Программа надпредметного курса "Мир деятельности"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа надпредметного курса "Мир деятельности"для обучающихся 1 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti.docx | 102.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________/ Н.Е. Гаврюшкина Протокол № ___от_____2013г. | «СОГЛАСОВАНО» Педагогический совет __________ / Т.В. Новикова Протокол № ___от_____2013г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ № 34» ____________/Т.И. Никитина Приказ № ____от _______2013г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир деятельности»
учителя начальных классов
Гаврюшкиной Наталии Евгеньевны,
первой квалификационной категории
1 – 4 класс
г. Бийск
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности»
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №34».
Основной целью курса «Мир деятельности» (МИД) для 1−4 классов общеобразовательной школы является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Для того чтобы сформировать у обучающихся любое УУД, каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения этого в образовательном процессе использована дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» и спецкурс «Мир деятельности».
Этапы формирования УУД
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...», в основе которой лежат деятельностный метод обучения, воплощенный в соответствующих технологии и типологии уроков, и система новых дидактических принципов, позволит создать условия для выполнения каждым учеником всего комплекса УУД в ходе уроков по разным учебным предметам, что, в свою очередь, приводит к реализации требования ФГОС к формированию метапредметных результатов образования
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяютих умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешноговхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию. Представим структуру учебной деятельности по ТДМ на схеме:
Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю
(возможно за счет школьного компонента, в рамках про ведения классных часов или во второй половине дня). Уроки по программе МИД должны проводиться регулярно.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД,
учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель проводит уроки в технологии деятельностного метода (ТДМ).
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.
Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый - на уроках по курсу МИД.
Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
1 класс
1 ч в неделю, всего 33ч
Организационно-рефлексивная линия (9 часов)
Коммуникативная линия (3 часов)
Познавательная линия (1 часа)
Ценностная линия (6 часов)
Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час)
Диагностика (2 часа)
Резерв (7 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать основные правила общения, уметь их применять.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.
Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (10 часов)
Коммуникативная линия (4 часа)
Познавательная линия (2 часа)
Ценностная линия (4 часа)
Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Диагностика (2 часа)
Резерв (8 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя.
Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести опыт самооценки под руководством учителя.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).
Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.
Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения.
Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.
Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.
Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.
Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов, происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных материальных и духовных ценностей.
3 класс
1 ч в неделю, всего 34ч
Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
Коммуникативная линия (9 часов)
Познавательная линия (6 часа)
Ценностная линия (6 часов)
Резерв (1 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.
Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.
Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.
Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс)
4 класс
1 ч в неделю, всего 34ч
Организационно-рефлексивная линия (14 часов)
Коммуникативная линия (7 часов)
Познавательная линия (5 часа)
Ценностная линия (7 часов)
Резерв (1 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения
Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.
Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления тупиковых ситуаций.
Знать структуру проектирования - цель, план, сроки, средства, способ, - приобрести опыт построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год) практико-ориентированных проектов.
Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.
Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой основе ? приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.
Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила вхождения в новый коллектив.
Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект текста.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и применения для решения задач.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).
1 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Организационно-рефлексивная линия | 9 | У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон). Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке. Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения. Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Адаптированная структура второго шага учебной деятельности − «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок. Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. |
2 | Коммуникативная линия | 3 | Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе. |
3 | Познавательная линия | 1 | У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. Как научиться быть внимательным. |
4 | Ценностная линия. | 6 | У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющихся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье Семья – мой помощник в учении. Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность. |
5 | Обобщение и систематизация знаний | 4 | Обобщение и систематизация знаний |
6 | Праздник первоклассника «Что значить уметь учиться?» | 1 | Участие в игре |
7 | Диагностика | 2 | Выполнение тестов |
8 | Резерв | 7 | |
Итого | 33 |
Примерное тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Темы | Формы деятельности | Дата по плану |
I четверть (8 часов) | |||
1 | Учиться…А что это значит | Беседа | |
2 | Учитель и ученик | Беседа | |
3 | Я ученик. Правила работы на уроке | Беседа | |
4 | Я ученик. Правила работы на уроке | Ролевая игра | |
5 | Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности | Беседа | |
6 | Учимся дружно. Работа в парах | Работа в парах | |
7 | Учимся дружно. Работа в парах | Работа в парах | |
8 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
II четверть (7 уроков) | |||
9 | Как научиться быть внимательным | Беседа | |
10 | Затруднение – мой помощник в учении | Беседа | |
11 | Ценность нашей жизни. Здоровье | ||
12 | Учимся дружно. Работа в группах | Работа в группах | |
13 | Учимся дружно. Работа в группах | Работа в группах | |
14 | Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности | Беседа | |
15 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
III четверть (10 часов) | |||
16 | Урок диагностики № 1 | Индивидуальный опрос.тест | |
17 | Как выяснить. Что я не знаю. | Беседа | |
18 | Зачем ученику домашнее задание | Беседа | |
19 | Семья – мой помощник в учении | Беседа | |
20 | Пробное учебное действие | Беседа | |
21 | Не могу. – Остановлюсь, чтобы подумать | Беседа | |
22 | Причина затруднения | Беседа | |
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться». | Игра | |
24 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
25 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
IV четверть (7 часов) | |||
26 | Как проверить свою работу | Беседа | |
27 | Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности | Беседа | |
28 | Урок диагностики № 2 | Индивидуальный опрос, тест | |
29 | Личностные качества ученика: Доброжелательность в учебной деятельности | Беседа | |
30 | Личностные качества ученика: Доброжелательность в учебной деятельности | Беседа | |
31 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
32 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
33 | Резерв |
2 класс
Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Организационно-рефлексивная линия | 10 | Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания. Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов). Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге учебной деятельности. Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки. Образец и эталон. Самопроверка по образцу и эталону. Урок-помощник: общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок. Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений. Воспроизведение своих реальных учебных действий при решении учебных задач. Определение места затруднения (то есть места отклонения от правильного способа). Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий. Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий. Как самому исправить свою ошибку. |
2 | Коммуникативная линия | 4 | Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного воздействия между позициями автора и понимающего. Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного воздействия. Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим. Как научиться «слушать» собеседника. Роль мимики и жестов в процессе общения. |
3 | Познавательная линия | 2 | Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства. Настроение. Приемы, помогающие ученику сохдать рабочее настроение.Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок. Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как усовершенствовать свою речь. Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение. |
4 | Ценностная линия. | 4 | У учащихся расширяются представления о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность ми самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи. Ценности нашей жизни: знание. Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность. Мы разные – и в этом наша сила. |
5 | Обобщение и систематизация знаний | 4 | Обобщение и систематизация знаний |
6 | Диагностика | 2 | Выполнение тестов |
7 | Резерв | 8 |
Примерное тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Темы | Формы деятельности | Дата |
1 четверть (9 часов) | |||
1 | Ценности нашей жизни. Знание | Беседа | |
2 | Урок диагностики № 1 | Индивидуальный опрос, тест | |
3 | Домашнее задание делаю самостоятельно | Беседа | |
4 | Подробный образец | Беседа | |
5 | Как исправить свою ошибку | Беседа | |
6 | Как исправить свою ошибку | Беседа | |
7 | Настроение – мой помощник в учебе | Беседа | |
8 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
9 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
2 четверть (8 часов) | |||
10 | Учусь называть свое затруднение | Беседа | |
11 | Как построить новое знание? (Структура II этапа УД) | Беседа | |
12 | Я – автор, я - понимающий | Беседа | |
13 | Учимся дружно. Я – автор, я - понимающий | Беседа | |
14 | Учимся дружно. Слушаю и слышу. | Беседа | |
15 | Учимся дружно. Слушаю и слышу. | Беседа | |
16 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
17 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
3 четверть (10 часов) | |||
18 | Ставлю цель | Беседа | |
19 | Ставлю цель | Беседа | |
20 | Ключи к новым знаниям | Беседа | |
21 | Результат открытия нового знания. Эталон. | Беседа | |
22 | Личностные качества: целеустремленность | Беседа | |
23 | Я знаю. Я умею | Беседа | |
24 | Как выяснить, что я не умею | Беседа | |
25 | Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов | Беседа | |
26 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
27 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
4 четверть (7 часов) | |||
28 | Личностные качества: самостоятельность | Беседа | |
29 | Урок диагностики №2 | Индивидуальный опрос, тест | |
30 | Учусь анализировать | Беседа | |
31 | Учусь анализировать | Беседа | |
32 | Мы разные – и в этом наша сила | Гостиная для родителей, игра | |
33 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа | |
34 | Я ученик: что я уже знаю и умею | Беседа |
3 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Организационно-рефлексивная линия | 12 | Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов). |
2 | Коммуникативная линия | 9 | Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся. |
3 | Познавательная линия | 6 | Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия. |
4 | Ценностная линия. | 6 | Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность. |
5 | Резерв | 1 | |
Итого | 34 |
Примерное тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Темы | Формы деятельности | Дата |
1 четверть (9 часов) | |||
1 | Личностные качества ученика: вера в себя | Беседа | |
2 | Личностные качества ученика: вера в себя | Беседа | |
3 | Типы фиксации индивидуального затруднения | Беседа | |
4 | Определяю место затруднения | Беседа | |
5 | Выявляю причину затруднения | Беседа | |
6 | Чувства – мои помощники в общении | Беседа | |
7 | Планирование учебной деятельности | Беседа | |
8 | Планирование учебной деятельности | Беседа | |
9 | Как развивать память | Беседа | |
2 четверть (8 часов) | |||
10 | Наблюдение как метод познания | Беседа | |
11 | Моделирование как метод познания | Беседа | |
12 | Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога | Беседа | |
13 | Учимся дружно. Я − критик | Беседа | |
14 | Личностные качества ученика: самокритичность | Беседа | |
15 | Личностные качества ученика: самокритичность | Беседа | |
16 | Работаем вместе: автор, понимающий и критик. | Беседа | |
17 | Работаем вместе: автор, понимающий и критик. | Беседа | |
3 четверть (10 часов) | |||
18 | Как быть понятым на уроке | Беседа | |
19 | Как научиться применять новое знание | Беседа | |
20 | Учусь обобщать | Беседа | |
21 | Как самому оценить свою учебную деятельность | Беседа | |
22 | Уточнение шагов учебной деятельности | Беседа | |
23 | Урок-помощник – определяю место затруднения | Беседа | |
24 | Урок-помощник – выявляю причину затруднения | Беседа | |
25 | Учусь классифицировать | Беседа | |
26 | Алгоритм исправления ошибок | Беседа | |
27 | Алгоритм исправления ошибок | Беседа | |
4 четверть (7 часов) | |||
28 | Урок-помощник – основные шаги | Беседа | |
29 | Урок-помощник – основные шаги | Беседа | |
30 | Урок-помощник – основные шаги | Беседа | |
31 | Ценности нашей жизни. Дружба | Беседа | |
32 | Ценности нашей жизни. Дружба | Беседа | |
33 | Ценности нашей жизни. Дружба | Беседа | |
34 | Резерв | Беседа |
4 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Организационно-рефлексивная линия | 14 | Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов). |
2 | Коммуникативная линия | 7 | Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать. |
3 | Познавательная линия | 5 | Работа с текстами. Конспектирование. |
4 | Ценностная линия. | 7 | Уточнение диаграммы качеств Ученика: ответственность; честность; целеустремленность; уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в командную работу. |
5 | Резерв | 1 | |
Итого | 34 |
Примерное тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Темы | Формы деятельности | Дата |
1 четверть (9 часов) | |||
1 | Ценности нашей жизни. Творчество и созидание | Беседа | |
2 | Ценности нашей жизни. Творчество и созидание | Беседа | |
3 | Мотивация в учебной деятельности | Беседа | |
4 | Личностные качества ученика: ответственность | Беседа | |
5 | Личностные качества ученика: ответственность | Беседа | |
6 | Работаем вместе: организатор | Беседа | |
7 | Работаем вместе: организатор | Беседа | |
8 | Работаем вместе: арбитр | Беседа | |
9 | Работаем вместе: арбитр | Беседа | |
2 четверть (8 часов) | |||
10 | Учимся дружно. Команда (командная работа)». | Беседа | |
11 | Учимся дружно. Дискуссия | Беседа | |
12 | Учимся дружно. Как не вступать в конфликт | Беседа | |
13 | Исследование как метод познания | Беседа | |
14 | Исследование как метод познания | Беседа | |
15 | Исследование как метод познания | Беседа | |
16 | Проекты и их реализация в учебной деятельности | Беседа | |
17 | Проекты и их реализация в учебной деятельности | Беседа | |
3 четверть (10 часов) | |||
18 | Правила и способы поиска информации | Беседа | |
19 | Работа с текстом | Беседа | |
20 | Информация. Представление информации | Беседа | |
21 | Аналогия | Беседа | |
22 | Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим». | Беседа | |
23 | Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим». | Беседа | |
24 | Учимся дружно. Сотрудничество | Беседа | |
25 | Включение в систему знаний | Беседа | |
26 | Алгоритм исправления ошибок | Беседа | |
27 | Рефлексия учебной деятельности | Беседа | |
4 четверть (7 часов) | |||
28 | 15 шагов учебной деятельности | Беседа | |
29 | Уточнение шагов коррекционной деятельности | Беседа | |
30 | Мои сильные стороны как ученика | Беседа | |
31 | Мои сильные стороны как ученика | Беседа | |
32 | Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив | Беседа | |
33 | Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив | Беседа | |
34 | Резерв | Беседа |
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности»
для 1 класса начальной школы
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1 класса начальной
школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. Кроме того,
очевидно, что универсальные знания об учебной деятельности, полученные детьми в
рамках курса «Мир деятельности», должны систематически применяться на предметных
уроках. Это возможно при условии работы учителя по авторскому курсу математики
«Учусь учиться» Л.Г. Петерсон(Открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»).
Комплект для ученика включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным
материалом и наклейками. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование,
2011.
2. «Мои открытия», 1 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред.
Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с
файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности»
эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытее учащимися)
и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы,
учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации для учителя. Под
ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности»,
1 класс. – Национальное образование, 2011.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпред-
метного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 201116.
В методических рекомендациях приведено описание общих подходов к проведению
каждого урока по технологии деятельностного метода обучения и подробные варианты
сценариев каждого урока в соответствии с приложенными презентациями, разрезными,
демонстрационными и печатными материалами17. Таким образом, учитель имеет воз-
можность по заданной структуре урока в ТДМ составить свой собственный урок, ис-
пользовать предложенный вариант в его полноте или внести в него своикорректиров-
ки (при сохранении общих требований проведения уроков в ТДМ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
ПРОГРАММА надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы....
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» 1 класс
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» ДЛЯ 1, 2 КЛАССА
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»
В данном пособии представлена авторская программа надпредметного курса "Я-исследователь, я познаю мир" для обучающихся 1-4 классов...
Программа надпредметного курса "Мир деятельности"
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться ...
Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" (1-4 кл.)
Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон...