Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/
статья (3 класс)
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebnoy_samostoyatelnosti.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска
СОШ № 36
Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка.
Важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
Приоритетной задачей в моей педагогической деятельности является: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для достижения поставленной цели, оценивать результаты своих действий. То есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности.
Многими авторами дидактических систем эти задачи сформулированы в качестве ведущих. При этом под формированием понимается не «насильственная деятельность извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль учителя в этом процессе состоит в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приёмы.
Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной учебной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности как на уровне учителя, так на уровне ученика.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний. Целеполагание | Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности | Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата |
2. «Открытие но- вого знания» | Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности | Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности |
3. Первичное за- крепление | Создание банка заданий по «новому» способу действий | Проговаривание вслух алгоритма действий |
4. Решение задач на повторение | Организация самостоя- тельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действия | Самостоятельное выпол- нение тренировочных уп- ражнений |
5. Саморефлек- сия самокон- троль и само- оценка | Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика | Самоконтроль и само- оценка полученных результатов |
Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у ученика начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.
Наибольший интерес представляют ответы учащихся на вопрос: Какую задачу ты выберешь для своей самостоятельной работы.
Например:
1. Масса четырёх сумок с багажом 60 кг. Чему равна масса 6 таких сумок? Сколько таких сумок может взять с собой в салон самолёта один пассажир, если масса клади должна быть не больше 30 килограммов?
2.Объём 12 пакетов с соком равен 24 кубическим дм. Сколько надо таких пакетов, чтобы наполнить контейнер объёмом 72 кубических дм? Хватит ли
3.Придумай по схеме и реши задачу.
Задания:
Дана последовательность. 1 2 3 4 5 не меняя порядка цифр, вставь известные тебе знаки действий и скобки так, чтобы получилось 100. Попробуй найти несколько решений.
Выполни вычисления и сделай проверку.
49:8 56:7 80:20 50:3 60:70
96:9 58:18 64:16 32:3 53:8
На какие группы можно разбить эти выражения.
Вычисли наиболее удобным для тебя способом.
91:7-(3+8) 80:2-(14+16) (12+18)х(12:6)
16х4-(24+7) (45+32)-15х3 (21+49):(14:2)
Решая данным образом, учащиеся не выделяют общий принцип решения этой группы выражений. Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние, несущественные признаки. Таким образом, определяется тип учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся, например, найди значения выражений двумя способами:
18х 3 + 12х 3 (2х4)х5 15х4+5х4.
Какой из способов показался тебе наиболее удобным?
На уроках русского языка, начиная с первого класса, практикуется такой вид.
самостоятельной творческой работы как диктант с элементами творчества. Суть его состоит в следующем: учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Например,
Сверкнула молния. Прокатился удар грома. Приближалась гроза. Дети спрятались в доме. Полил дождь. Капли стучали по стёклам.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной учебной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности как на уровне учителя, так на уровне ученика.
Для самостоятельной работы по усвоению и закреплению знаний используются следующие виды работ:
- письмо с проговариванием;
- списывание с заданием;
- комментированное письмо;
- письмо под диктовку с предварительной подготовкой (выборочный диктант, зрительный диктант);
- письмо по памяти;
- изложение;
- сочинение;
- творческие работы
Для проведения творческих работ в своей практике часто использую интегрированный подход. На уроке русского языка важно выбрать вид творческой работы, например, составление рассказа по серии сюжетных картинок, в ходе обучения которому, могут быть сформированы умения самостоятельно составлять рассказ. Обучение составлению рассказа выстраивается последовательно в системе уроков русского языка и литературного чтения. При этом каждый из уроков выполняет свою функцию:
- урок литературного чтения позволяет познакомить с развитием сюжетной линии в процессе анализа содержания какого-либо художественного произведения;
- урок русского языка позволяет с учётом полученных знаний о сюжете выполнить творческую работу, например, описание картины, придумывание загадок, потешек.
Можно предложить составить рассказ о случае из жизни. Ученики с опорой на сформированные читательские и речевые умения выстраивают сюжет собственного речевого замысла в процессе самостоятельной творческой работы.
На уроках русского языка часто в качестве самостоятельной работы использую работу с деформированным текстом с грамматическими заданиями. Например,
Берёзы, стряхивали, листья, последние.
Готовили, к, зима, садоводы, растения.
Часто, шли, дожди.
Осень, наступила.
Приводили, порядок, в, пчеловоды, ульи.
И, птицы, днём, летели, ночью.
Задание. Составьте предложения. Подумайте, какое слово будет главным по смыслу, и поставьте его в конце предложения. Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени.
Не менее полезным видом самостоятельной работы является составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике.
Например, на уроке по теме «Падежные окончания имён существительных».
На уроках литературного чтения важным является не только научить ученика навыкам правильного осознанного чтения, но и учить детей работать с текстом, дать краткий анализ произведения. Очень часто на уроках после знакомства с текстом детям предлагаются различные задания.
Например, по рассказу А.И Куприна «Слон». Автор разбил текст произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть. Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению.
Составь план и перескажи текст от имени девочки Нади. Детям предлагается такая памятка.
План бывает: кратким или развёрнутым, подробным. Для составления плана нужно: Разделить текст на части (одна часть отличается от другой содержанием).
В каждой части найти (определить) основную мысль. Выразить её одним предложением или найти такое предложение в тексте.
Записать получившиеся предложения. Они будут пунктами твоего плана.
Перечитать план. Посмотреть, соответствует ли он содержанию текста.
Передать содержание произведения, опираясь на пункты плана.
В системе обучения при изучении материала по окружающему миру ученики главным образом должны получить представления о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Каждый год обучения представляет часть общей программы, знакомит детей с определённым кругом знаний. Из года в год эти знания расширяются и углубляются, вступают в новые связи.
Задачи, стоящие перед учителем при преподавании этого предмета, очень важные. Поэтому я определила для себя следующие направления: развить интерес детей к этому предмету; научить их самих готовить фрагмент урока; привить ученикам желание самим добывать к уроку материал из различных источников, что расширяет их кругозор. Это и сообщения по теме урока, творческие работы, схемы, таблицы.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на её организацию в обучении, начиная с начальной школы.
Я полностью согласна с мнением В.А.Гусева, который считает, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать «… обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда
даже самый слабый ученик поверит в свои способности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....
Презентация по теме самообразования " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников."
Презентация по теме самообразования. В ней указаны факторы, влияющие на учебную мотивацию, причины спада,равитие мотивации учащихся начальной школы....
Применение инновационных технологий как способ повышения качества подготовки младших школьников к олимпиадам
В статье раскрывается необходимость использования инновауционных технологий в обучении младших школьников....
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. (Педсовет)
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг....
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важного фактора повышения качества образования младших школьников»
Выступление на ШМО...
Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"
Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...