Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
методическая разработка по теме

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uchebno_-_poznavatelnogo_interesa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №117» 

города Снежинска Челябинской области

ФОРМИРОВАНИЕ

УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

             

       

        Л.А.Балуева - учитель начальных классов

Сегодня я хочу подвести итог работы по теме: «Развитие познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников».

В своем сообщении я попыталась ответить на вопросы:

  1. почему я считаю необходимым развивать у детей учебно-познавательный интерес?  
  2. какие условия нужно создать для его формирования?
  3. что мешает его развитию?    

Хочется напомнить, что учебно-познавательный интерес – это один из конкретных мотивов УД, один из ее компонентов.

Мы прекрасно с вами знаем, что мотив – это источник любой деятельности. Охарактеризовать мотив – это значит ответить на вопрос, ради чего эта деятельность выполняется, иными словами мотив – это побуждение к деятельности.

От силы мотива зависит интенсивность деятельности: он выступает, своего рода «энергетической батареей» деятельности. Такой «батареей» УД является учебно-познавательный интерес . 

Познавательные интересы развиваются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении ребенка в школу, если их формированию в дошкольном возрасте не уделялось достаточного внимания. Они зависят от качества восприятия, мышления, от уровня развития у детей воображения.

Учебно-познавательный интерес возникает тогда, когда ребенок переживает дискомфорт  при решении учебной задачи. Его формирование можно показать на такой цепочке:

создание проблемной ситуации (в которой ставится проблема так, чтобы она вызвала острую заинтересованность)         ведет к моменту удивления (рождается любопытство)         возникает знание о незнании  (пауза незнания – ребенок убеждается, что его знания недостаточно) а раз так, то у него возникает         стремление получить результаты уверенность, что этого можно достичь         если устранить дефицит знаний,  дефицит способов действий         доказать себе, что это возможно, т.е. возникает ситуация «открытия» нового для него знания (вызывает ощущение радости).

Учебно-познавательный интерес у разных детей может иметь различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления. В предложенной таблице зафиксировано 6 уровней познавательного интереса с перечнем диагностических признаков. Поэтому я не буду останавливаться на их характеристике, а остановлюсь на реализации учебно-познавательного интереса.

Мотив, в основном, человеком не осознается и реализуется через цель. Цели сами по себе без познавательного интереса не определяют УД. Но и без целей учебно-познавательный интерес – мотив УД может остаться лишь порывом, т.е. мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивает реальное выполнение учебных действий. Таким образом, от степени сформированности учебно-познавательного интереса зависит возникновение целей, их выделение, определение и осознание.

Реализация же мотивов (в частности, учебно-познавательного интереса) и целей УД осуществляется в процессе выполнения учеником учебных действий, которые невозможны без контроля за их ходом и оценки завершения действий, т.е. все компоненты УД взаимосвязаны и формируются в процессе решения учебной задачи.

Решение же УЗ возможно только в организации учебно-поисковой деятельности детей, в ходе которой возникает коллективный учебный диалог, дискуссия или иными словами в организации коллективно-распределенной деятельности, которая строится на основе сотрудничества. Суть его состоит в том, что учитель не ведет за собой ученика, а лишь помогает ему определить цель и отыскать оптимальный путь ее достижения.

Итак, я считаю, что развитие учебно-познавательного интереса возможно лишь в организации на уроке коллективно-распределенной деятельности, причем с использованием деятельностного метода, включающего в себя наглядные, репродуктивные и продуктивные методы обучения, при этом используется весь спектр приемов, вызывающих индивидуальную активность детей и помогающих создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

С технологией деятельностного метода вы все знакомы, поэтому хочется обратить ваше внимание на материал, который я использую для развития учебно-познавательного интереса. В урок я включаю нестандартные задания, логические упражнения, занимательные, творческие задания, целенаправленные ошибки, задания развивающего характера: найти закономерность; сходство, различия объектов; нарушенную закономерность. Использую в работе игровые моменты, дидактические игры, игры-путешествия, задачи-шутки, задачи в стихах, загадки, скороговорки. Оживляет урок включение в него сказочных героев («Мудрая черепаха», «Знайка», «Муравьишко», «Робот») разыгрывание сценок, решение кроссвордов.

