Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»
учебно-методический материал на тему
Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2.rar | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса: « Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»
Это очень сложный вопрос и нам сегодня предстоит докопаться до истины. Поэтому мы с вами приняты в научно-исследовательскую лабораторию на должность младших лаборантов. Как на любой работе у вас есть возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда. Перед вами схемы “Условные обозначения лабораторных исследований”.
№ слоя | Должность | Тема исследования |
1 | Младший лаборант | “Противоречия ” |
2 | Старший лаборант | “Это важно” |
3 | Младший научный сотрудник | “ Наука – практике ” |
4 | Старший научный сотрудник | “Новое открыто!” |
– Поздравляю вас с новой должностью и вручаю вам лопаты черного цвета. Нам предстоит раскопать верхний слой и ответить на вопросы в конвертах (у 1 и 2 групп один вопрос, а у 3 и 4 групп – другой вопрос).
– Уважаемые лаборанты перед вами лежат чистые листы( такой лист мы с ребятами называем мыслительным листом) и дается время две минуты для того, чтобы вы записали свои ответы на заданный вопрос
Через две минуты свой вопрос читает 1 и 2 группа, а затем 3 и 4 группы:
- «Каким мы хотим видеть идеального ученика на уроке?»
- “Какие качества вы хотели бы видеть у выпускников начальной школы?”.
Мы хотим учить усидчивых и внимательных детей, а получить самостоятельных и имеющих собственное мнение , то есть мы видим на лицо факт противоречия.
Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
В ходе работы над темой мною были выявлены следующие противоречия:
- между низкой познавательной активностью учащихся и предъявляемыми требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими развитию личности;
- между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся к обучению в школе и высоким уровнем программного содержания начального образования.
Выявленные противоречия позволили мне определить проблему: совершенствование процесса преподавания в начальной школе через использование проблемного обучения.
Мы закончили раскопку первого слоя. Вам присваивается звание старших лаборантов и вручаются зеленые лопаты. Второй слой идет под названием “Это важно”
Первый мастер-класс освещал в большей степени необходимость использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников.
Участники класса выразили свое впечатление от предложенного мастер-класса с помощью цветовых сигналов светофора: фотограф.
Сегодня целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников.
Задачи мастер-класса:
- диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками по теме мастер-класса;
Представленные задачи прошу считать планом работы моего мастер-класса.
Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы урока. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока.
Все проблемы обучения должны быть значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Многие проблемы, которые предлагаются ребятам в 1-2 классах, затем повторяются в 3-4, но рассматриваются на новом уровне, в другом аспекте.
Технологию проблемного обучения использую на разных этапах усвоения учебного материала. Предлагаю следующие этапы учебного процесса:
- При первичном ознакомлении с новым учебным материалом следует:
- создать проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
- решить проблему;
- проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.
- На этапе овладения новым учебным материалом необходимо:
- создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу;
- решить данную задачу;
- проконтролировать и оценить результаты учебной работы каждого ученика.
- При анализе и обобщении изученного материала также создается проблемная ситуация, но с усложнением проблематики обсуждаемых вопросов.
Звенья научного творчества (слайд)
название | содержание |
Постановка проблемы |
|
Поиск решения |
|
Выражение решения | Выражение нового знания научным языком в принятой форме |
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. В проблемной ситуации учащийся ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
- Постановка учебной проблемы;
- Поиск решения .
Сейчас нам предстоит раскопать второй слой «Это важно». Я вручаю вам лопаты зелёного цвета. Соотнесите группы методов: постановки проблемы и поиска решения с этапами учебного процесса.
- Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
- Поиск решения (на этапе «открытия» нового знания)
Мы переходим к третьему слою «Наука – практике».
Методы проблемного обучения реализуются с помощью предложенной системы приемов.
В своей работе я использую приемы:
- подведение школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- ставлю проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Предлагаю рассмотреть более подробно приемы создания проблемной ситуации на уроке и вам включиться в работу вместе со мной. Вам присваивается звание младших научных сотрудников и вручаются лопаты синего цвета.
Приведу пример приема «с удивлением». Урок математики, 2 класс.
Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 способ
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9.
2 способ
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1.
