Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся
I. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»
В своем выступлении я поделюсь опытом работы нашей школы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».
Какие бывают таблицы образовательных результатов?
Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана
Мы составляем таблицы трех основных учебных предметов( русский язык, математика, окружающий мир).т.к. только осваиваем систему оценки.
Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).
Как составляются таблицы результатов?
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами ОС « Школа 2100»
В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
Где размещаются таблицы образовательных результатов?
Таблицы образовательных результатов могут размещаться в «Рабочем журнале учителя» – бумажном или в электронном варианте. Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а является блокнотом для рабочих записей.
Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
Когда заполняются таблицы образовательных результатов?
Мы заполняем эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ( один раз в четверть – обязательно)
– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)
Как заполняются таблицы образовательных результатов?
В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. В 1 классе мы выставляем «+ » и «-», а начиная со 2 класса вводятся отметки. (Приложение 1)
Как пользоваться таблицами образовательных результатов ?
1-й шаг: Перед проверкой контрольных работ учеников взять таблицу предметных результатов (в бумажном или электронном варианте «Рабочего журнала учителя») и отметить в ней в графе соответствующих умений номера заданий контрольной работы, проверяющих эти умения.
Пример (Окружающий мир, 3 кл.):
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. |
2-й шаг: Взять контрольную одного ученика, проверить первое задание, выставить отметку на полях работы рядом с заданием.
3-й шаг. Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения (в бумажный или в электронный вариант «Рабочего журнала учителя»).
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. | 4 |
4-й шаг. Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в таблицу умений.
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. | 5 | 4 |
5-й шаг. Проверить работу ученика до конца, перенести отметки за каждое задание в соответствующие графы таблицы.
6-й шаг. Проверить работы всех учеников, перенося отметки за каждое задание в соответствующие графы.
2) Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Если это бумажный вариант «Рабочего журнала учителя» – сделать устный вывод о том, какие умения развиты хорошо, а какие требуют дальнейшего развития (при необходимости – письменный вывод).
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
Влад У. | 5 | 3 | 4 |
Саша Ф. | 4 | 3 | 5 |
… | |||
Выводы: | Например:Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» | Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти. |
2-й шаг. Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Если это бумажный вариант, сделать для себя устный вывод о необходимой помощи в развитии (в особых ситуациях – письменный вывод)
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | Выводы: | |
Алина Н. | 4 | 2 | 4 | Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция. |
3-й шаг. Провести контрольную в следующей четверти и выставить отметки в те же колонки.
4-й шаг. Сравнить результаты по умениям, повторяющимся в разных контрольных. Если это бумажный вариант, сделать устный вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников. 5-й шаг. Спланировать действия по улучшению результатов.
3) Как переносить отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал?
1-й шаг. В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в четверть) в той шкале отметок, которую он выбрал.
В официальный журнал выставляются:
- либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа (если не возражает администрация ОУ),
- либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.
Таблицы предметных результатов может вести не только учитель, но и ученик. В Дневнике школьника 2-4 класса на с.112-119 размещены эти таблицы.
«Дневник школьника» (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. Наши ученики фиксируют в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:
- отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п. 2-4классы),
- самооценок (слов-характеристик, знаков 1 класс).
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
4) Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. В конце четверти выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.
2-й шаг. Предложить ученикам прочитать первое умение в таблице результатов и устно привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.
3-й шаг. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
4-й шаг. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.
5-й шаг. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.
6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
7-й шаг. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующей четверти».
Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
II. Как мы оцениваем метапредметные результаты?
Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+»или в процентном соотношении, как мы делаем в нашей школе.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД( Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД.
Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты?
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных носителях.
Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах. Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Как оцениваются диагностические работы по УУД в ОС «Школа 2100»?
В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов, которые созданы в ОС «Школа 2100», выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.
Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).
Описание этого состояния словами – это качественная оценка.
Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.
Для мониторинга сформированности метапредметных результатов нами были разработаны следующие уровни сформированности УУД.
- Ниже базового уровня – 0-50%
- Базовый уровень – 51-70%
- Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%
- Повышенный уровень «отлично» – 85-100%
Также нами были составлены Таблицы по диагностике метапредметных результатов. (Приложение 2)
Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.
Результаты диагностики анализируются как по вертикали ,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Приложение 2
Проверочная работа № 1 (интегрированная) 1 класс
Вариант 1
№ | Ученик | Регулятивные универсальные учебные действия | Познавательные универсальные учебные действия | Личностные результаты | Итог | ||||||||||||
Задание 1 (умение определять цель деятельности на уроке) | Задание 2 (умение работать по плану) | Задание 3 (умение контролировать выполнение заданий) | Всего баллов | % | Задание 4 (умение ориентиро ваться в учебнике) | Задание 5 (умение сравнивать и группировать предметы) | Задание 6 (умение извлекать информацию из сюжетного рисунка) | Задание 7 (умение переводить информацию из рисунка в схем. рисунок) | Задание 8 (умение переводить информацию из схем. рисунка в текст) | Задание 9 (умение вычитывать информацию из текста и схемы) | Всего баллов | % | Задание 10 (умение оценивать чужие поступки) | Задание 11 (умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения) | |||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
Максимальное количество баллов на 1 уч-ся и по классу: | |||||||||||||||||
Фактически набрали по классу баллов: | |||||||||||||||||
Фактически набрали по классу % : | |||||||||||||||||
Проверочная работа № 2 (комплексная) 1 класс
Вариант 1
№ | Ученик | Русский язык Умение правильно списывать с печатного текста | Русский язык Умение находить буквы, обозначающие мягкость согл.звуков на письме | Русский язык Умение делить слова на слоги и ставить ударение | Литер. Чтение (Коммун., познават. УДД) Умение вычитывать из текста информацию | Литер. Чтение (Коммун., Познават. УДД) Умение вычитывать из текста инфформацию | Литер. Чтение (коммун., Познават. УДД) Умение вычитывать из текста информацию | Русский Язык (познават. УДД) Умение понимать и объяснять значение слова | Литер. Чтение (регулят., Познават. УДД) Умение устанавливать последовательность событий в тексте и составлять план из картинок | Литер. Чтение (коммуник. УДД) Умение понимать главную мысль текста | Литер. Чтение (коммун., Познават. УДД) Умение озаглавливать текст | Литер. Чтение (личн. Результ.) Умение давать нравственную оценку поступку героя | Мат-ка (познав Умение находить мат.информацию в тексте и фиксировать ее на схеме | Мат-ка (познав УДД) Умение использовать полученную информацию для решения задач | Окр. Мир (Коммун. УДД) Умение осознавать, что в семье необходима взаимопомощь | Окр. Мир (личн. Резул.) Умение оценивать правильность поведение в быту | Всего баллов | % |
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
18 |
Сводная таблица по диагностике метапредметных результатов
1 «А» класса 2011 – 2012 учебного года
№ | Фамилия, имя ученика | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Итоговая оценка | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | баллы | % | 1 | 2 | 3 | 4 | баллы | % | баллы | % | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 |
Проверочная работа № 1 ( комплексная) 2 класс
Вариант 1
Ученик /№ задания | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Общая оценка | |||||||||||||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | |||||||||||||||||||
1 Проверяет умение оценивать простые ситуации | 2 проверяет умение давать оценку поступкам с позиции известных правил | 3 проверяет готовность пони мать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих» | 4 Проверяет умение выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях | 5 Проверяет умение ставить цель деятельности | 6 проверяет умение планировать учебную деятельность | 7 Проверяет умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства(учебник простейшие приборы | 8 Проверяет умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции | бал лы | % | 9 Проверяет умение определять источник необходимой для решения задачи информации | 10 Проверяет умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков | 11 Проверяет умение устанавливать последовательность действий в быту, в сказках | 12 Проверяет умение определять истинные и ложные высказывания | 13 Проверяет умение наблюдать и делать самостоятельные выводы | бал лы | % | баллы | % | ||
Чудин Б | ||||||||||||||||||||
В процентном соотношении: | ||||||||||||||||||||
Проверочная работа № 2 (интегрированная) 2 класс
Вариант 1
Ученики/№ задания | Чтение и работа с информацией. Познавательные УУД | Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Ито го вая оцен ка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | бал лы | % | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 | оцен ка | % | 8 | оценка | % | 10 | 12 | 13 | оцен ка | % | 14 | 15 | 16 | оцен ка | % | |||||||||||||||||||||||||
Максимальное количество баллов на 1 уч-ся и по классу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фактически набрали баллов по классу: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В процентном соотношении: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сводная таблица по диагностике метапредметных результатов
2класса 2011-2012 уч.год
Ф.И.ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | итого вая оцен ка | |||||||||||||||||||||
комплексная | интегрирован. | итог | комплексная | интегрирован. | итог | интегрирован. | итог | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | % | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | % | 1 | 2 | 3 | 4 | % | |||
Ниже базового уровня( 0-50%)- Базовый уровень(51-70%) Повышенный уровень « хорошо»( 71-84%) Повышенный уровень « отлично»( 85-100%) |
Приложение 1
Таблица требований. Русский язык. 2 класс. Тема Итоговая контрольная работа
Линия развития | Речевые умения | Учебно-языковые умения | Овладение орфографией и пунктуацией | Итоговая отметка | ||||||||||||||||
Умения Фамилия, имя ученика | правильно списывать слова, предложе ния,текстыпроверять написаное | сотавлять предложения, текст на заданую тему | проверять написаное | выполнять звуко-буквенный анализ слов | находить корень в группе однокор. слов | подбирать однокор. слова | находить в словах суффиксы, приставки | ставить вопросы к словам в предложении | делить слова для переноса | писать большую букву в словах | безударная гласная, проверяема яударением | слова с непроверяемой безударной гласной корне | проверяемые согласные на конце слова | ь для обозначения мягкости согласного звука | буквосочетания чк, чн нч и пр. | разделительный ь и ъ | графически объяснять выбор написаний | находить и исправлять ошибки | ||
1 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | |||||||
2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||
3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||
19 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||
20 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | |||||||
21 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||||
22 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | |||||||
23 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||
24 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | |||||||
усп-ть по классу | 75% | 83% | 91% | 91% | 87% | 91% | 87% | 83% | 70% | 75% | 79% | 70% | усп-ть 96% кач-во 75% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-361327-1386387780.jpg)
статья "ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
представлены рекомендации по созданию контрольно-измерительных материалов для оценки уровня предметных результатов в 1 классе в соответствии с ФГОС....
Мониторинг сформированности предметных и УУД в начальной школе
Государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образован...
Мониторинг сформированности предметных и УУД в начальной школе
Мониторинг сформированности предметных и УУД в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/11/picture-1113157-1654920364.jpg)
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся 2019-2020 учебный год
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся 2019-2020 учебный год...