Таким образом, чтобы сформировать учебно-познавательный интерес, а значит и УД, стараюсь построить урок так, чтобы все дети были включены в активную познавательную деятельность, которая приносила бы им успех, дарила радость, пробуждала у них стремление к творчеству, будила их фантазию, развивала воображение, уверенность в своих силах.

Развитию познавательного интереса уделяем внимание и во внеурочной деятельности детей. В сотрудничестве с воспитателем ГПД Морозовой О.В. проводим:  

  1. наблюдения за погодой;
  2. игры; драматизации, сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию творческих способностей, воображению;
  3. различные конкурсы, турниры, капустники;
  4. путешествия в страну эрудитов, загадок;
  5. экскурсии, походы;
  6. утренники, игры-путешествия.

Стараемся вовлечь детей в различные кружки и секции, т.к. занятия в них способствуют развитию интереса.

Что мешает развитию познавательного интереса?

По моему мнению, это, прежде всего:

  1. Недостаточное развитие познавательных способностей, готовность к школьному обучению (низкий уровень развития воображения, качество восприятия, мышления, овладение практическими действиями);
  2. Интеллектуальная пассивность ребенка (отсутствие желания и привычки думать);
  3. Недемократический стиль общения;
  4. Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков у детей  (медленно читают, пишут, считают);
  5. Отсутствие воли (преодоление препятствий);
  6. Пассивнее, инертные способы преподавания;
  7. Перегрузка (от которой гаснет душа ребенка);

Я выделила также причины перегрузки:

а) Незнание возрастных особенностей;

б) Несоизмерение меры использования игр и средств наглядности, эмоциональные перегрузки;

в) Нарушение режима дня;

г) Недооценка важности физкультминуток;

д) Загруженность домашними заданиями.

8. Высокий уровень тревожности (который ведет к остановке в развитии).

В заключение хочется подвести итог работы по теме.

Итак, развитию познавательного интереса способствуют:

  1. Учет возрастных особенностей детей;
  2. Развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения);
  3. Воспитание воли, уверенности в своих силах;
  4. Сохранение жизнерадостности;
  5. Оптимальная учебная нагрузка;
  6. Организация на уроках коллективно-распределенной деятельности и вытекающий из нее демократический стиль общения (сотрудничество);
  7. Деятельностный метод обучения, который предусматривает использование дидактических игр, логических упражнений, творческих заданий, заданий развивающего характера;
  8. Занятость детей во внеурочное время;
  9. Работа с родителями.

Спасибо за внимание.

Литература

А.К.Маркова. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990.

Приложение

Логические упражнения        

«Найди лишнего жильца»

«Засели домик»

«Чего не хватает»

«Какая фигура (слово, пример, буква, математическое выражение) лишняя?»

« Кто заблудился?»

«Что лишнее?»

«Продолжи узор»

«Что изменилось?»

«Закончи рисунок»

«Продолжи»

Игры

«Буква заблудилась»

«Слоговой аукцион»

«Составь слово»

«Эхо»

«День и ночь»

«Угадай - ка»

«Полубуковка»

«Наоборот»

«Концовка»

«Цепочка»

«Молчанка»

Творческие задания

«Расшифруй»

«Составь слово по схеме», «Составь задачу по схеме»

«Раскрась узор»

«Задание для товарища»

«Составь букву из элементов» Составление рассказов, задач; преобразование моделей; сочинение сказок, стихов, небылиц, загадок и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Информационно - компьютерные технологии как средство повышения качества знаний младшего школьника.

Процесс информатизации современного общества  диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании.  Внедрение информационных  технологий в раб...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Доклад на тему:"Применение ИКТ как средство повышения качества образования младших школьников "

laquo;Применение информационно – коммуникационных технологий. как средство повышения качества образования младших школьников». Совре...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирова...