Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_26.02.2018.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
— Сухомлинский В.А.
Тема: Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвития;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрения, наказания).
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
- работа с электронными учебниками;
- работа с демонстрационными материалами;
- компьютерные тесты;
- использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
- использование слайд – презентаций.
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Мотивация учения – одна из ключевых проблем школьного обучения. В случаях, если ребенок не желает посещать школу, испытывает тревогу и страх, испытывает сложности в усвоении нового материала и закреплении навыков и умений, полученных в школе, перед родителями появляется сразу несколько важных задач:
- узнать, почему не хочет учиться;
- определить, какие стороны мотивации сформированы, а какие нет;
- в каких ситуациях ребенок не желает учиться.
- Но самая главная задача: подумать, в какой момент мы – взрослые (учителя, родители) не научили ребенка самоорганизации и организации собственного поведения таким образом, чтобы такая мотивация появилась.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Экспресс-тест
Предложите ребенку представить на несколько минут, что он стал директором школы, в которой он учится или на один день стал министром образования. Перед ним стоит непростая задача: составить расписание на неделю для класса, в котором он учится. Количество уроков может быть любое, как и выбираемые им предметы. Это могут быть предметы, предусмотренные и не предусмотренные школьной программой. У ребенка есть право удалить из расписания уроки, которые на его взгляд неинтересны или совсем не нужны.
Понаблюдайте, как ребенок будет работать над составлением расписания. Обратите внимание на последовательность предметов в течение дня, частоту повторения одного предмета в течение недели. Определите соотношение предметов, которые предусмотрены школьной программой, а какие не предусмотрены. Так вы сможете увидеть сферы интересов ребенка и «проблемные зоны».
Рекомендации по формированию мотивации учения
Понятие мотивации учения не является однозначным. Связано это с тем, что побуждением к учебной деятельности является не один мотив, а целая система мотивов. Мотивы, входящие в эту систему могут быть как внутренними, так и внешними. Они находятся в специфическом взаимодействии и соотношении в каждом индивидуальном случае. Одни мотивы являются ведущими и оказывают большее влияние на учебную деятельность, другие – второстепенные и оказывают меньшее влияние, в то же время, дополняя друг друга.
Рекомендации:
- Относитесь с понимание к своему ребенку, к особенностям его возрастного развития
- Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за ними. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют
- Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры, семейные традиции)
- Уделяйте время детям. В течение этого времени живите интересами ребенка. Занимайтесь совместной деятельностью.
- Оказывайте поддержку только тогда, когда ребенок сам просит об этом
- Избегайте оценочных суждений. Лучше скажите: «Ты сегодня хорошо справился с домашними задачами по математике».
- Задавайте детям вопросы. Интересуйтесь, спрашивайте, довольны ли они результатом своей учебной деятельности.
- Заведите тетрадь/ блокнот, в котором ребенок сможет ставить перед собой цель на день, неделю, месяц, четверть, год.
- Предложите ребенку поставить цель, выбрать способы, которыми он будет ее достигать, какие шаги он предпримет.
- Проговорите поставленную цель, обсудите шаги, поинтересуйтесь, что для этого ему будет необходимо.
- Поощряйте, когда ребенок ставит перед собой достижимую цель. Если цель легкодостижима, предлагайте усложнить ее.
- Пусть ребенок сам выберет, каким будет поощрение или предложите сделать выбор из предложенных вами вариантов
- Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.
- Обсуждайте причины успехов и неудач.
- Покажите ребенку связи между школьными предметами и реальной повседневной жизнью.
Важное правило: чем чаще успех, тем реже похвала.
Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными и возрастными особенностями. Поддерживайте его, верьте в него, слушайте и старайтесь услышать ребенка. Разговаривайте, задавайте вопросы, обсуждайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса
В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования». ...
Выступление на педагогическом совете учителей «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»
Доклад на тему: «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»...
Публичные выступление «Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения»
Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится,- мечта всех родителей и конечно учителей.Психологи и педагоги прошлого и ...
«Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»
laquo;Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»...