Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
материал (1,2,3,4 класс) по теме

Игнатьева Татьяна Валерьевна

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_1.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

«Главные задачи современной школы -         раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни                        в высокотехнологичном, конкурентном мире…»  

Д. А. Медведев          

        Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

Задача школы сегодня состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.    

        Толчком для внедрения проблемного обучения стала проблема, которая образовалась при обучении первоклассников в 2007 году.  Учащиеся класса слабо усваивали программный материал, многие ребята на уроках отвлекались и отвлекали одноклассников. Усидчивости хватало на 5-7 минут, активность детей низкая.  Для того,  чтобы привлечь внимание детей, у меня уходило достаточно много времени и сил.  

        Мною, как классным руководителем были проведены наблюдения с целью выявления уровня познавательной активности.

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а так же выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Я целенаправленно отмечала количество заданных вопросов каждым ребенком, если они были, количество поднятых рук ребенком, количество высказываний, имеющих направленный характер, количество реплик, количество выполненных заданий, а так же отвлекаемость учащихся.

Показатели:

        По прошествии установленного времени, я подсчитала активность детей и отвлекаемость. Определив среднюю за данное время наблюдения активность и отвлекаемость, я сделала вывод об уровне познавательной активности учащихся класса.

Результаты наблюдения над уровнем познавательной активности в 1 классе

(до применения ПО)

        

Анализ результатов наблюдения показал, что основная масса учащихся – дети с низким уровнем заинтересованности в учебе, дети много отвлекаются во время урока, отвлекаемость превышает активность.

Возник вопрос «Что делать, и как?».

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

        На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, так как использует потребность ребенка открывать новое.

        Тогда я приняла решение о внедрении в традиционно сложившуюся образовательную технологию проблемных ситуаций. Что подвело меня к рассмотрению проблемного обучения, так как это один из способов успешного обучения.

Определила цель своей работы: обосновать и подтвердить эффективность использования проблемного обучения в классе, где количество учащихся с низким уровнем познавательной активности превышает количество учащихся с высоким и средним уровнем.

Цель:  теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в работе с учащимися с низким уровнем познавательной активности.

         Таким образом, перед собой поставила задачи.

Задачи:

  1. изучить теоретическое, дидактическое обоснование проблемного обучения как необходимого элемента современной системы образования;
  2. рассмотреть психолого-педагогическое обоснование проблемного обучения как необходимого элемента современной системы образования и воспитания;
  3. выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке; разработать проблемные ситуации для работы в данном классе;
  4. выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников.

Свою работу я начала с изучения литературы по данной теме.

У истоков проблемного обучения стояли величайшие педагоги прошлого

 Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоции, Ф.А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.

Идеи проблемного обучения получили широкое  интенсивное распространение и развитие в образовательной практике в XX столетии.

        Дж. Дьюи утверждает, что  в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. Он говорит, что «мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы

Дж. Брунер:  в основе проблемного  обучения лежат идеи структурирования учебного материала.

        Проанализировав данные американских авторов, делаю вывод, что их сближает следующее: признавая как цель обучения развитие логического мышления, они указывают на важность проблемного обучения.

        Со второй половины 50-х годов XX века, идеи проблемного обучения анализируются в отечественной педагогике дидактами  Даниловым и Есиповым.

 Дидакты М. А. Данилов и В. П. Есипов формулируют правила активизации обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения.

        В педагогике рассматривается несколько определений проблемного обучения, представленные М. И. Махмутовым, Т. В. Кудрявцевым, И. Я. Лернером, В. Оконем.

Проблемное обучение – это обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблемы, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и активную деятельность ученика по их решению.

Условиями успешности проблемного обучения являются:

- проблематизация учебного материала

- активность ученика (знания усваиваются с аппетитом)

- жизненные параллели;

- актуальность.

Изучив теоретические идеи проблемного обучения, его виды и уровни, я плавно перешла к изучению основ организации обучения школьников в условиях проблемного обучения.

Реализация проблемного обучения предполагает выполнение определенных  целей.

Прошу Вас обратить внимание на ключевые слова целей реализации проблемного обучения и сформулировать основные шаги использования данной технологии.

Цели реализации проблемного обучения:

  1. привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
  2. поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
  3. обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
  4. помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности;
  5. учить искать направление поиска наиболее рациональных путей выхода из ситуации затруднения.

Спасибо. Таким образом,  мы с вами составили план рассмотрения 1 части темы мастер-класса.

План  рассмотрения темы.

  1. Возникновение и создание проблемной ситуации.
  2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы.
  3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.

Доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

Цель  мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемного обучения для развития познавательной деятельности младшего школьника.

Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемного обучения.

Познавательная деятельность будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации дети самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса. Обучение стараюсь строить таким образом, чтобы учащиеся на каждом этапе переходили от низкого уровня самостоятельности к более высокому, в соответствии с возрастными особенностями и содержанием материала, обучение предполагает 4 уровня.

Уровни самостоятельности:

  1. Учитель сам ставит проблему и решает ее.
  2. Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.
  3. Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
  4. Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний.

Данное обучение не предполагает, что все учащиеся смогут достигнуть 4 уровня, но предполагается, что все учащиеся в совместной деятельности должны научиться разрешать проблемные ситуации.

Далее рассмотрение предлагаю провести по составленному плану.

План  рассмотрения темы.

  1. Возникновение и создание проблемной ситуации.
  2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы.
  3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.
  4. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

        Особенность проблемного обучения в том, что основным элементом данного этапа становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

        В педагогической практике существует несколько типов создания проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они создаются  с нарастанием сложности, то есть от простой к более сложной, иными словами - с постепенным усложнением.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

- обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;

- предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, сходное с предыдущим

- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

- доказать, что задание учениками не выполнено

        В качестве проблемной ситуации на уроке я применяю:

  1. Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми  данными с заведомо допущенными ошибками;
  2. Поиск истины (способы, приемы, правила решения);
  3. Противоречия практической деятельности.

Я использую несколько путей, которые помогают привести учеников к проблемной ситуации:

  1. Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;
  2. Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
  3. Применение мотивирующих приемов: «яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

В ходе обучения детям предлагала проблемные ситуации, которые активизировали их мыслительную деятельность. На начальном этапе (в 1 классе) такого рода ситуации были не систематичны.

Способом задания проблемной ситуации было побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.  Я просто предлагала ситуацию, которая  мною и рассматривалась, показывались противоречия. Я рассказывала, как определить познавательную задачу, наметить план поиска путей выхода, показывала направление поиска и наиболее рационального выхода из ситуации затруднения.

        Так,  на уроке математики:

Дети знакомы с числами первого десятка, но не все умели считать до 20. На вопрос «Как образуются числа после 10?», ответа не последовало, тогда я предложила учащимся способ образования числа 11: «один /на/ дцать» и предложила ребятам 2 счетных палочки. Дети подхватили: две/на/дцать, три/на/дцать, четыр/на/дцать (уточнили выпадение одной буквы), пят/на/дцать (уточнили произношение) и т. д. Закономерность была найдена, предложенным способом.

        Делаем вывод: если ситуацию предварительно обдумать, выяснить, что надо узнать, используя уже известное, то можно провести аналогию и задания получить самим. Это первый уровень изложения учебного материала.

        У учащихся в ходе такой работы еще не возникает четкого различия между проблемой и задачей. Для них проблема – это такая задача, способ решения которой неизвестен. Необходимо, чтобы ребенок начал анализировать проблемную ситуацию и тогда только формулировать задачу, так же необходимо, чтобы он осознал затруднение, препятствие в своей деятельности, и чтобы у него возникло желание разрешить проблемную ситуацию.

Второй уровень достигается тогда, когда учитель организует проблемные ситуации, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение.

Тема: Знакомство с предлогами ( период обучения грамоте)

        Дети уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Учащиеся называют слова-предметы, слова – признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос  о том,  как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.

 Это проблемная задача с противоречивыми данными.

Далее самостоятельность детей должна все больше возрастать, а задача учителя увеличивать мыслительную активность детей. Постепенное разрешение проблемных ситуаций, созданных учителем, происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

К первому классу относятся такие ситуации, в которых неизвестным является предмет действия, т.е. теоретический.  В качестве примера я разработала и провела  урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Где зимуют птицы?»  Ко 2, 3 классу можно отнести  такие проблемные ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Такие ситуации я использую на таких учебных предметах, как математика, русский язык, окружающий мир, технология, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения определенных действий.

Следует отметить еще один важный момент: проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связан  интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

Мною представлены некоторые проблемные вопросы, задачи, ситуации, которые были использованы на уроках русского языка, окружающего мира и  математики.  Некоторые из них были предложены другими авторами, но переработаны мной, другие – являются собственной разработкой, но главное, что  все они направлены на развитие познавательной активности, мышления, мотивации учащихся класса.

План  рассмотрения темы.

  1. Возникновение и создание проблемной ситуации.
  2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы.
  3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.

Доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

2 этап.  Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.

Цель данного этапа – научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему. 

Анализ проблемной ситуации – это этап самостоятельной познавательной деятельности ученика. Могу сказать, из своего опыта, что почти невозможно определить ход анализа большинства проблемных ситуаций, так как это сложное психическое явление, но можно проследить за ходом мышления ученика по внешним показателям:  речевой деятельности, по эмоциональному состоянию детей. Учителю известны пути и способы разрешения проблемы, он должен быть готов управлять деятельностью учеников.

Осмысливание ситуации приводит ученика к пониманию того, что именно является причиной интеллектуального затруднения, к возникновению в сознании вопроса «что это такое?». Первоначально на этом этапе проблему формулировала сама, а дети ее осмысливали.

Предлагаю продолжить знакомство с предлогами. У учащихся  возникает вопрос  о том,  как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль, можно ли использовать другие слова

Фиксируем затруднение: недостаточно слов для составления предложения.

Определяем тему и цели урока: знакомство с новыми словами,  которые помогут нам соединить слова в предложении.

Это проблемная задача с противоречивыми данными.

Итак, после того, как учащиеся  зафиксировали  затруднение, мною сформулирована проблема, возможно дети сами участвуют в постановке проблемы вместе с учителем. Но следует учитывать, что не все учащиеся могут самостоятельно ставить проблему, если она выступала не в явном виде.

План  рассмотрения темы.

  1. Возникновение и создание проблемной ситуации.
  2. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке проблемы.
  3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.

Доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

3 этап.  Решение проблемной ситуации.

После того, как проблема была сформулирована, ученики намечают пути ее решения. На этом этапе дети должны были вначале ответить на вопросы: «Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречались ли раньше такие ситуации?» То есть, на этом этапе большое значение имеет принцип эвристической деятельности.

 Принцип эвристической деятельности – использование в том или ином виде прошлого опыта.  

Тема: Знакомство с предлогами ( период обучения грамоте)

На данном этапе проблемная задача с противоречивыми данными.

Для ее решения я использую подводящий диалог:

Давайте попробуем разобраться вместе ( на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу «птичку)

-Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)

- К какому слову лучше отнести данный признак: «золотая»?

- К какому предмету относится действие? (птичка)

-Где может сидеть птичка?

По ходу ответов, мы прикрепляем  птичку в нужном месте: в – внутри, около – рядом, под, на, за, перед и т. д.)

- Какие слова помогли  нам определить место нахождения птички?

-Где встречали эти слова?

-Каково назначение этих слов?

Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.

-Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название «предлоги»)

-А сейчас мы можем составить предложение? Что для этого нужно сделать?

Этот урок запомнился нам надолго и потому, что мы не только выяснили, что предлоги связывают слова в предложении, но и правильность употребления их в речи (определение места расположения предмета

Не следует забывать, что решение проблемных ситуаций носит  и аналитический характер.

Начальным звеном на этом этапе выступает выдвижение идеи, гипотезы, предположения хода решения.

При выдвижении гипотезы дети рассуждают разными путями:

  1. Выведение гипотезы от уже известного (дедуктивный путь);
  2. Построение гипотезы на основе фактов, явлений, полученных на основе наблюдения (индуктивный).

Пути выдвижения гипотезы:

- дедуктивный

- индуктивный

При дедуктивном рассуждении дети опираются на пути переноса действия общих законов в конкретную ситуацию и по аналогии. На уроках математики, технологии, изобразительного искусства аналогия дает толчек для гипотезы.

На уроках русского языка можно использовать и индуктивный путь построения гипотезы, то есть наблюдение. Далее составление алгоритма.

Например,  урок русского языка. Тема: «Родовые окончания имен существительных».

Тема: «Родовые окончания имен существительных».

а

                             окончания

я

о

е

кто?                      

что?

     подставлю:                                                           подставлю                            

он, мой                          она, моя                                              оно, мое  

мужской род               женский род                                   средний род

      Так же среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы.

       На уроках так же может происходить «открытие» не один раз, при условии, если проблемная ситуация возникала несколько раз.

Рассмотрим это на примере темы: «Деление с остатком».

Решение  проблемной ситуации проводила  с помощью подводящего диалога:

   22:3

-Сколько раз по 3 содержится в числе 22?( практическая работа, - ответ 7)         

-Сколько еще нужно разделить на 3? (1)

Снова возникает проблема: как разделить1 на 3?

Далее решение провожу с помощью побуждающего диалога:

  -Как записать число 1?

