Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»
рабочая программа

Чуфенева Анастасия Юрьевна

В данном пособии представлена авторская программа надпредметного курса "Я-исследователь, я познаю мир" для обучающихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ya_issledovatel_ya_poznayu_mir.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования

имени В.М. Шукшина»

А.Ю. Чуфенёва

Программа

надпредметного курса

«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, Я ПОЗНАЮ МИР»

Бийск

                                      АГАО им. В.М. Шукшина

    2015


ББК

М

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Алтайской государственной академии образования

им. В.М. Шукшина

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук,

главный специалист

МКУ «Управление образования

Администрации  города Бийска»

Е.Г. Корчуганова;

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «АГАО»

Е.Б. Манузина.

Ч 74 Чуфенёва, А.Ю.

Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» [Текст] / А.Ю. Чуфенёва; Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 45 с. – 100 экз.

В данном пособии представлена программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» для обучающихся 1-4 классов, где отражено описание основных направлений её реализации, тематическое планирование, способ организации деятельности обучающихся, планируемые результаты.

Данное пособие адресовано педагогам начальной школы, организующим учебно-исследовательскую деятельность в школах, гимназиях, лицеях.

© ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015.

© Чуфенёва А.Ю., 2015.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        4

1.1. Цели, задачи и структура курса        4

1.2. Организация образовательного процесса        8

1.3. Место курса в учебном плане        10

1.4. Диагностическая база        11

1.5. Оценивание учебно-исследовательской                деятельности младших школьников        12

2. Содержание курса «Я – исследователь, я познаю мир» для 1-4 классов начальной школы        15

1 класс        15

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 1 класс        19

2 класс        20

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 2 класс        23

3 класс        24

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 3 класс        27

4 класс        29

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 4 класс        31

3. Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»        33

4. Методическое обеспечение надпредметного курса         «Я – исследователь, я познаю мир»        38

5. Взаимодействие с родителями при реализации                      надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»        38

ПРОГРАММА

надпредметного курса

«Я-исследователь, я познаю мир»

1. Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи и структура курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения основная образовательная программа начального общего образования реализуется в условиях урочной и внеурочной деятельности. В качестве системообразующего элемента, обеспечивающего целостность организации образовательного процесса в начальной школе, рассматривается внедрение учебно-исследовательской деятельности.

Данный курс представляет собой практико-ориентированный документ, разработанный с учётом ведущих положений системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивному подходов к образовательному процессу и направлен на организацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников. В основу его содержания положены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в части формирования универсальных учебных действий.

Целенаправленное управление учебно-исследователь- ской деятельностью младших школьников оказывает благоприятное воздействие на овладение обучающимися учебно-исследовательской деятельностью. В связи с этим возникает потребность в пересмотре существующих подходов к организации образовательного процесса, создании оптимальных условий, оказывающих существенное влияние на привлечение младших школьников к данной деятельности, побуждение обучающихся к самостоятельному получению новых знаний, овладению новыми способами деятельности. Кроме того, привлечение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, начиная с начальной школы, оказывает существенное влияние на последующие обучение.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников рассматривается нами как относительно самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на самоорганизацию и саморегуляцию ими собственного процесса познания, результатом которой становится проявление познавательной потребности, исследовательской позиции, выраженность учебно-познавательного интереса, интенсивность познавательной активности, а также сформированность учебно-исследовательских умений младших школьников.

Овладение младшими школьниками системой знаний и умений, связанных с осуществлением учебно-исследовательской деятельности оказывает существенное влияние на формирование универсальных учебных действий.

Предлагаемый надпредметный курс «Я - исследователь, я познаю мир» реализуется в рамках научно-познавательного направления развития личности младшего школьника в рамках внеурочной деятельности.

Цель курса: создание единого учебно-исследовательского пространства, обеспечивающего полноценные условия для овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, как залога готовности к непрерывному образованию.

Реализация надпредметного курса направлена на решение следующих задач:

- формирование у младших школьников положительной мотивации к осуществлению учебно-исследовательской деятельности;

- целенаправленное формирование знаний и умений, необходимых для проведения самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;

- развитие у младших школьников способности к соорганизации коллективной и организации собственной учебно-исследовательской деятельности.

Курс «Я-исследователь, я познаю мир» состоит из параллельно развивающихся содержательно-методических направлений.

Мотивационно-стимулирующие направление: стимулирование интереса к овладению учебно-исследовательской деятельностью.

Операционально-познавательное направление: овладение младшими школьниками прочными, осознанными знаниями и умениями в осуществления учебно-исследовательской деятельности.

