Представление собственного педагогического опыта
статья
Представлен педагогический опыт "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Представление собственного педагогического опыта
учителя начальных классов
Фадеевой Оксаны Алексеевны
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Саранск, 2019
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к уровню развития готовности личности, к поиску креативных решений неординарных проблем. Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, личность должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, богатым опытом осуществления творческой деятельности. Сегодня мы уже не сомневаемся в том, что творчеству нужно учить. В соответствии с этим необходим выбор и разработка адекватных средств, методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей. Таковыми методами и являются творческие задания.
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Свойство детского ума воспринимать всё конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять её общий, абстрактный или переносный смысл – одна из основных трудностей детского мышления. Современное содержание начального образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьёзное сопротивление, если дальнейшая учёба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале обучения.
Концептуальность
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Теоретическая база опыта
Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Д. Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения;
- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определённых заданий. И. Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
На основе анализа литературы (Г. С. Альтшуллер, В. А. Бухвалов, А. А.Гин, М. А. Данилов, А. М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учёт актуального уровня развития;
- учёт возрастных особенностей учащихся.
Учитывая эти требования, мы строим систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Младшие школьники очень любят играть, мечтать, раскрывать тайное и неизведанное. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет. Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок – защита творческих проектов, с привлечением сказочных персонажей и др. Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и творческих заданий, которые повышают мотивацию учащихся.
На уроках математики можно использовать задачи в стихах, задачи на смекалку, ребусы, кроссворды, головоломки, игры на изображение геометрическими фигурами различных предметов. Такие задания развивают мышление, воображение, внимание, формируют умение сопоставлять, сравнивать. Интересны детям графические диктанты, выполнение рисунков по клеточкам, игра «Где спрятались цифры?». Ребята с удовольствием делают рисунки-загадки для одноклассников. Изучать геометрический материал интереснее при помощи сказок «Жила-была точка», «Как треугольник завидовал квадрату», а закреплять изученные величины с помощью «Книги рекордов Гиннеса» (например, выразить в минутах: самая долгая радуга наблюдалась в Англии и видна была в течении 3-х часов). При изучении темы «Деление с остатком» можно предложить детям, работающим в паре, разделить поровну 13 пуговиц и 5 карманов на 2 сарафана. В этом задании дети решают и проблемную ситуацию, и проявляют свой эстетический вкус.
На уроках русского языка и литературного чтения можно использовать такие творческие задания, как «Лесенка» (особенно в 1 классе в букварный период). Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом слове было бы на одну букву больше и составляет из них лесенку. При изучении темы «Однокоренные слова» - подобрать группы родственных слов и оформить их в красочные рисунки. При изучении стихотворения С. Михалкова «Мой щенок» можно предложить написать объявление о пропавшем щенке, вставить слова в текст, чтобы получилось стихотворение. Приём «чтение с остановками». Материалом для проведения служит повествовательный текст. Учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека. Использование этого приёма также ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.
Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Используя метод ассоциативных загадок, дети учатся их составлять.
Задание на развитие творческого мышления. Придумай сказку, в которой участвовали все эти персонажи. Сюда можно отнести и такие задания, как: «Придумай своё окончание сказки», «Сочини сказку на новый лад», «Прочитай текст голосом героя, например, «героя – Сладкоежки», можно предложить «примерить» определенные речевые характеристики к образу героя, посмотреть на мир глазами какого-нибудь живого существа, посмотреть на одну и ту же ситуацию или предмет глазами разных персонажей (представить ситуацию глазами волка, по-медвежьи), дорисовать и раскрасить волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая – злой, нарисовать иллюстрации к произведениям, создавать рисованные книги. Можно использовать метод моделирования текста, где один и тот же текст можно представить в разных моделях: графической, рисованной, словесной. Полезное задание – когда дети соотносят или подбирают пословицы и фразеологизмы к изученным произведениям.
На уроках музыки можно использовать импровизацию, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, изображение в цвете музыкального произведения, создание афиши к спектаклю, разработка костюмов для героев и другие.
Детям нравится фантазировать и это можно использовать на уроках эстетического цикла. Город будущего, сказочные птицы, несуществующие животные и т.д. Некоторые дети могут воспользоваться таблицей-помощницей. Нарисовать такое животное и описать его, ответив на вопросы. Или нарисовать новое животное, наделив его человеческими чертами характера. Например, умный, сильный, но трусливый; мудрый, добрый и ленивый; глупый, болтливый, но добрый.
Творческие задания не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям – всё это пригодится ребенку. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.
Анализ результативности опыта
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня творческих способностей учащихся. Проведённые тесты, выявили недостатки и наметили пути оптимизации процесса развития творческих способностей детей. Это позволило разработать различные творческие задания по учебным предметам и провести работу на уроках математики, русского языка и литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, музыки с применением методических приёмов по развитию творческого мышления. Экспериментальное исследование позволило повысить уровень творческих способностей младших школьников в условиях учебного процесса.
Таким образом, включение в урок приёмов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные творческие задания, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.
Трудности и проблемы
Проведённые исследования показали, что далеко не все дети обладают раскрытыми творческими способностями в полной мере. Из этого следует вывод, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по развитию креативных способностей. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр, упражнений с инструкциями, проблемных задач. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Важную роль играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Нужно вести постоянный поиск творческих заданий, дидактических игр, приёмов и методов развития творческих способностей обучающихся.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт может быть использован педагогами, которые ориентированы на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, творческому развитию ребёнка, сохранению его индивидуальности, обеспечивающей психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником.
Возможность тиражирования
Свой опыт работы над данной темой представляла на методическом объединении учителей начальных классов и педагогическом совете МОУ «СОШ № 8», проводила открытые уроки с использованием творческих заданий, представляла работу по данной теме на педагогическом конкурсе «Ярмарка научно-педагогических разработок Новой школе – новые идеи» в номинации «Эффективные технологии в образовательном процессе»
Конкурсная работа с подборкой заданий, а также описание всех форм и приёмов, уроков с использованием творческих заданий, размещены на личной страничке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...