Дети предлагают свои варианты. Вместе мы их рассматриваем, многие варианты отпали по ходу рассуждения и имеющихся знаний у учащихся. Несколько человек обратились за помощью к учителю, а некоторые учащиеся поспешили найти ответ в учебнике. Так были последовательно решены проблемные ситуации, которые возникали с появлением неизвестного.

Далее, на этом же уроке, возникла еще одна проблема, после того, как я сообщила учащимся, что существует еще и другая форма записи .

Это задание познавательного характера  «Провокация».

Учитель ставит перед учениками задачу, которая на первый взгляд простая, но решить ее можно, если обратиться к учебнику.

        Таким образом, все предложенные гипотезы сопровождаются процессом доказательства, который осуществляется путем выведения следствия, проверяемого практически.

         В большинстве случаев, проверка решения проблемы закрепляется путем последующего применения новых знаний в упражнениях  и самостоятельной работе, то есть результат используется в практических действиях.

          Одним из таких результатов решения проблемных задач, вопросов могут стать схемы, опоры или модели, составленные в ходе рассуждений и проверки фактов в совместной деятельности учителя и учащихся.

          Предлагаю вашему вниманию схемы – опоры, составленные на уроке русского языка по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак»

«Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак»

Ь – разделительный:                  ь        

                                                                  е, ё, ю, я, и

ь – показатель мягкости согласных:          ь           в середине слова

        ь              на конце слова

 По аналогии при изучении темы: «Разделительные ъ и ь»

«Разделительные ъ и ь»

                   

                            Ь                                               ъ

                                    е, ё, ю, я, и                                             е, ё, я, ю

         Таким образом, соответствия теоретических выводов практике, успешное применение приобретенного знания в решении последующих проблем убеждает учащихся в истинности добытых знаний, что стимулирует в свою очередь активную познавательную деятельность, повышает познавательную мотивацию.

           После осознания способа решения учащимися, проводится анализ пройденного пути. Обсуждаем каждый этап процесса усвоения решения, допущенные ошибки, неверные предположения и гипотезы. Считаю, что повторение успешно, если каждый ученик может повторить весь ход мыслей при решении проблемы. Если кто-то не смог сделать этого сам, то на помощь прийдет опора, схема, модель, возможно таблица, составленная в совместной деятельности.

           Некоторые схемы, опоры, алгоритмы, модели, составленные на уроках в совместной деятельности, представлены мною в данных сборниках.

           Такая организация учебного процесса показала значимость проблемного обучения для формирования познавательной активности, положительной мотивации и развития поисковой деятельности учащихся.

Предлагаю перейти ко 2-й части мастер-класса. Вы, наверно, обратили внимание, что структура  мастер-класса приближена к структуре урока. Предлагаю спланировать дальнейшую нашу работу вместе.

План.

  1.  Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы.

В 1 части мастер-класса мы рассмотрели теоретическое обоснование проблемного обучения, поэтапно восстановили логическую цепочку

– Какой этап урока реализован?  ( актуализация имеющихся знаний)

- Какой следующий этап урока? ( первичное закрепление: на уроке: проговаривание способа решения)Реализуем с помощью иммитационной игры

  1. Имитационная игра

Тема:  Создание проблемной ситуации на уроке.

Цель: показать на примере создание проблемной ситуации на уроке.

- Какой этап урока следует за первичным закреплением? (Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.)

  1. Моделирование

Цель: создать собственную модель проблемной ситуации на уроке .

- Назовите этап урока, следующий за первичным закреплением.( Повторение)

        4. Повторение. Выводы.

Цель: показать результативность использования проблемного обучения

- Назовите последний этап урока. (Итог урока)

5. Рефлексия.

Итак, переходим к реализации второго пункта плана.

План.

  1. Представление наиболее результативных элементов системы работы.
  2. Имитационная игра.

Тема:  Создание проблемной ситуации на уроке.

Цель: показать на примере создание проблемной ситуации на уроке.

  1. Моделирование (создание собственной модели проблемной ситуации на уроке).
  2. Повторение. Выводы.
  3. Рефлексия.

Для реализации данной цели необходимо вспомнить типы, приёмы и пути создания проблемной ситуации.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

- обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;

- предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, сходное с предыдущим

- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

- доказать, что задание учениками не выполнено

Пути, подведения к проблемной ситуации:

  1. Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;
  2. Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
  3. Применение мотивирующих приемов: «яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Способы создания проблемной ситуации (распечатать для слушателей)

1. Демонстрацию или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний.

2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.

3. Объяснение фактов на основании известной теории. Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами.

4. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверку. Учащиеся высказывают предположение, проводят  эксперимент, а затем дается теоретическое объяснение.

5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель.

6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока, поэтому для решения проблемы необходимо вне урока использовать дополнительную литературу, справочники

7. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения. Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся.

При использовании проблемного обучения нужно понимать, что только тогда можно говорить о развитии познавательной активности и мышления, когда проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую.

    Рассмотрим на теме «Деление с остатком»

  1. Актуализация знаний достаточных для построения нового знания
  2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности
  3. Выявление и фиксирование в громкой речи:

- Где и почему возникло затруднение?

На этапе актуализации знаний среди предложенных примеров на знание табличного деления, дети встретились с невозможностью его выполнить:

данные числа уменьшите в 3 раза: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 22  (такого случая в таблице нет)  

- Где и почему возникло затруднение?  

- Важно зафиксировать  затруднение в громкой речи.

3.Моделирование (создание собственной модели проблемной ситуации на уроке).

Предлагаю  применить полученные вами знания и создать свою проблемную ситуацию.

  1.  Актуализация знаний достаточных для построения нового знания
  2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности
  3. Выявление и фиксирование в громкой речи:

- Где и почему возникло затруднение?

Сохраняя право выбора, прошу вас обратиться к предложенным темам. Сделать свой выбор. Предлагаю разрабатывать проблемную ситуацию в группе. Возможные варианты работы: в паре, индивидуально.

Самостоятельная деятельность по разработке проблемной ситуации.

Представление своих разработок участниками мастер-класса

План

  1. Повторение. Выводы.

- Вам решать, как реализовать данный этап в своей практической деятельности.

- Будем считать это творческим домашним заданием с элементами выбора.

Цель: показать результативность использования проблемного обучения

            Вернемся к нашему первому наблюдению, которое явилось основной проблемой в формировании познавательной активности и толчком для внедрения проблемного обучения.

           Внедрение проблемного обучения началось в феврале. Через 2 месяца, в апреле мною было проведено повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Результаты представлены в диаграмме .

     Анализ наблюдения показал следующие результаты:

- у 3 учащихся активность превышает отвлекаемость

- у 9 учащихся активность  и отвлекаемость находится примерно в равных количествах

- у 4 учащихся отвлекаемость превышает активность

Это можно проследить в сводной диаграмме итогов наблюдения до применения проблемного обучения и после внедрения через 2 месяца .

     Диагностические данные показали, что мною было выбрано верное направление для решения поставленных задач.

           Деятельность учащихся стала более сосредоточенной, внимание учеников во время урока стало удерживаться более длительное время, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.

В связи с ростом познавательной активности прослеживается рост участия школьников в олимпиадах, различных  конкурсах, увеличение заинтересованности предметом.  

          Учащиеся класса охотно выполняют задания и работы поискового, исследовательского характера.

           Итак, в условиях существующей образовательной системы одним из эффективных методов, с помощью которого учитель может активизировать учебную работу учащихся, формировать у них положительную учебную мотивацию, является использование проблемного обучения. Правильное использование идей проблемного обучения в учебном процессе не сводится лишь к решению каких–либо задач, а предполагает своеобразную перестройку в организации элементов учебного процесса.

Таким образом, могу сделать следующие выводы:

  1. Использование проблемного обучения создает  условия для целенаправленного формирования  учебно-познавательных мотивов.
  2. Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач.
  3. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.
  4. Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.

              Такие изменения в настоящее время необходимы в свете социального заказа общества на формирование у учащихся необходимых компетенций, то есть наша задача -  вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее.  

  1. Актуализация и представление наиболее результативных элементов системы работы.
  2. Имитационная игра.
  3. Моделирование
  4. Повторение. Выводы.
  5. Рефлексия. 

- Вернемся к плану работы. Завершающий этап работы: рефлексия.

Средневековые гуманисты утверждали:

 «Ребенок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажечь».

И поэтому я считаю, что главное в работе каждого учителя – стремление превратить процесс обучения в творческий поиск. Я стараюсь создать учащимся условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях.

Уважаемые коллеги!    Выразите ваше впечатление от предложенного вам мастер-класса при помощи цветовых карточек.

Зеленый – понравилось (считаю нужным, буду применять)

Желтый – сомневаюсь, подумаю.

Красный – не считаю нужным, не нахожу полезным.

- Спасибо за откровенность.

Цель  мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемного обучения для развития познавательной деятельности младшего школьника.

Ожидаемым результатом моего мастер-класса должно стать осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника

Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...