Содержательно-деятельностное направление: осуществление коллективных и самостоятельных учебно-исследовательских работ на основе приобретённых знаний и умений.

Данные направления включают в себя в полном объёме все универсальные учебные действия, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом (соответственно регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные).

В качестве ведущего направления выступает операционно-познавательное: именно здесь закладываются и формируются учебно-исследовательские умения, которые необходимы для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности. Совокупность необходимых теоретических знаний и умений определяется с учётом индивидуальных возрастных особенностей младших школьников и рассматривается во взаимосвязи с практическим их применением обучающимися.

Овладение младшими школьниками учебно-исследовательскими знаниями и умениями осуществляется на основе выполнения коллективных и самостоятельных исследований. Однако следует отметить, что содержание занятий выстраивается таким образом, чтобы в процессе детального рассмотрения того или иного понятия младшие школьники могли параллельно применять его и к своему исследованию.

Остальные направления являются сопровождающими, без которых освоенные знания и умения не принесут ожидаемого результата.

Действительно, успешность овладения человеком какой-либо деятельностью во многом определяется заинтересованностью к ней. Содержание мотивационно-стимулирующего направления сосредоточено на привлечение младших школьников к осуществлению учебно-исследовательской деятельности, одобрении и поддержки проявления активности и самостоятельности, стремлении к познанию нового и неизвестного.

Содержание надпредметного курса «Я-исследователь, я познаю мир» позволяет естественным образом организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, основываясь на заинтересованность обучающихся к той или иной области знаний, тем самым, обеспечивая формирование необходимых для её осуществления знаний и умений.

 Стимулирование интереса к овладению рассматриваемой деятельностью осуществляется на основе создания условий, направленных на проявление у школьников вопросов или затруднений при выполнении той или иной деятельности. Кроме того, целесообразным становится использование, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, проблемных учебно-исследовательских задач и ситуаций, предъявляемых в начале занятия.

Содержательно-деятельностное направление предполагает использование разнообразных форм работы, направленных на совершенствование рассматриваемой деятельности: учебно-исследовательские работы и проекты, наблюдения, экскурсии.

Таким образом, данные направления образуют целостное учебно-исследовательское пространство, обеспечивающие реализацию современных целей образования.

1.2. Организация образовательного процесса

В курсе «Я-исследователь, я познаю мир» новое надпредметное знание не даётся в готовом виде, а добывается ими самостоятельно под руководством педагога.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на занятиях в рамках курса «Я-исследователь, я познаю мир» осуществляется на основе деятельностных и исследовательских методов обучения.

В зависимости от содержания предметного материала целесообразно систематически использовать:

- занятия, связанные с усвоением учебно-исследовательских понятий и умений;

- занятия, в содержание которых включена учебно-исследовательская деятельность.

Формирование у школьников конкретных умений проходит через следующие этапы:

1) выявление первичного представления о новом действии (умении), мотивация к его овладению;

2) приобретение знаний, связанных с выполнением действия;

3) практическое применение нового действия и его коррекция;

4) выполнение действия в новых условиях.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках курса «Я - исследователь, я познаю мир» выстраивалась на основе выделенной нами структуры, включающей:

1. Выявление проблемы, формулирование темы исследования. В условиях внеурочной деятельности проблема формулируется на основе заинтересованности младших школьников к той или иной области знаний. На данном этапе подразумевается выявление и осознание интересующего младшего школьника вопроса, на который в настоящий момент нет ответа.

2. Постановка цели исследования. На данном этапе, в совместной деятельности между педагогом и обучающимися, обучающимися друг с другом, определяется цель предстоящей деятельности.

3. Выдвижение предположения (гипотезы). Данный этап предполагает совместное обсуждение между педагогом и обучающимися о том, как можно разрешить возникшую проблему.

4. Планирование исследовательской работы. На данном этапе формулируются задачи исследования, определяется последовательность совместных действий, направленных на решение проблемы.

5. Определение методов исследования. В процессе обсуждения между педагогом и обучающимися осуществляется выбор и обоснование необходимых методов исследования.

6. Сбор материала, проведение эксперимента. Данный этап включает поиск информации по проблеме, её изучение, систематизацию и анализ.

7. Обработка результатов исследования, формулирование выводов. На данном этапе осуществляется обобщение, сравнение, анализ полученной информации.

8. Описание исследовательской работы, представление результатов.

Главной особенностью реализации данного курса является то, что в процессе взаимодействия между обучающимися и педагогом осуществляется поэтапное делегирование полномочий младшим школьникам в организации учебно-исследовательской деятельности.

Эффективность организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников, а также руководство ею со стороны педагога обеспечивается на основе совокупности взаимосвязанных принципов.

