статья "ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Крутякова Ирина Ивановна

представлены рекомендации по созданию контрольно-измерительных материалов для оценки уровня предметных результатов в 1 классе в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Крутякова И.И., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 г. Челябинска

высшая квалификационная категория

Целью нашего образовательного учреждения является обучение и воспитание всех детей, поступивших в школу №5 в соответствии с их способностями, возможностями, особенностями психического здоровья; выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями начальной школы; сохранение физического и психического здоровья детей.

Работа в школе осуществляется на основе личностно - ориентированного подхода, который реализуется в учебно-воспитательном процессе при создании всех условий для максимального проявления и развития способностей ребёнка, раскрытие творческого потенциала педагога, повышения качества образования.

В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки качества являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

         В своём выступлении я хочу остановиться на оценка уровня сформированности предметных и метапредметных результатов как одном из механизмов повышения качества образования.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. 

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Планируемые результаты освоения образовательной программы представлены дифференцировано: базовый уровень, повышенный уровень.

Задания базового уровня, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся. Они описаны во втором блоке планируемых результатов «Выпускник научится». Это такие учебные ситуации и задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса. Поэтому ожидается, что подавляющее большинство учащихся не будет испытывать особых затруднений при их выполнении.

Приведу пример проверочной работы по обучению грамоте по итогам обучения в 1 четверти. (Приложение 1)

Такие проверочные работы составлены по всем параметрам планируемых результатов по итогам обучения в 1 классе. Все результаты заносятся в специальные мониторинговые таблицы, анализируются, доводятся до сведения родителей, так как безотметочное обучение в первом классе вызывает много вопросов у родителей. По результатам составляются индивидуальные планы работы для детей, не достигших базового уровня.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Рассмотрим работу по уровню сформированности метапредметных УУД нг примере сфомированности регулятивных универсальных учебных действий.

Проверка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий проводилась с использованием диагностических материалов (авт. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова, проверочная работа  №1), позволяющих выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие.  Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Обе работы носят комплексный характер.

Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных и личностных результатов. Работа рассчитана на 1 урок. Перед выполнением работы проведён краткий инструктаж. Каждый ребёнок имел возможность закончить её выполнение.

Проверка работ проводилась с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Фиксация результатов позволяет увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС - ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни) и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.

        Уровень сформированности регулятивных УУД проверяется с использованием 1-3 заданий. Все результаты заносятся в  таблицу (Приложение 2)

Такая работа проводится по формированию всех УУД, начиная с первого класса и продолжается во втором и  третьем классе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио,

  • которое является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема. Звук, буква, слог, ударение.

Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся по понятиям: звук, буква печатная и письменная, деление на слоги, постановка ударения.

зада

ния

Содержание задания

Оценивание

1

Умение выделять гласный звук в слове,  делить слова на слоги, ставить ударение.

 

Детям были предложены три картинки с изображениями:

морж, ромашка, утка.

Задание: начертить схемы слов, выделить гласные звуки красным карандашом (точка под схемой), разделить слово на слоги, поставить ударение.

(3 балла)

По одному баллу за каждое правильно оформленное слово.

2

Умение построить схему предложения.

      На доске напечатано предложение, детям надо сделать схему этого предложения.

На улице идёт дождь.

(7 баллов)

4 схемы слова (первая - маленькая), указано начало предложения, в конце стоит точка.

3

            Умение определять количество слогов на слух.

Дети слушают слово, самостоятельно считают слоги, записывают количество слогов цифрой:

Малина, тигр, черепаха, школа, девочка.

(5 баллов)

Правильно записаны числа: 3, 1, 4, 2, 3.

4

Умение выделять из предложения гласные.

На доске записано предложение, дети должны выписать только те буквы, которые обозначают согласные звуки.

У Оли Собака Дружок.

 (8 баллов)

У Ои оаа уо

5

Умение записать под диктовку изученные буквы (письменные, строчные)

А п о и т р ы г

 

(8 баллов)

По одному баллу за каждую букву.

6

Умение записывать под диктовку слоги письменными буквами.

Задание: записать под диктовку слоги, выделить мягкие звуки, выделить слог, который может быть словом.

Та, ги, по, ри, ты

( 8 баллов)

По одному баллу за каждое правильное написание, 2 балла за каждый правильно выделенный мягкий звук, 1 балл за слово ТЫ

6

Умение списывать с печатного текста и делать звуковую дорожку.

  • Написать слово письменными буквами, сделать звуковую дорожку, разделить слово на слоги, поставить ударение.

ПИРОГИ

(9 баллов)

  • Правильно написаноеслово – 1
  • Правильно сделана звуковая дорожка-6

92%-100% - повышенный уровень

81%-89% - высокий уровень

51%-79% - базовый уровень

Ниже 50% - не достиг базового уровня

Итого: 48 баллов – 100%

             47 баллов – 98%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 «А» класс, учитель Крутякова И.И.

2013-2014 учебный год

проверочная работа №1, интегрированная

(авт. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова )

П-повышенный уровень (6-7 баллов)

Б-базовый уровень (3-5 баллов)

Н/Б – ниже базового уровня (0-2 балла)

№ п/п

Список класса

Задание 1

Проверяет умение определять цель деятельности на уроке

Задание 2

Проверяет умение работать по плану

Задание 3

Проверяет умение контролировать выполнение заданий

Общее количество

баллов

Уровень

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

1

Абуева Залина

3

1

0

4

Б

2

Антонова София

3

2

1

6

П

3

Баскова Анастасия

3

2

1

6

П



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1

по обучению грамоте в 1 классе по итогам 1 четверти.

Тема. Звук, буква, слог, ударение.

Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся по понятиям: звук, буква печатная и письменная, деление на слоги, постановка ударения.

зада

ния

Содержание задания

Оценивание

1

Умение выделять гласный звук в слове,  делить слова на слоги, ставить ударение.

 

Детям были предложены три картинки с изображениями:

морж, ромашка, утка.

Задание: начертить схемы слов, выделить гласные звуки красным карандашом (точка под схемой), разделить слово на слоги, поставить ударение.

(3 балла)

По одному баллу за каждое правильно оформленное слово.

2

Умение построить схему предложения.

      На доске напечатано предложение, детям надо сделать схему этого предложения.

На улице идёт дождь.

(7 баллов)

4 схемы слова (первая - маленькая), указано начало предложения, в конце стоит точка.

3

            Умение определять количество слогов на слух.

Дети слушают слово, самостоятельно считают слоги, записывают количество слогов цифрой:

Малина, тигр, черепаха, школа, девочка.

(5 баллов)

Правильно записаны числа: 3, 1, 4, 2, 3.

4

Умение выделять из предложения гласные.

На доске записано предложение, дети должны выписать только те буквы, которые обозначают согласные звуки.

У Оли Собака Дружок.

 (8 баллов)

У Ои оаа уо

5

Умение записать под диктовку изученные буквы (письменные, строчные)

А п о и т р ы г

 

(8 баллов)

По одному баллу за каждую букву.

6

Умение записывать под диктовку слоги письменными буквами.

Задание: записать под диктовку слоги, выделить мягкие звуки, выделить слог, который может быть словом.

Та, ги, по, ри, ты

( 8 баллов)

По одному баллу за каждое правильное написание, 2 балла за каждый правильно выделенный мягкий звук, 1 балл за слово ТЫ

6

Умение списывать с печатного текста и делать звуковую дорожку.

  • Написать слово письменными буквами, сделать звуковую дорожку, разделить слово на слоги, поставить ударение.

ПИРОГИ

(9 баллов)

  • Правильно написаноеслово – 1
  • Правильно сделана звуковая дорожка-6

92%-100% - повышенный уровень

81%-89% - высокий уровень

51%-79% - базовый уровень

Ниже 50% - не достиг базового уровня

Итого: 48 баллов – 100%

             47 баллов – 98%

             46 баллов - 96%

             45 баллов – 94%

             44 баллов – 92%

             43 баллов - 89%

             42 баллов – 87%

             41 баллов – 85%

             40 баллов - 83%

             39 баллов – 81%

             38 баллов – 79%

             37 баллов - 77%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Механизмы повышения качества образования в начальной школе"

Статья на тему  повышения качства образования в начальной школе...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

           В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...

Механизмы повышение качества образования в начальной школе

Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Справедливость этого тезиса полностью подтверждена социально–экономич...

Механизмы повышения качества образования в начальной школе

Материал содержит описание механизмов повышения качества образования в начальной школе, а именно из чего скаладывается качество образования, целевые направления и задачи, современные образовательные т...

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся 2019-2020 учебный год

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся 2019-2020 учебный год...

Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чи...

Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких...