Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. (Педсовет)
методическая разработка
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
31.10.2017 г.
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения.
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики, русского языка, окружающего мира в 4 классе.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
- определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики, русского языка, окружающего мира;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
- Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
- Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
- Определение уровня учебных достижений учащихся.
- Проведение коррекционной работы.
- Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
- Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
- Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
- Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
- Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
- Корректирование календарно-тематического планирования.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений,доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
| Результаты контроля русского языка | ||||||
№ п/п | Ф.И. | входящий | промежуточный | итоговый | вывод | ||
1. | Лупандина Марина | 4/4 | |||||
2. | ... |
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.
Но для того, чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность в 4 классе, провести входящую контрольную работу, при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности, я составляю по окончании 3-го класса (по итогам контрольных работ).
Например: проведя сравнительный анализ по таблице, пришла к выводу: к концу 1 четверти 2017-2018 учебного года в сравнении с годовыми отметками 2016-2017 уч.года у некоторых ребят снизилась степень обученности. Поэтому поставила перед собой следующую задачу: во 2 четверти в 4 классе провести диагностику обучаемости учащихся, так как это поможет мне правильно судить о степени обученности детей.
Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намечен план коррекционную работу с отдельными учащимися по предметам.
А в этом мне помогает уже тематический мониторинг.
На класс составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и планирую их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений. Например:
- По теме: «Решение уравнений», составляла упражнения на исключение причинно – следственных связей.
Решите уравнение | |||
образец | самостоятельно | ||
х + 35 = 84:2 Х + 35 = 42 Х = 42 – 35 Х =7 Ответ: х =7 | у + 63= 276: 3 |
Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей.
Данный мониторинг позволит мне получить:
- объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;
- возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
- возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
- систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
Ценность мониторинга должна заключаться в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволяет учителю:
- Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
- Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
- Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
- Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
- Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Подготовила: Курылева О.В.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Сластуха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-916560-1492265407.jpg)
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027501-1522668306.jpg)
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242999-1366038346.jpg)
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках , как один из способов повышения качества знаний учащихся».
результаты использования ИКТ, типы компьютерных средств обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/03/picture-89681-1559594366.jpg)
Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/15/picture-1155996-1565820938.jpg)
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340118-1626610325.jpg)
Мониторинг знаний обучающихся по предметам как один из способов повышения качества обучения.
Выступление на педагогическом совете...