- Принцип деятельности – предполагает максимальное включение младших школьников в активную учебно-исследовательскую деятельность, побуждает их к целенаправленному самостоятельному поиску необходимой информации, нового способа разрешения интересующего вопроса.

- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения – подразумевает тесную взаимосвязь между получаемыми в школе знаниями с путями и способами их приобретения.

- Принцип конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса – предполагает поиск совместного разрешения возникающих вопросов, на основе согласованности действий, принятия взаимоприемлемых решений, в рамках интерактивного сотрудничества между всеми субъектами образовательного процесса.

- Принцип создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности каждого участника образовательного процесса предполагает с опорой на субъективный опыт младших школьников создание условий, стимулирующих обучающихся к самостоятельному выбору содержания и способов деятельности.

Приоритетность выбора данных принципов обусловлена особенностями и сложностью организации и осуществления младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности. Кроме того, они обеспечивают освоение обучающимися содержания образования в соответствиями с положениями системно-деятельностного подхода.

1.3. Место курса в учебном плане

Надпредметный курс «Я - исследователь, я открываю мир» рассчитан на 4 года обучения с 1-4 класс в объеме 135 часов. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:

  •  за счёт школьного компонента;
  •  в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс.

Внедрение данного надпредметного курса в образовательный процесс целесообразно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.4. Диагностическая база

В процессе реализации курса «Я-исследователь, я познаю мир» значимым является осуществление мониторинга овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью.

Приоритетными задачами мониторинга являются:

  •  определение уровня сформированности у младших школьников учебно-исследовательских знаний и умений на основе предлагаемого курса;
  • составление индивидуального маршрута организации младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности.

В качестве критериев и показателей овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью выступают:

  •  мотивационно-рефлексивный – показатели: потребность в учебно-исследовательской деятельности, выраженность исследовательской позиции;
  •  когнитивный – показатели: выраженность учебно-познавательного интереса, устойчивость и интенсивность познавательной активности;
  •  операционно-деятельностный – показатели: полнота и прочность сформированности учебно-исследовательских умений.

Диагностический инструментарий подробно описан в методических рекомендациях для педагогов «Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников».

Кроме того, данный курс является практико-ориентированный, что предполагает максимальное включение младших школьников в организацию учебно-исследовательских работ, проектов, приведение наблюдений, опытов и т.д. В результате осуществления рассматриваемой деятельности с младшими школьниками происходит не только формирование у обучающихся учебно-исследовательских знаний и умений, но и универсальных учебных действий. В соответствии с этим, в курсе «Я - исследователь, я познаю мир» приоритетным становится использование «Шкалы сформированности учебно-исследовательских умений и способов деятельности», где оценивает себя сам ребёнок, педагог и родители, а также выполнение младшими школьниками учебно-исследовательских работ.

Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендации по планированию и организации дальнейшей работы, связанной с овладением младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью и способствующей формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

1.5. Оценивание учебно-исследовательской                деятельности младших школьников

Курс «Я-исследователь, я познаю мир» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому приоритетным становится оценивание успешности в осуществлении младшим школьником учебно-исследовательской деятельности. Положительной оценки, безусловно, достоин любой уровень достигнутых результатов.

В качестве основного критерия оценки выступает выполненная младшим школьником учебно-исследовательская деятельность, степень включённости обучающегося в работу, динамика собственного продвижения каждого ребёнка в овладении данной деятельностью. В связи с этим необходимо использовать такие формы и средства оценивания, которые позволят зафиксировать индивидуальные достижения каждого ребёнка в результате осуществления учебно-исследовательской деятельности.

С учётом предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования требований к формированию универсальных способов деятельности, а также структуры и содержания учебно-исследовательской деятельности нами были выделены значимые критерии, на основе которых следует оценивать учебно-исследовательские работы младших школьников.

Критерии оценивания

учебно-исследовательских работ младших школьников

Этап

исследования

Критерии,

соответствующие этапам

Характеристика

критерия

Результат

I Введение

Выявление  проблемы

Чёткость постановки проблемы

Проблема сформулирована и обоснована

Выбор темы

Обоснование темы, актуальность исследования

Тема исследования актуальна возрасту

Корректность формулировки темы

Тема сформулирована грамотно

Формулировка  цели

Чёткость постановки цели предстоящего исследования

Цель соответствует проблеме исследования

Объект и предмет

исследования

Правильность выбора объекта и предмета исследования

Объект и предмет соответствует теме исследования

Гипотеза

исследования

Правильность формулирования гипотезы исследования

Требует ли гипотеза проведения исследования

Планирование путей достижения цели (задачи)

