РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» ДЛЯ 1, 2 КЛАССА
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mid.docx | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
на заседании кафедры | зам. директора по УВР | директор МБОУ гимназии №69 |
____________Л.В.Калугина | ________Н. Л.Корнеева | __________Н.М.Дмитриева |
«__» _____ 2012 г. | «__»____ 2012 г. | «__» _____ 2012 г. |
Протокол №__ от ___12г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)»
ДЛЯ 1, 2 КЛАССА
Программа предназначена для реализации
в 2012-2013 учебном году.
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Калугина Е.В.
Липецк, 2012
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
1.1. Цели и структура курса.
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1-4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
- Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
- Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция
и т.д.
- Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
1.2.Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Программа составлена на основе нормативно правовых документов:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. От 01.04.2012г.) « Об образовании».
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271.
3. ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от06.10.2009 №373.
4. Приказ МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год».
5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №69.
6.Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».
7. Учебный план МБОУ гимназии № 69 г. Липецка на 2012-2013 учебный год.
1.3. Сведения о программе и УМК.
Данная рабочая программа по надпредметному курсу «Мир деятельности» разработана на основе Программы для апробации надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)» по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе 1−4 в рамках открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон («Школа 2000…») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2011 г.) к учебному пособию «Мир деятельности» под редакцией (автор Л.Г.Петерсон - М.: «Национальное образование», 2011).
1.4. Обоснование выбора программы.
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность, как и на уроках по различным учебным предметам, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000.», методологической основой которой является общая теория деятельности, разработанная в последние 20-30 лет в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
1.5.Информация о внесённых изменениях.
Изменения отсутствуют.
1.6.Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с ФГОС
Использование ТДМ в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные в проекте новых госстандартов образования. Так, у детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности; они выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают и др.; они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем; проводят самоконтроль, самооценку достигнутых результатов; учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности. И др.
1.7.Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком программа рассчитана на изучение данного курса 1 час в неделю ( 34 часа в год).
1.8.Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
В дидактической системе «Школа 2000...» выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД - это универсальные учебные действия). На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа. Виды занятий: самостоятельная работа, практическая работа.
1.9. Технологии обучения.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Технология деятельностного метода (ТДМ) для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на уроках курса МИД (шаги 2-5, 9), часть - на последующих предметных уроках (шаги 6-7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на уроках курса МИД (шаги 1 и 8).
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
5. Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
1.10. Механизм формирования ключевых компетенций.
Опыт выполнения УУД, полученных учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем отрабатывают и закрепляют на уроках по разным учебным предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надёжность формирования умения учиться.
1.11. Виды и формы контроля.
В процессе преподавания курса МИД используется разработанной Центром «Школа 2000..» комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.
Система комплексного мониторинга по программе «Школа 2000...» включает в себя:
- мониторинг организационно-рефлексивных умений;
- мониторинг психического развития школьников;
- мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам;
- мониторинг уровня овладения учителем технологии деятельностного метода.
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
- Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
- Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
- Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Отметки:
• «отлично» - наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов;
- «хорошо» - наблюдаются определенные положительные изменения;
- «зачет» - программа курса выполнена; качественные оценки:
«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый - на уроках по курсу МИД. Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика.
Описание места надпредметного курса в учебном плане.
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:
• в первой половине дня за счет школьного компонента;
• во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс (например, в школах полного дня).
Использование курса целесообразно при условии, что учитель осуществляет переход к ФГОС по образовательной системе «Школа 2000...» (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»).
Описание ценностных ориентиров содержания надпредметного курса «Мир деятельности».
1 класс, 1 ч в неделю, всего 32ч
Организационно-рефлексивная линия (15 часов)
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности - «Что
я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное
действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины
затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение - думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Адаптированная структура второго шага учебной деятельности -«Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок.
Цель учебной деятельности. От "не знаю" к "знаю". От "знаю" к "умею".
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов).
Коммуникативная линия (6 часов)
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре. Правила работы в группе.
Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Познавательная линия (2 часа)
Как исправить свою ошибку. Правила выполнения домашней работы.
Ценностная линия (9 часов) Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание. Ценностная диаграмма.
2 класс, 1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.
Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные - и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Резерв (8 часов).
3 класс, 1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Урок открытия. Учусь применять новое знание. Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе. Как научиться применять новое знание без ошибок. Структура 2 этапа урока-помощника (6 шагов).
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (4 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью - «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.
Секреты успешного выступления.
Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога.
Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.
Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями - сравнение и обобщение - и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать. Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Учусь наблюдать. Чувства - мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (3 часа).
Резерв (8 часов).
4 класс, 1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (5 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при ре-шении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.
Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу. Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Проекты и их реализация в учебной деятельности. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».
Подведение итогов важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия -ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.
Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.
Как научиться договариваться. Компромисс шаг навстречу.
Познавательная линия (4 часа). Учащиеся знакомятся с новыми операциями - классификация, аналогия - и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь работать с информацией. Учусь работать с текстом. Действую по аналогии. Учусь классифицировать.
Ценностная линия (4 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью - саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.
Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (8 часов).
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 1 класс
Основные требования к метапредметным результатам
учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию;
выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 2 класс
Основные требования к метапредметным результатам
учащихся к концу второго года обучения:
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 3 класс
Основные требования к метапредметным результатам
к концу третьего года обучения
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками. Знать основные приемы развития памяти.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество - веру в себя. Знать и принять на личностном уровне ценность жизни дружбу.
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 4 класс
Основные требования к метапредметным результатам
к концу четвертого года обучения
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования - цель, план, сроки, средства, способ, - приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни - саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс).
3. Примерное тематическое планирование курса «Мир деятельности»
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 часа I четверть (8 часов)
- Тема: «Учиться... А что это значит?»
Цель: Сформировать представление об УД (2 шага). I - 1
- Тема: «Как устроено общение? Доброе слово».
Цель: 1)Сформировать представления о структуре общения. 2) Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).
Предложить каждому дома придумать одно правило поведения на уроке, соответствующее правилам культурного общения.
- Тема: «Правила поведения на уроке».
Цель: На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (5-7 правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.)
- Тема: «Учимся работать вместе». Цель: Построить простейшие правила работы в паре и группе.
- Тема: «Учитель и ученик. Цель и результат».
Цель: Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.
. Тема: «Как проверить свою работу».
Цель: 1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по I - 3
образцу.
2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.
- Тема: «Как исправить свою ошибку».
Цель: 1) Построить алгоритм исправления ошибок. 2) Закрепить понятия образца и эталона.
- Тема: «Домашнее задание делаю самостоятельно».
Цель: Построить алгоритм выполнения домашнего задания.
II четверть (7 часов)
9. Тема: «Как выяснить, что я не знаю?» (Структура I шага УД.)
Цель: На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I четверти, сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину затруднения).
- Тема: «Пробное учебное действие. Затруднение... С чего начать?».
Цель: Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.
- Тема: «Не могу? - Подумаю почему».
Цель: Построить способ действий «затруднение - думаю» как i - 6 необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?».
- Тема: «Как найти причину затруднения».
Цель: Построить алгоритм выявления причины затруднения в i - 7 пробном учебном действии.
- Тема: «Как выяснить, что я не знаю» (Рефлексия I шага УД.)
Цель: Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
- Тема: «Ценности нашей жизни».
Цель: 1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку.
2) Создать ценностную диаграмму класса.
- Тема: «Истинные и ложные ценности».
Цель: Сформировать представления об истинных и ложных ценностях.
III четверть (10 часов)
- Тема: «Как построить новый способ?» (Структура II шага
УД.)
Цель: На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I—II четвертях, сформировать представление о i - 9 последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка).
- Тема: «Ставлю цель!».
Цель: 1) Сформировать представление о цели УД. 1 - 10
2) Построить алгоритм постановки цели УД.
- Тема: «Путь к цели: узнаю новое».
Цель: Сформировать представление о том, что дорога к новому I - 11
знанию строится с помощью того, что уже изучено.
- Тема: «От знаю к умею».
Цель: 1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать I - 12
представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению. 2) Построить алгоритм перехода от знания к умению.
- Тема: «Как построить новый способ» (Структура II шага УД.) I - 13
Цель: Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.
- Тема: «Духовные и материальные ценности».
Цель: 1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить признаки их отличия.
- Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи».
- Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных ценностей.
- Тема: «Жизнь и здоровье».
Цель: 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.
2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности.
- Тема: «Семья».
Цель: 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье. 2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории.
- Тема: «Знание».
Цель: 1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человеком знающим и представление о себе как о созидателе.
- Тема: «Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или история о том, что значить учиться»)
Цель: 1) Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году.
2) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя этапам УД.
IV четверть (7 часов)
- Тема: «Учимся работать дружно. Я - автор».
Цель: 1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий. 2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений.
- Тема: «Учимся работать дружно. Я - понимающий».
Цель: 1) Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание. 2) Тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз».
- Тема: «Как понимать друг друга без слов».
Цель: 1) Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и эмоций.
2) Выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой -помочь другому справиться со своими эмоциями.
- Диагностика уровня сформированности организационно-
рефлексивных умений.
Цель: Определить уровень освоения учащимися системы норм УД.
- Тема: «Родина».
Цель: 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России. 2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны.
- Тема: «Природа, Земля».
Цель: 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать
осознание взаимосвязи Человека и Природы. IV - 8
2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты Земля, как важную составную часть природы. Предложить каждому придумать одно правило поведения, которое поможет беречь Природу.
Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности»,
1-4 классы
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 часа
№ п/п | Тема, цель | ||
I четверть (8 часов) | |||
1 | Тема: «Учиться... А что это значит?» | ||
2 | Тема: «Учитель и ученик» | ||
3 | Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» | ||
4 | Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» | ||
5 | Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» | ||
6 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
7-8 | Резерв (2 урока) | ||
II четверть (7 часов) | |||
9 | Тема: «Как научиться быть внимательным» | ||
10 | Тема: «Затруднение - мой помощник в учении» | ||
11 | Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» | ||
12 | Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» | ||
13 | Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» | ||
14 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
15 | Резерв (1 урок) | ||
III четверть (10 часов) | |||
16 | Урок диагностики № 1 | ||
17 | Тема: «Как выяснить, что я не знаю?» | ||
18 | Тема: «Зачем ученику домашнее задание» | ||
19 | Тема: «Семья - мой помощник в учении» | ||
20 | Тема: «Пробное учебное действие» | ||
21 | Тема: «Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать» | ||
22 | Тема: «Причина затруднения» | ||
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | ||
24 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
25 | Резерв (1 урок) | ||
IV четверть (7 часов) | |||
26 | Тема: «Как проверить свою работу» | ||
27 | Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» | ||
28 | Урок диагностики № 2 | ||
29 | Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» | ||
30 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) | ||
31-32 | Резерв (2 урока) | ||
2 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа | |||
№ п/п | Тема, цель | ||
I четверть (9 часов) | |||
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Знание» | ||
2 | Урок диагностики № 1 | ||
3 | Тема: «Домашнее задание делаю самостоятельно» | ||
4 | Тема: «Подробный образец» | ||
5 | Тема: «Как исправить свою ошибку» | ||
6 | Тема: «Настроение - мой помощник в учебе» | ||
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
8-9 | Резерв (2 урока) | ||
II четверть (8 часов) | |||
10 | Тема: «Учусь называть свое затруднение» | ||
11 | Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД) | ||
12 | Тема: « Я - автор, я - понимающий» | ||
13 | Тема: «Учимся дружно. Я - автор, я - понимающий» | ||
14 | Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу» | ||
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
16-17 | Резерв (2 урока) | ||
III четверть (10 часов) | |||
18 | Тема: «Ставлю цель» | ||
19 | Тема: «Ключи к новым знаниям» | ||
20 | Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон» | ||
21 | Тема: «Личностные качества: целеустремленность» | ||
22 | Тема: «Я знаю. Я умею» | ||
23 | Тема: «Как выяснить, что я не умею» | ||
24 | Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов» | ||
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
26-27 | Резерв (2 урока) | ||
IV четверть (7 часов) | |||
28 | Тема: «Личностные качества: самостоятельность» | ||
29 | Урок диагностики №2 | ||
30 | Тема: «Учусь анализировать» | ||
31 | Тема: «Мы разные - и в этом наша сила» (Гостиная для родителей) | ||
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
33-34 | Резерв (2 урока) | ||
3 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа | |||
№ п/п | Тема, цель | ||
I четверть (9 часов) | |||
1 | Тема: «Личностные качества: вера в себя» | ||
2 | Тема: «Учусь запоминать» | ||
3 | Урок диагностики знаний № 1 | ||
4 | Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения» | ||
5 | Тема: «План» | ||
6 | Тема: «Учусь составлять план» | ||
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
8-9 | Резерв (2 урока) | ||
II четверть (8 часов) | |||
10 | Тема: «Учусь сравнивать» | ||
11 | Тема: «Учусь обобщать» | ||
12 | Тема: «Учусь моделировать» | ||
13 | Тема: «Учусь наблюдать» | ||
14 | Тема: «Секреты успешного выступления» | ||
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
16-17 | Резерв (2 урока) | ||
III четверть (10 часов) | |||
18 | Тема: «Учимся дружно. Я - критик» | ||
19 | Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог» | ||
20 | Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание» | ||
21 | Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» | ||
22 | Тема: «Как научиться применять новое знание без ошибок» | ||
23 | Тема: «Как самому оценить свою работу» | ||
24 | Тема: «Чувства - мои помощники в учебе» | ||
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
26-27 | Резерв (2 урока) | ||
IV четверть (7 часов) | |||
28 | Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба» | ||
29 | Урок диагностики знаний №2 | ||
30-31 | Урок диагностики умений | ||
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
33-34 | Резерв (2 урока) |
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» |
2 | Тема: «Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу» |
3 | Урок диагностики знаний № 1 |
4 | Тема: «Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности» |
5 | Тема: «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок» |
6 | Тема: «Проекты и их реализация в учебной деятельности» |
7 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
8-9 | Резерв (2 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь работать с информацией» |
11 | Тема «Учусь работать с текстом» |
12 | Тема: «Действую по аналогии» |
13 | Тема: «Учусь классифицировать» |
14 | Тема: «Новое знание - часть целого мира» |
15 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
16-17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» |
19 | Тема: «Учимся дружно. Организатор» |
20 | Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» |
21 | Тема: «Учимся дружно. Арбитр» |
22 | Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество» |
23 | Тема: «Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим» |
24 | Тема: «Подведение итогов - важный шаг учебной деятельности» |
25 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
26-27 | Резерв (2 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Урок диагностики знаний №2 |
29-30 | Урок диагностики умений |
31 | Тема: «Мои сильные стороны как ученика» |
32 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
33-34 | Резерв (2 урока) |
Материально-техническое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1-4 классов начальной школы
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. Кроме того, очевидно, что универсальные знания об учебной деятельности, полученные детьми в рамках курса «Мир деятельности», должны систематически применяться на предметных уроках. Это возможно при условии работы учителя по авторскому курсу математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»).
Комплект для ученика включает в себя:
1. « Мир деятельности», 1,2,3,4 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.
2. «Мои открытия», 1,2,3,4 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия - правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1,2,3,4 класс: Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1,2,3,4 класс. -М.: Национальное образование, 2012.
3. CD-диски с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1,2,3,4 класс. - М.: Национальное образование, 2012.
В методических рекомендациях приведены описание общих подходов к проведению каждого урока по технологии деятельност-ного метода обучения «Школа 2000...» и подробные варианты сценариев каждого урока, на CD-диске приложены соответствующие презентации, разрезные, демонстрационные и печатные материалы.
Нормативной базой открытой системы Л.Г. Петерсон являются:
• Закон РФ «Об образовании» (ст. 32),
• Заключение РАО от 14.07.2007 года,
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2011,
• Письмо о выборе учебников Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23.03.201121.
Работа по надпредметному курсу «Мир деятельности» на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон предполагает изучение дополнительной литературы, с которой можно познакомиться на сайте Центра СДП «Школа 2000. » АПК и ППРО -www.sch2000.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"
Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС
Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" 1 класс
Рабочая программа "Корригирующая гимнастика"...
Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" (1-4 кл.)
Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон...