Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" (1-4 кл.)
рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti_1-4.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по социальному направлению
надпредметного курса «Мир деятельности»
1-4 классы
Составила учитель начальных классов
Болонкина Е.Н.
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе деятельности авторской программы Л.Г.Петерсон «Мир деятельности». Предназначена для 1-4 классов четырехлетней начальной школы.
Направление курса: обще-интеллектуальное
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю в каждом классе: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа. Итого за 4 года обучения – 135 часов.
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).
Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Форма проведения занятий: практикумы, экскурсии, консультации, дискуссии, дидактической игры, деловой игры, ролевой игры.
СОДЕРЖАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 класс (1 ч в неделю, всего 32 ч.)
Организационно-рефлексивная линия (9 часов).
У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться. (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Как затруднение может помочь в учении?
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.
Способ действий «затруднение − думаю».
Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия (3 часа).
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре.
Правила работы в паре в группе.
Познавательная линия (1 час).
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов).
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность,
терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?»
(1 час).
Диагностика (2 часа).
Резерв (6 часов).
2 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Организационно-рефлексивная линия (10 часов).
Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.
Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (4 часа).
Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные – и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Резерв (8 часов).
3 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Организационно-рефлексивная линия (7 часов).
В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Урок открытия. Учусь применять новое знание.
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.
Как научиться применять новый способ. Структура 2-го этапа урока-помощника (6 шагов).
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (3 часа).
У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.
Секреты успешного выступления.
Секрет понимания.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога.
Познавательная линия (6 часов).
Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать.
Учусь сравнивать.
Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Чувства – мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
4 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч.)
Организационно-рефлексивная линия (6 часов).
В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность. Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.
Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.
Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.
Как самостоятельно выполнить и проверить задание.
Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»
Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов).
Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.
Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.
Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.
Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.
Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.
Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.
Познавательная линия (4 часа).
Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь искать информацию. Способы поиска информации.
Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.
Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.
Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.
Ценностная линия (3 часа).
Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.
Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.
Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (10 часов).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 класс
Основные требования к метапредметным результатам
учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
2 класс
Основные требования к метапредметным результатам
учащихся к концу второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).
Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять.
Приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
3 класс
Основные требования к метапредметным результатам
к концу третьего года обучения
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила понимания информации, уметь их применять.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.
4 класс
Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.
Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.
Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.
Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.
Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.
Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.
Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.
Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.
Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.
Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.
Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.
Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.
Три уровня достижений результатов внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности» за 4 класс.
Первый уровень.
Знать
- алгоритм самостоятельного формирования умений;
- алгоритм выявления места затруднения;
- алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
- простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
- уточненные правила работы в группе;
- правила построения диалога и полиалога;
- правила поведения «организатора» в совместной работе;
- простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
- основные приемы развития мыслительных операций;
- алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии;
- ценностную диаграмму.
Второй уровень.
Уметь применять
- алгоритм самостоятельного формирования умений;
- алгоритм выявления места затруднения;
- алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
- простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
- уточненные правила работы в группе;
Приобрести опыт применения
- правила построения диалога и полиалога;
- правила поведения «организатора» в совместной работе;
- простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
- основные приемы развития мыслительных операций;
Уметь выполнять по результатам наблюдений
- алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии.
Приобрести опыт
- самооценки собственной деятельности.
Третий уровень.
Принять на личностном уровне
- ценностную диаграмму.
Оценивание работы учащихся
Основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
3) Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
4) Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендуется использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!»
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года, как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные результаты, необходимые для успешного будущего ребенка. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 класс
№ п/п | тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Учиться… А что это значит?» | 1 | |
2 | «Учитель и ученик» | 1 | |
3 | «Я ученик. Правила поведения на уроке» | 1 | |
4 | «Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности» | 1 | |
5 | «Учимся дружно. Работа в парах» | 1 | |
6 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
7 | «Как научиться быть внимательным» | 1 | |
8 | «Затруднение – мой помощник в учении» | 1 | |
9 | «Ценности нашей жизни. Здоровье» | 1 | |
10 | «Учимся дружно. Работа в группах» | 1 | |
11 | «Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности» | 1 | |
12 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
13 | 1 | ||
14 | Урок диагностики № 1(входное тестирование) | 1 | |
15 | «Как выяснить, что я не знаю» | 1 | |
16 | «Зачем ученику домашнее задание» | 1 | |
17 | «Семья – мой помощник в учении» | 1 | |
18 | «Пробное учебное действие» | 1 | |
19 | «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» | 1 | |
20 | «Причина затруднения» | 1 | |
21 | «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | 1 | |
22 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
23 | «Как проверить свою работу» | 1 | |
24 | «Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности» | 1 | |
25 | Урок диагностики № 2(итоговое тестирование) | 1 | |
26 | «Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности» | 1 | |
27 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детей и родителей) | 1 | |
28-32 | Резерв | 5 | |
Итого | 32 |
2 класс
№ п/п | тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Ценности нашей жизни. Знание» | 1 | |
2 | Урок диагностики № 1(входное тестирование) | 1 | |
3 | «Домашнее задание делаю сам» | 1 | |
4 | «Проверяю свою работу. Подробный образец» | 1 | |
5 | «Как исправить свою ошибку» | 1 | |
6 | «Настроение – мой помощник в учебе» | 1 | |
7 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
8 | «Учусь называть свое затруднение» | 1 | |
9 | «Как построить новое знание» (структура второго этапа учебной деятельности) | 1 | |
10 | « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» | 1 | |
11 | «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» | 1 | |
12 | «Учимся дружно. Слушаю и слышу» | 1 | |
13 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
14 | «Ставлю цель» | 1 | |
15 | «Ключи к новым знаниям» | 1 | |
16 | «Результат открытия нового знания. Эталон» | 1 | |
17 | «Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности» | 1 | |
18 | «Я знаю. Я умею» | 1 | |
19 | «Как выяснить, что я не умею» | 1 | |
20 | «Учимся дружно. Как понять друг друга без слов» | 1 | |
21 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
22 | «Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности» | 1 | |
23 | Урок диагностики №2(итоговое тестирование) | 1 | |
24 | «Учусь анализировать» | 1 | |
25 | «Учимся вместе. Мы разные – и в этом наша сила» (гостиная для родителей) | 1 | |
26 | «К концу года я знаю и умею» | 1 | |
27-34 | Резерв | 8 | |
Итого | 34 |
3 класс
№ п/п | тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Личностные качества. Вера в себя» | 1 | |
2 | «Учусь запоминать» | 1 | |
3 | Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование) | 1 | |
4 | «Урок открытия. Учусь определять место и причину затруднения» | 1 | |
5 | «План» | 1 | |
6 | «Учусь составлять план» | 1 | |
7 | «Учусь сравнивать» | 1 | |
8 | «Учусь обобщать» | 1 | |
9 | «Учусь моделировать» | 1 | |
10 | «Учусь наблюдать» | 1 | |
11 | «Секреты успешного выступления» | 1 | |
12 | «Я ученик. Что я уже знаю и умею» | 1 | |
13 | «Секрет понимания» | 1 | |
14 | «Учимся дружно. Что такое диалог» | 1 | |
15 | «Урок открытия. Учусь применять новое знание» | 1 | |
16 | «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» | 1 | |
17 | «Как научиться применять способ» | 1 | |
18 | «Как самому оценить свою работу» | 1 | |
19 | «Чувства – мои помощники в учебе» | 1 | |
20 | «Ценности нашей жизни. Дружба» | 1 | |
21 | Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование) | 1 | |
22-23 | Урок диагностики умений № 1–2 «Как я умею учиться» (практические работы) | 2 | |
24 | «К концу года я знаю и умею» | 1 | |
25-34 | Резерв | 10 | |
Итого | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Ценности нашей жизни. Саморазвитие. | 1 | |
2 | Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование) | 1 | |
3 | Я учусь с радостью. | 1 | |
4 | Как самостоятельно выполнить задание. | 1 | |
5 | Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим. | 1 | |
6 | Учимся дружно. Сотрудничество. | 1 | |
7,8 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | |
9 | Учусь искать информацию. | 1 | |
10 | Учусь работать с текстом. | 1 | |
11 | Учусь классифицировать. | 1 | |
12 | Учусь действовать по аналогии. | 1 | |
13−14 | Учусь делать проект. | 2 | |
15−16 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | |
17 | Учимся дружно. Я – критик. | 1 | |
18 | Личностные качества. Самокритичность. | 1 | |
19 | Учимся дружно. Дискуссия. | 1 | |
20 | Учимся дружно. Как научиться договариваться. | 1 | |
21 | Учимся дружно. Я – организатор. | 1 | |
22 | Новое знание – часть целого мира. | 1 | |
23 | Учусь подводить итог работы. | 1 | |
24−25 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | |
26 | Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование) | 1 | |
27–28 | Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы) | 2 | |
29 | Я ученик. Мои сильные стороны как ученика. | 1 | |
30 | Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей). | 1 | |
31–34 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 4 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 4 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.
Комплект для ученика:
1. «Мир деятельности». 1 класс: учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. «Мои открытия», 1 класс: эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: методические рекомендации/ Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Презентации и печатные материалы к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности» (размещены для скачивания на сайте www.sch2000.ru/Раздел «Мир деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» 1 класс
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» ДЛЯ 1, 2 КЛАССА
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...