Чёткость постановки задач;

Соответствие цели исследования

Выделенные задачи направлены на достижение цели исследования

II Содержание исследования

Методы исследования

Соответствие методов исследования задачам

Целесообразность используемых методов исследования

Содержание исследования

Соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам

Проведён тщательный анализ информации по теме исследования

Оригинальность собранного материала

Наличие интересного материала

III Результаты исследования

Выводы исследования

Соответствие выводов полученным результатам

Убедительность и доказательность полученных результатов

Наличие собственного мнения

Наличие личной позиции к полученным результатам

IV Презентация исследования

Оформление результатов исследования

Правильность оформления содержания и результатов исследования;

Использование рисунков, схем, эскизов и чертежей

Аккуратность и грамотность оформления исследовательской работы.

Необходимость использования рисунков, схем, эскизов и чертежей

Презентация проделанной работы

Представление результатов исследования

Качество выступления (эмоциональность, свободное владение материалом)

Убедительность и доказательность ответов на вопросы

Аргументированность при ответе на вопросы

Кроме того, приоритетным в системе оценивания и рефлексии становится  самооценка обучающимися своих собственных достижений: в процессе отработки учебно-исследовательских умений с помощью «Лесенки успеха» и на этапе завершения учебно-исследовательской деятельности с помощью «Шкалы активности» в рабочей тетради для младших школьников «Я провожу исследование».

2. Содержание курса «Я – исследователь, я познаю мир» для 1-4 классов начальной школы

1 класс

1 ч в неделю, всего 32 ч

Мотивационно-стимулирующие направление (8 часов). Формируется представление о человеке – исследователе и исследовательской деятельности. С помощью чего и как человек познаёт окружающий мир. Значение исследовательской деятельности для человека.

Театрализованное представление: «Мир интересных открытий» 

Знакомство обучающихся с разнообразием исследований. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Кто такие исследователи? Исследовательская деятельность… А что это значит?

Знакомство с понятием «исследование» и «исследователь». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир.

Науки, которые нас окружают»

В каждой науке есть много интересного. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны.

Музей занимательных наук» (экскурсия)

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов.

Зачем люди занимаются исследованиями?

Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Что можно исследовать?

Как и где человек проводит исследования?

Личностные качества исследователя

Личностные качества исследователя: активность, внимательность, самостоятельность, терпение, вера в себя.

Учимся работать вместе

Коллективные исследования. Как выбрать друга по общему интересу? Правила общения, основанные на доброжелательности и сотрудничестве.

Операционально-познавательное направление (12 часов). Овладение младшими школьниками прочными, осознанными знаниями и умениями в осуществлении учебно-исследовательской деятельности.

Как мы познаём мир.

Знакомство со способами познания человеком окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Как выбрать тему собственного исследования?

Какими могут быть темы исследования?

Разнообразие тем для исследования. Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

Учимся выбирать дополнительную литературу» (экскурсия в библиотеку)

Разнообразие книг и периодических изданий. Какие книги и журналы используют исследователи, какие книги считаются научными.

Знакомство с информационными источниками 

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, Интернет-ресурсы).

Как работать с книгой?

Структура и содержание книги. Поиск необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы.

Вопросы (проблемы), которые меня интересуют

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Разнообразие вопросом вокруг нас. Как узнавать новое с помощью вопросов.

Как правильно задавать вопросы?

Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические задания по тренировке умений задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Поиск ответа на свой вопрос

Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).

Определяем цель будущего исследования

Цель исследования. Знакомство с простейшим способом постановки цели исследования. Ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Формулировка предположения (гипотезы) – первый шаг в решении проблемы

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Выбираем способ решения проблемы

Знакомство с основными доступными детям способами (методами) исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Содержательно-деятельностное направление (9 часов). Участие в коллективной учебно-исследовательской деятельности. Выполнение учебно-исследовательских работ, проектов совместно с педагогом.

Музей занимательных наук (экскурсия)

Учебно-исследовательская работа: «Как встречают Новый год в разных странах»

Учебно-исследовательский проект: «Русский алфавит на фоне предметов русского быта»

Учебно-исследовательская работа: «Тайны моего имени»

Учебно-исследовательский проект: «Игры наших дедушек и бабушек»

Обобщение и систематизация знаний (1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?

Круглый стол: «Лучшая учебно-исследовательская работа» (2 часа).

Резерв (1 час).

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной познавательной мотивации.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- формулировать вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

- осуществлять поиск ответа на возникшие вопросы;

- формулировать цель исследования;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- в совместной деятельности с педагогом осуществлять простейшие исследования;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять направление своей исследовательской работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- задавать вопросы по существу;

- в совместной деятельности обсуждать проблемы исследования;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

2 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Мотивационно-стимулирующие направление (8 часов). Формируется представление о значимости исследовательской деятельности в процессе получения новых знаний, открытия способов действий. Успешность исследовательской деятельности зависит от целеустремлённости человека.

Что такое исследовательская работа и как она мне поможет в обучении?

Зачем школьнику необходима исследовательская деятельность. Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить.

Роль исследований в нашей жизни

Значение исследовательской деятельности в жизни человека. Какими могут быть исследования.

Целеустремлённость, неотъемлемое качество исследователя

Операционально-познавательное направление (10 часов). Расширяются представления младших школьников об исследовательской деятельности, о структуре шагов, которые помогают осуществлять исследовательскую деятельность. Особое внимание уделяется освоению школьниками методов исследования. У учащихся формируется представления и положительный опыт культурного общения. 

Что такое проблема?

Знакомство с понятием «проблема». Как сформулировать проблему? Формулирование проблемы.

Формулируем тему исследования

Тема исследования. Правила выбора темы предстоящего исследования. Практические задания на развитие формулирования темы.

Цель и задачи исследования

Что такое цель и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Ставлю цель своей исследовательской работы

Постановка цели исследования по выбранной теме.

Намечаю задачи, для достижения поставленной цели

Определение задач для достижения поставленной цели.

Какие методы (способы) исследования использует исследователь?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Мыслительные  операции, необходимые для исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Наблюдение как способ выявления и решения проблем

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения».

Планируем и проводим собственные наблюдения

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Составление программы наблюдения.

Фиксируем результаты наблюдения

Способы фиксации результатов наблюдения.

Опрос и анкетирование как методы исследования

Знакомство с понятием «опрос» и «анкета». Роль опроса и анкетирования как методов исследования.

Составляем вопросы для опроса и анкеты

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Беседа. Правила общения

Учащиеся знакомятся со способами общения, самостоятельно формулируют основные правила общения, учатся слушать и слышать друг друга. Роль мимики и жестов в общении.

Сбор материала и обобщение полученных данных

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Правила и способы сбора материала

С помощью опытов узнаём новое и интересное

Самый главный способ получения информации. Как узнать новое с помощью опыта. Планирование и проведение опыта.

Учимся проводить опыты

Техника безопасности во время проведения опытов. Практическая работа «Планируем и проводим собственные опыты».

Содержательно-деятельностное направление (10 часов). Участие в коллективной исследовательской деятельности. Выполнение учебно-исследовательских работ, проведение наблюдений, экспериментов совместно с педагогом.

Учимся наблюдать за тем, что интересует

Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Учебно-исследовательская работа: «Когда снег скрипит под ногами?»

Учебно-исследовательская работа: «В каких случаях закроется сосновая шишка?»

Опытно-экспериментальная работа: «При каких условиях воздушный шарик не расплавиться от огня?»

Опытно-экспериментальная работа: «Почему жидкости не смешиваются?»

Учебно-исследовательская работа: «Громкие» места в нашей школе»

Учебно-исследовательская работа: «Прорастание растений в разных условиях»

Обобщение и систематизация знаний (1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?

Конференция «Наши первые исследования» (2 часа).

Резерв (2 часа).

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 2 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;

- мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- формулировать  проблемы и определять направления будущего исследования;

- в сотрудничестве с учителем формулировать цель и задачи исследования;

- планировать свои действия;

- выбирать необходимые методы исследования;

- анализировать и обобщать полученную информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

- проводить опрос и анкетирование с целью получения необходимой информации;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- работать в коллективе, группе;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Мотивационно-стимулирующие направление (8 часов). Формируется представление о человеке – исследователе и исследовательской деятельности. С помощью чего и как человек познаёт окружающий мир. Значение исследовательской деятельности для человека. Особое внимание уделяется формированию у школьников позиции «соорганизатор» в исследовательской деятельности.

Самые интересные научные открытия в нашей жизни

Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Роли научных исследований для человека.

Учимся работать в команде

Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Я – соорганизатор совместной исследовательской работы.

Сотрудничество – успех в исследовании

Правила для согласованного и совместного взаимодействия в парах и группе. Как научиться договариваться.

Секреты успешного выступления

Подготовка собственного выступления.

Операционально-познавательное направление (10 часов). Овладение младшими школьниками прочными, осознанными знаниями и умениями в осуществлении учебно-исследовательской деятельности.

Выбор темы собственного исследования и её актуальность

Обоснование актуальности выбора темы исследования.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

Формулирование проблемы исследования. Постановка цели исследования. Выдвижение и обсуждение гипотезы.

