учащиеся. Просто уровень исследования будет разным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности нового базисного учебного плана. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену).

   В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

  1. Проектная деятельность в начальной школе.

2.1 Что мы понимаем под методом проектов.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

   Цель внедрения проектного метода – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей.

   Задачи проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления, развитие логического  мышления,  творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений;

- формирование наблюдательности и внимании, умений работать с художественными и научными текстами.

    Проектная методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Она обеспечивает выход трудовой деятельности в другие виды деятельности: интеллектуальную, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии на каждом этапе выполнения проекта, начиная с выбора темы будущей работы и заканчивая защитой, выигрышно представляя её другим.  Работа над проектом развивает активное самостоятельное мышление ребёнка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а умеет применять их на практике. 

         Функции исследовательской деятельности различны на разных ступенях обучения. В начальной школе – это сохранение исследовательского поведения учащихся как средства усиления познавательного интереса и мотивации к учебе.

           Исследовательская деятельность представляет собой выполнение учебных задач с заранее неизвестным решением. Эти задачи направлены на то, чтобы под руководством учителя – руководителя исследовательской работы – у школьника сложилось представление о конкретном объекте или явлении окружающего мира. Учебное исследование предполагает:

  1. выделение в учебном материале проблемных точек, неоднозначных для понимания; конструирование учебного процесса от этих «точек» или проблемную подачу материала;
  2. выдвижение нескольких версий, гипотез, относящихся к объекту или процессу;
  3. работу с разными версиями на основе анализа данных, определенных методик сбора и сравнения материала;
  4. принятие по результатам анализа одной версии в качестве истинной.

    В процессе учебного исследования у школьника формируется исследовательская позиция, т.е. личностно значимое основание для поиска того, что ему еще неведомо; потребность в этом.

       Ход исследовательской работы (ее часто называют исследовательским проектом) учащийся проектирует вместе с учителем. Исследовательская деятельность школьника направлена на достижение образовательного результата: освоение новых знаний, развитие способностей, мотивации к познанию и учебной деятельности. Актуальные для взрослой науки задачи, например, научной новизны, практической значимости, снимаются, т.к. наиболее эффективно то учебное исследование, в котором ученик узнал, причем самостоятельно, что-то неожиданное для себя, испытал искреннюю радость, стимулирующую его на дальнейшую работу.                  Учебное исследование предпринимается, прежде всего, для формирования исследовательской позиции по отношению к окружающему миру и навыка аналитического мышления у школьников. Эти цели достигаются наилучшим образом в том случае, если ученики имеют способность самостоятельно ставить задачу, выбирать объект для исследования, выдвигать гипотезы. На каждом этапе исследования учащемуся необходимо давать определенную свободу в работе. Иначе исследование постепенно превратится в обычное, репродуктивное обучение, состоящее из стандартных учебных этапов.         

2.2 Этапы проектной деятельности:

   Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Проводится беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Групповая работа позволяет не бояться  сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Тем самым, закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

    Второй этап – планирование деятельности.

Учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта.

   Третий этап (практически - деятельностный) – этап собственно проектной деятельности.

В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

Педагог в случае необходимости консультирует учеников.

   Четвёртый этап (рефлексивно-оценочный) – реализация проекта и его презентация. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада,  дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

2.3 Виды проектов  в начальной школе

Виды

Особенности

Виды презентаций

Исследовательские проекты

Имеют чётко продуманную структуру. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.

Творческие проекты

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.  Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории

Итогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм, буклет)

Практико-ориентированные проекты

Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села.

(Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)

Мини-проекты

Укладываются в 1-2 урока

Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.

Краткосрочные проекты

Укладываются в 4-6 уроков

Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.

Недельные проекты

Выполняются в группах или индивидуально

Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии)

   В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный:

- анкетирование;

- интервьюирование.

2.4. Результаты проектной деятельности.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

 В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
   Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.

         3.Реализация  метода проекта в практической деятельности.

3.1. Задания, которые позволяют овладеть навыками исследовательского поиска.

 Обучение  проектно-исследовательской деятельности учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание “Давайте вместе подумаем”

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.

Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники
  • об истории человечества
  • об исследователях и учёных

Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________
  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________

Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

Ответы на вопросы к тексту

  • найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________
  • найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
  • в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

Следующий шаг – подпрограмма “практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.

Такой нестандартной ситуацией становится написание рефератов. Например,

Творческая работа

ПИНГВИНЫ

К теме прилагается комплект книг

№ п/п

Список литературы

Страницы

 

Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.

 

 

Чарушин Е. Моя первая зоология.

 

 

Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН

 

План

  1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
  2. Жизнь императорских пингвинов.
  3. Как пингвин разучился летать.
  4. Заключение.

Порядок работы:

  1. Внимательно прочитай план реферата.
  2. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
  3. Каждый пункт плана – это абзац текста.
  4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
  5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.
  6. Сделай короткое заключение.

3.2. Из опыта работы над проектами.

    Ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской и проектной  деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Начиная работу над проектом, старалась не навязывать тему. Сразу же возник вопрос: как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

    На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.

Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения.

Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

Наша работа состояла из следующих этапов:

- определение практически значимой цели, формулировка задачи;

- обсуждение реализации поставленной цели;

- проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.

- оформление материалов.

- выставка и оценка работ.

Работа над проектом позволила учащимся:

- освоить первичные методы исследования;

- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;

- развития интереса к математике и процессам познания в целом.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Предшествовала выставка всех детских работ.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

1. Сделай буквы из различных материалов.

2. Напиши другу рисуночное письмо.

3. Придумай свой проект.

По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».

Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина».

   Изучая на уроках ОРКСЭ в 4 классе  тему « Ценность рода и семьи…», я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

    Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

    В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

    С учётом этого я и выбрала  тему исследования «Моя родословная».

   Началом этой деятельности были уроки ОРКСЭ и  окружающего мира, а продолжением является малое научное общество учащихся, где наглядно демонстрируются исследовательские и поисковые способности детей.     Объект исследования – учащиеся  и их семьи.

   Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

   Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика.

   Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- определить понятийный аппарат используемых терминов;

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

   Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

   В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;

- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

   Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогического дерева с учащимися начальной школы.

  Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования проекты  «Лента времени моей жизни», «Моя семья в лицах». «Тайна моего имени», «История  фамилии», «Мои папа и мама». «Мои дедушки и бабушки», «Мои      предки», «Родословное древо»,                                                              

сценарии праздников «Что в имени тебе моём?», «Моя родословная», а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

Однажды, на классном часу, который был посвящён подготовке к празднованию Дня школы, ребята задали вопрос: А  сколько лет нашей школе? Как выглядела она раньше? Выяснилось, что некоторые мамы и папы учились в нашей школе, сохранились фотографии тех лет.   Так появилась проблема и тема проекта «Перелистывая страницы истории моей школы…», над которой мы работали в 4-ом классе.

И началась работа по разработке данного проекта. К нашему проекту присоединились родители, учителя, которые много лет работали  в нашей школе. Мы  обговорили, где будем искать информацию: в школьном музее «Поиск», школьной библиотеке,  побеседуем с родителями и учителями, конечно, в Интернете на сайте школы; затем составили план действий. Поделились на подгруппы, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию.                                                                                                                         

Мы вместе просматривали найденный материал,  отбирали лучшие фото и материал для буклета и стенгазеты, создавали презентацию и т.д.

Готовый материал  с помощью родителей был оформлен и представлен в виде стенгазеты, буклета  и презентации. Проектная группа выступила  перед одноклассниками на классном часе.  Было решено, данную работу представить на районную  научно-практическую конференцию исследовательских и творческих проектов младших школьников «Всезнайка». Результат нашего выступления – 1 место в конкурсе стенгазет «Мои родители – выпускники любимой школы».

1 место в школьном этапе научно – практической конференции,  2 место на районной конференции для учащихся начальных классов «Всезнайка»

  Участие в этой научно – практической конференции стало важным событием в жизни ребят. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими открытиями с ребятами из других школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.

4. Заключение.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

В чём заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

  -  Ставит ученика в позицию активного участника.

-   Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.

-   Открывает возможности формирования жизненного опыта.

-   Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации, самовыражении.

 -   Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

-   Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

-   Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

-   Формирует информационный инструментарий.

-   Учит работать в команде.

    Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.

   В течение работы над проектами каждый из нас  познаёт  мир, делает для себя открытия,  приобретает  опыт общения, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

        В приобщении детей к исследовательской деятельности следует нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь его в исследование, побудить к самостоятельному поиску, и тогда цель – всестороннее развитие личности учащегося, потребность в саморазвитии – будет достигнута.

   Исследовательская, проектная практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

Таким образом,  я с уверенностью могу  сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

  

5. Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной  школе. – М., 2000
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.  – (Стандарты второго поколения).
  3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002.
  4. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  6. Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  7. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника"

Использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обуче...

Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

За 20 лет работы в школе определился свой путь решения вопроса о развитии творческих способностей у ребят. Необходимо так построить и провести работу, чтобы полученный опыт и знания помогли в дальнейш...