– Что вы замечаете? (Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы? ( решались по-разному)
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Урок русского языка, 3 класс. Тема. Сложные слова.
Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове «оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения.
На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
Приведу пример приема «с затруднением» Урок математики
Сущность приема: невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
Цель: познакомить с новой формой записи деления с остатком
Данная проблемная ситуация на уроке возникла после разрешения первой, в результате учащиеся познакомились с делением с остатком
Учащимся предлагают выполнить деление с остатком 22:3
- А теперь выполните данное деление в столбик
– Значит, что нам предстоит еще сегодня открыть? ( Надо узнать новый способ записи.)
«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
1. ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Используется для побуждения к созданию противоречия; побуждения к формулированию учебной проблемы.
2. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
слайд.
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. | -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал | -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. | -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
На уроке окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»
создаю проблемную ситуацию путем предъявления противоречивых мнений
-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.
иллюстрации: «Мир по Птолимею», «Мир по Копернику»
-Что вас удивило? Что интересного заметили? (Птолимей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца)
-Какой возникает вопрос? (Кто из ученых прав?)
Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»
Я использую столкновение мнений учеников
-Запишите под диктовку слова:…………, лисица -Напишу это слово (слово на строке не помещается) |
--Что же мне делать, ребята? -А что значит перенести?
-Какой знак нам нужен? (переноса)
-Помогите мне перенести слово «лисица». Работайте в парах.
-Посмотрим, что вы предлагаете
лис-ица лиси-ца
ли-сица лисиц-а
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? Какова тема урока?
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
Так на уроке математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
предлагаю ребятам практическое задание, не сходное с предыдущим
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 12 см и 6 см.
- На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.
- Смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Это новое умножение)
- Чем это задание не похоже на предыдущее? (Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали)
- Какова сегодня тема урока?
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» я создала проблемную ситуацию на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука? Что вас удивило?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает. Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Если мы что - нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
Учитель. – Над чем сегодня мы будем работать на уроке? Какова будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные)
- Чему мы должны научиться?
Дети. - Научимся писать слова с непроизносимыми согласными.
«Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Например, на уроке математики в 1 классе, с помощью мотивирующего приема «яркое пятно» формулируется учебная проблема.
– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.
– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.
- сформулируйте тему урока (Тема: Числовой отрезок)
Пример мотивирующего приема «актуализация»
Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения.
- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6
х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2
х = 8 х = 4 х = 3
- Почему сразу не можем ответить?
- Назовите тему урока.
Переходим к последнему четвертому слою. Вам присваивается звание старшего научного сотрудника и вручаются лопаты красного цвета. Этот слой называется “Новое открыто!”.
Методы ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
поиска решения | побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | подводящий от проблемы диалог | подводящий без проблемы диалог |
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | -Какие есть гипотезы? | -Согласны с этой гипотезой? Почему? | -Как можно проверить эту гипотезу? |
Начнем раскопку четвертого слоя по группам
учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Ваша задача провести этот диалог. Возьмите конверты красного цвета, в них тема урока и гипотезы, выдвинутые детьми.
1 группа.
Тема: «Проверка уравнений», гипотезы:
- проверить правильность, определяя части, целое;
- проверка вычисления;
- догадка – подставить число вместо х.
Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки
2 группа.
учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Ваша задача провести этот диалог. Возьмите конверты красного цвета, в них тема урока и гипотезы, выдвинутые детьми.
Тема «Умножение на двузначное число».
Гипотезы:
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
Новое открыто!
Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Слайд. Цель мастер-класса: демонстрация эффективности использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников.
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Проблемное обучение помогает учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и способствует воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.
Сегодня работу научной лаборатории мы завершаем. А возможность продвижения по службе и повышения квалификационного разряда по предложенной теме вы можете спланировать по своему усмотрению
Рефлексия
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
- Смелость города берет.
- Всякому овощу свое время.
- Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.
- Старая песня на новый лад.
- Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.
- Через тернии к звездам.
- Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
- О, монах, ты идешь трудной дорогой.
- Учиться обучая.
- Ах, как я устал от этой суеты.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников...
Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"
В данной работе описаны все разделы из информационной карты по обобщению педагогического опыта на примере темы "Дифференцированный подход в обучении ...
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...