Предмет и объект исследования

Характеристика понятий: предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Методы исследования как способы решения исследовательских задач

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Выбираем необходимые методы (способы) решения проблемы

Практическая работа в выборе и обосновании необходимых методов исследования.

Эксперимент как метод познания окружающего мира

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).

Как спланировать эксперимент? 

Коллективная беседа «Как спланировать и провести эксперимент». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Организация исследования

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Планирование залог успеха в организации исследовательской работы.

Учимся составлять план исследования

Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы.

Оформляем результаты исследования

Способы обобщения материала. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Содержательно-деятельностное направление (10 часов). Участие в коллективной исследовательской деятельности. Выполнение учебно-исследовательских работ, проектов, проведение наблюдений, экспериментов совместно с педагогом.

Совместное выполнение исследовательских заданий

Эксперименты с реальными объектами

Проведение экспериментов с доступными объектами

Опытно-экспериментальная работа: «Откуда же берётся дождь?»

Учебно-исследовательская работа: «Может ли магнит потерять свою силу?»

Учебно-исследовательский проект: «Календарь семейных профессий»

Учебно-исследовательский проект: «Что такое здоровье?»

Учебно-исследовательская работа: «Из породы какой древесины был сделан Буратино?»

Обобщение и систематизация знаний (1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?

Конференция «Наши первые исследования» (2 часа).

Резерв (2 часа).

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- представления об основных особенностях проведения исследований разных видов;

- Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

- формулировать тему, предмет и объект исследования;

- осуществлять выбор необходимых методов исследования;

- проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- планировать и организовывать эксперименты с реальными объектами;

- осуществлять коллективную исследовательскую деятельность;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- оперировать такими понятиями, как цель, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,  вывод и т.п..

Обучающийся получит возможность научиться:

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- сотрудничать и работать в команде;

- вести устный диалог на заданную тему;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии.

4 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Мотивационно-стимулирующие направление (8 часов). Внимание уделяется развитию навыков самопознания, формированию у школьников позиции «организатор» в исследовательской деятельности. Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, навыков сотрудничества.

Что такое научное открытие? 

Знакомство с понятием «научное открытие». Где и как используют люди результаты научных исследований?

Новое знание – часть целого мира

Новое знание как часть целого мира. Роль нового знания в жизни человека. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?»

Мы – исследователи

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Мои исследовательские интересы

Тренинг «Мои интересы». Я – организатор исследовательской деятельности.

Вопросы, которые меня интересуют

Искусство задавать вопросы или… Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Практические занятия по развитию умений слушать, задавать вопросы и отвечать на них. Составление «Банка идей».

Операционально-познавательное направление (10 часов). В структуре исследовательской деятельности уточняются её основные этапы. Особое внимание уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов организации собственной исследовательской деятельности, рефлексии и самооценки.

 Структура и содержание исследовательской деятельности

Актуальность исследовательской деятельности. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Этапы организации исследовательской деятельности

Основные этапы исследовательской работы. Построение схемы «Структура исследовательской деятельности».

Обобщение результатов исследования – важный шаг учебно-исследовательской деятельности

Структурирование полученной информации. Расположи материал в определенной последовательности.

Как сделать сообщение о результатах исследования?

Знакомство с простейшими способами фиксации и формулирования полученных результатов.

Составляем проект исследования

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Систематизируем информацию по теме исследования

Способы обобщения и систематизации полученной информации. Расположение материала в определенной последовательности.

Оформляем результаты своего исследования

Подготовка текста доклада. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Подготовка собственной работы к защите

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Содержательно-деятельностное направление (10 часов). Участие в самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности. Выполнение учебно-исследовательских работ, проектов, проведение наблюдений, экспериментов.

Коллективные исследования по интересам

Исследования по математике

Исследования по русскому языку и литературе

Исследования по окружающему миру

Обобщение и систематизация знаний (1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?

Конференция «Мои первые исследования» (2 часа).

Резерв (2 часа).

Метапредметные результаты освоения курса

«Я – исследователь, я познаю мир», 4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной исследовательской позиции.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

- реализовывать основные этапы организации исследовательской деятельности;

- планировать и организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить варианты решения исследовательской проблемы;

- представлять результаты своего исследования.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для систематизации информации и их представление результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

3. Примерное поурочное планирование                      надпредметного курса                                                       «Я – исследователь, я познаю мир»

1 класс

1 ч в неделю, всего 32 часа

№ п/п

Тема занятия

1

Театрализованное представление: «Мир интересных открытий»

2

Тема: «Кто такие исследователи? Исследовательская деятельность… А что это значит?»

3

Тема: «Науки, которые нас окружают»

4

Тема: «Как мы познаем мир»

5

Тема: «Музей занимательных наук» (экскурсия)

6

Тема: «Зачем люди занимаются исследованиями?»

7

Тема: «Что можно исследовать?»

8

Тема: «Личностные качества исследователя»

9

Тема: «Как выбрать тему исследования?»

10

Тема: «Какими могут быть темы исследования?»

11

Тема: «Учимся выбирать дополнительную литературу»

(экскурсия в библиотеку)

12

Тема: «Знакомство с информационными источниками»

13

Тема: «Как работать с книгой?»

14

Тема: «Вопросы (проблемы), которые меня интересуют»

15

Тема: «Как правильно задавать вопросы?»

16

Тема: «Поиск ответа на свой вопрос»

17

Тема: «Определяем цель будущего исследования»

18

Тема: «Формулировка предположения (гипотезы) – первый шаг в решении проблемы»

19

Тема: «Выбираем способ решения проблемы»

20

Тема: «Учимся работать вместе»

21-22

Учебно-исследовательская работа: «Как встречают Новый год в разных странах»

23-24

Учебно-исследовательский проект: «Русский алфавит на фоне предметов русского быта»

25-26

Учебно-исследовательская работа: «Тайны моего имени»

27-28

Учебно-исследовательский проект: «Игры наших дедушек и бабушек»

29

Тема: «Что мы узнали и чему научились за год?»

30-31

Круглый стол: «Лучшая исследовательская работа»

32

Резерв (1 урок)

2 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема занятия

1

Тема: «Что такое учебная исследовательская работа и как она мне поможет в обучении?»

2

Тема: «Роль исследований в нашей жизни»

3

Тема: «Что такое проблема?»

4

Тема: «Формулируем тему исследования»

5

Тема: «Цель и задачи исследования»

6

Тема: «Ставлю цель своей исследовательской работы»

7

Тема: «Намечаю задачи, для достижения поставленной цели»

8

Тема: «Целеустремлённость, неотъемлемое качество исследователя»

9

Тема: «Какие методы (способы) исследования использует исследователь?»

10

Тема: «Наблюдение как способ выявления и решения проблем»

11

Тема: «Планируем и проводим собственные наблюдения» 

12

Тема: «Учимся наблюдать за тем, что интересует»

13-14

Учебно-исследовательская работа: «Когда снег скрипит под ногами?»

15

Тема: «Фиксируем результаты наблюдения»

16-17

Учебно-исследовательская работа: «В каких случаях закроется сосновая шишка?»

18

Тема: «Опрос и анкетирование как методы исследования»

19

Тема: «Составляем вопросы для опроса и анкеты»

20

Тема: «Беседа. Правила общения»

21

Тема: «Сбор материала и обобщение полученных данных»

22

Тема: «С помощью опытов узнаём новое и интересное»

23

Тема: «Учимся проводить опыты»

24

Опытно-экспериментальная работа: «При каких условиях воздушный шарик не расплавиться от огня?»

25

Опытно-экспериментальная работа: «Почему жидкости не смешиваются?»

26-27

Учебно-исследовательская работа: «Громкие» места в нашей школе»

28-29

Учебно-исследовательская работа: «Прорастание растений в разных условиях»

30

Тема: «Что мы узнали и чему научились за год»

31-32

Конференция: «Наши первые исследования»

33-34

Резерв (2 урока)

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема занятия

1

Тема: «Самые интересные научные открытия в нашей жизни»

2

Тема: «Выбор темы собственного исследования и её актуальность»

3

Тема: «Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез»

4

Тема: «Предмет и объект исследования»

5

Тема: «Методы исследования как способы решения исследовательских задач»

6

Тема: «Выбираем необходимые методы (способы) решения проблемы»

7-8

Тема: «Учимся работать в команде»

9

Тема: «Сотрудничество – успех в исследовании»

10-11

Тема: «Совместное выполнение исследовательских заданий»

12

Тема: «Эксперимент как метод познания окружающего мира»

13

Тема: «Как спланировать эксперимент?»

 14-15

Тема: «Эксперименты с реальными объектами»

16-17

Опытно-экспериментальная работа: «Откуда же берётся дождь?»

18

Тема: «Организация исследования»

19

Тема: «Учимся составлять план исследования»

20-21

Учебно-исследовательская работа: «Может ли магнит потерять свою силу?»

22-23

Учебно-исследовательский проект: «Календарь семейных профессий»

24-25

Учебно-исследовательский проект: «Что такое здоровье?»

26-27

Учебно-исследовательская работа: «Из породы какой древесины был сделан Буратино?»

28

Тема: «Оформляем результаты исследования»

29

Тема: «Секреты успешного выступления»

30

Тема: «Что мы узнали и чему научились за год»

31-32

Конференция: «Наши первые исследования»

33-34

Резерв (2 урока)

4 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема занятия

1

Тема: «Что такое научное открытие?»

2

Тема: «Новое знание – часть целого мира»

3

Тема: «Мы – исследователи»

4-5

Тема: «Структура и содержание исследовательской деятельности»

6-7

Тема: «Этапы организации исследовательской деятельности»

8

Тема: «Обобщение результатов исследования – важный шаг исследовательской деятельности»

9

Тема: «Как сделать сообщение о результатах исследования?»

10

Тема: «Мои исследовательские интересы»

11

Тема: «Коллективные исследования по интересам»

12-14

Тема: «Исследования по математике»

15-17

Тема: «Исследования по русскому языку и литературе»

18-20

Тема: «Исследования по окружающему миру»  

21

Тема: «Вопросы, которые меня интересуют»

22-23

Тема: «Составляем проект исследования»

24-25

Тема: «Систематизируем информацию по теме исследования»

26-27

Тема: «Оформляем результаты своего исследования»  

28

Тема: «Подготовка собственной работы к защите»  

29

Тема: «Что мы узнали и чему научились за год»

30-32

Конференция: «Мои первые исследования»

33-34

Резерв (2 урока)

4. Методическое обеспечение надпредметного  курса «Я – исследователь, я познаю мир»

Методическое обеспечение надпредметного курса «Я - исследователь, я познаю мир» для начальной школы включает в себя:

- Программу надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»;

- Рабочую тетрадь для младших школьников «Я провожу исследование»;

- Методические рекомендации для педагогов «Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников».

Следует отметить, что универсальные знания об учебно-исследовательской деятельности и способах её организации, полученные детьми в рамках курса «Я – исследователь, я познаю мир», должны систематически применяться на предметных уроках и при организации учебно-исследовательской деятельности в домашней работе. Это возможно при реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

5. Взаимодействие с родителями при реализации                      надпредметного курса                                                       «Я – исследователь, я познаю мир»

Успешность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью во многом от грамотного взаимодействия педагога с родителями обучающихся.

Курс «Я – исследователь, я познаю мир» создаёт благоприятные условия для того, чтобы сделать родителей союзниками, партнёрами и единомышленниками в создании единого учебно-исследовательского пространства для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности.

Считаем необходимым, обозначить основные направления взаимодействия педагога и родителей.

Первое направление – сообщение необходимой информации о значимости реализуемого курса для младших школьников, его содержании. В качестве результата должно рассматриваться понимание родителями необходимости и значимости для ребенка данного курса, роль семьи в организации учебно-исследовательской деятельности.

Второе направление включает в себя консультирование и обучение родителей, оказание им необходимой помощи в организации с ребёнком совместной учебно-исследовательской деятельности. Важным со стороны родителей становится сопровождение деятельности ребёнка со стороны родителей, оказание ему необходимой информационной и технической помощи, связанной с выстраиванием и осуществлением учебно-исследовательской деятельности.

Третье направление – собственно совместная учебно-исследовательская деятельность. Для организации сотрудничества с родителями предполагается организация совместных учебно-исследовательских работ, проектов, экскурсий, наблюдений и т.д.

Содержание надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» служит той средой, которая объединяет в учебно-исследовательскую деятельность не только детей, но и взрослых – педагогов и родителей, - создавая единое содружество единомышленников в открытии нового знания.

Анастасия Юрьевна Чуфенёва

Программа надпредметного курса

Я – исследователь, я познаю мир

ISBN

Сдано в набор 29.01.2015. Подписано в печать 28.01.2015.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times.

Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 5,7. Тираж
100 экз.
Заказ     , с. (сп.) 3100.

Редакционно-издательский отдел

ФГБОУ ВПО «АГАО»

659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

Издательский дом ООО «Бия»

659300, г. Бийск, пер. Муромцевский, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к курсу "Юный исследователь"

Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......

Программа надпредметного курса "Мир деятельности"

Программа надпредметного курса "Мир деятельности"для обучающихся 1 - 4 классов...

ПРОГРАММА надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю мир"

Программа расчитана на 10 часов в неделю, предполагает вариативный подход в реализации материала. Ключевой формой обучения является проектная деятельность учащихся. Курс расчитан на учащихся второго к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» ДЛЯ 1, 2 КЛАССА

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Программа надпредметного курса "Мир деятельности"

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться ...

Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" (1-4 кл.)

Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон...