Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"
методическая разработка

Бондаренко Виктория Васильевна

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_26.02.2018.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.

— Сухомлинский В.А.

Тема: Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;
  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
  • использование слайд – презентаций.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Мотивация учения – одна из ключевых проблем школьного обучения. В случаях, если ребенок не желает посещать школу, испытывает тревогу и страх, испытывает сложности в усвоении нового материала и закреплении навыков и умений, полученных в школе, перед родителями появляется сразу несколько важных задач:

  • узнать, почему не хочет учиться;
  • определить, какие стороны мотивации сформированы, а какие нет;
  • в каких ситуациях ребенок не желает учиться.
  • Но самая главная задача: подумать, в какой момент мы – взрослые (учителя, родители) не научили ребенка самоорганизации и организации собственного поведения таким образом, чтобы такая мотивация появилась.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Экспресс-тест

Предложите ребенку представить на несколько минут, что он стал директором школы, в которой он учится или на один день стал министром образования. Перед ним стоит непростая задача: составить расписание на неделю для класса, в котором он учится. Количество уроков может быть любое, как и выбираемые им предметы. Это могут быть предметы, предусмотренные и не предусмотренные школьной программой. У ребенка есть право удалить из расписания уроки, которые на его взгляд неинтересны или совсем не нужны.

Понаблюдайте, как ребенок будет работать над составлением расписания. Обратите внимание на последовательность предметов в течение дня, частоту повторения одного предмета в течение недели. Определите соотношение предметов, которые предусмотрены школьной программой, а какие не предусмотрены. Так вы сможете увидеть сферы интересов ребенка и «проблемные зоны».

Рекомендации по формированию мотивации учения

Понятие мотивации учения не является однозначным. Связано это с тем, что побуждением к учебной деятельности является не один мотив, а целая система мотивов. Мотивы, входящие в эту систему могут быть как внутренними, так и внешними.  Они находятся в специфическом взаимодействии и соотношении в каждом индивидуальном случае. Одни мотивы являются ведущими и оказывают большее влияние на учебную деятельность, другие – второстепенные и оказывают меньшее влияние, в то же время, дополняя друг друга.

Рекомендации:

  1. Относитесь с понимание к своему ребенку, к особенностям его возрастного развития
  2. Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за ними. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют
  3. Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры, семейные традиции)
  4. Уделяйте время детям. В течение этого времени живите интересами ребенка. Занимайтесь совместной деятельностью.
  5. Оказывайте поддержку только тогда, когда ребенок сам просит об этом
  6. Избегайте оценочных суждений. Лучше скажите: «Ты сегодня хорошо справился с домашними задачами по математике».
  7. Задавайте детям вопросы. Интересуйтесь, спрашивайте, довольны ли они результатом своей учебной деятельности.
  8. Заведите тетрадь/ блокнот, в котором ребенок сможет ставить перед собой цель на день, неделю, месяц, четверть, год.
  9. Предложите ребенку поставить цель, выбрать способы, которыми он будет ее достигать, какие шаги он предпримет.
  10. Проговорите поставленную цель, обсудите шаги, поинтересуйтесь, что для этого ему будет необходимо.
  11. Поощряйте, когда ребенок ставит перед собой достижимую цель. Если цель легкодостижима, предлагайте усложнить ее.
  12. Пусть ребенок сам выберет, каким будет поощрение или предложите сделать выбор из предложенных вами вариантов
  13. Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.
  14. Обсуждайте причины успехов и неудач.
  15. Покажите ребенку связи между школьными предметами и реальной повседневной жизнью.

Важное правило: чем чаще успех, тем реже похвала.

Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными и возрастными особенностями. Поддерживайте его, верьте в него, слушайте и старайтесь услышать ребенка. Разговаривайте, задавайте вопросы, обсуждайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Выступление на педагогическом совете учителей «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»

Доклад на тему:  «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»...

Публичные выступление «Мотивационные формы учебной активности, как условие повышения качества обучения»

Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится,- мечта всех родителей и конечно учителей.Психологи и педагоги прошлого и ...

«Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»

laquo;Формирование положительной учебной мотивации обучающихся, как условие повышения результатов воспитания и обучения»...