Информационные технологии в образовательном пространстве
статья

Дёмина Наталия Викторовна

Применение информационных технологий в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЯБОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Информационные технологии в образовательном пространстве.

Автор: учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №22

Дёмина Наталия Викторовна

Тамбов

2019

Информационные технологии в образовательном пространстве.

Дёмина Н.В., учитель начальных классов, МАОУ СОШ №22

Современный мир диктует необходимость получения новых знаний, информационной грамотности, самостоятельно получать новые знания. Важнейшая задача современной школы – научить человека жить в информационной среде. Поэтому использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности.

Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь ребёнку в обучении может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Использование информационных технологий позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, обеспечить дифференцированный подход, повысить темп урока, рационально использовать время урока, обеспечить качественный контроль знаний

Ключевой задачей начальной школы при использовании информационных технологий является готовность детей к овладению компьютерными технологиями и использованию полученной информации для дальнейшего обучения и самообразования.

Компьютер повышает мотивацию детей к обучению, активизирует познавательные процессы, внимание, память, мышление.

Одной из успешных форм предоставления материала для меня стала подготовка мультимедийных презентаций. Это возможность быстро и наглядно донести информацию, которую трудно объяснить словами, вызвать интерес к приобретаемым знаниям, повысить  качество получаемых знаний. Я использую, как готовые презентации так составляю сама. Дети тоже учатся использовать компьютер в оформлении исследовательских проектов и докладов, что повышает качество обучения.

Так на уроках окружающего мира при изучении темы «Самое главное вещество» в 3 классе в качестве домашнего задания была предложена практическая работа по изучению свойств воды, а свои наблюдения и выводы ребята изложили в презентациях и видеороликах.

Вызвать интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. На уроках русского языка помимо презентаций я часто использую электронное приложение к учебнику по УМК «Перспектива». При объяснении нового материала, полученную информацию комментирую, при необходимости дополняю примерами. Это способствует лучшему пониманию детьми изучаемого материал. Позволяет  организовать как фронтальную, так и самостоятельную работу. Сочетаю задания с обсуждениями проблемы. Для закрепления изученного материала также предлагаю детям задания-тренажёры в приложениях, он-лайн тесты с портала onlinetestpad.com., упражнения с портала учи.ру.  

Например, при изучении темы «Словосочетание» при объяснении нового материала я использовала приложение. Дети прослушали правило, которое сопровождалось примерами. На этапе закрепления выполняли задания данного урока. Это обеспечивает индивидуальных подход к освоению новых знаний.

Благодаря этому решаются такие задачи как

  • повышение словарного запаса
  • формирование грамматического строя языка
  • развитие звуковой речи
  • развитие связной речи
  • развитие орфографической зоркости

Это способствует повышению грамотности у учащихся, развивается навык самоконтроля и самостоятельности.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интерактивных методов обучения можно заинтересовать учеников, облегчить усвоение материала.

На уроках  литературного чтения использование технологий даёт положительный результат. Презентации по темам помогают образно представить изучаемое произведение любого жанра. На уроках я использую презентации, приложение с аудиозаписями произведений.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

На таком этапе урока, как проверка домашнего задания я использую кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль за усвоением изученного материала. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира решает одновременно несколько задач:

  • Расширение информационного поля учащихся
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, Интернет)
  • Развитие навыка работы с компьютером
  • Формирование орфографической зоркости при обработке подобранного материала
  • Развитие умения работать в парах и группах
  • Осуществление межпредметных связей
  • Развитие творческих способностей учащихся

Современный урок окружающего мира невозможно представить без электронных пособий, энциклопедий и справочников, образовательных ресурсов Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, интерактивных карт и атласов.

А при изучении природных сообществ материал учебника я дополнила, материалом готовых видеоуроков.

Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.

В последнее время широкое распространение получил метод проектов. Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Это эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Используя доступные источники информации (книги, энциклопедии, материалы сети Интернет) ребята проводят исследовательскую работу и представляют свои проекты на разных уровнях в классе («Тамбов – город на Цне», «Я помню, я горжусь»), на школьных научно-практических конференциях («Эта удивительная поваренная соль»), на межрегиональных фестивалях («Подъёмный кран», «Карусель», «Мельница»).

В моей работе компьютер это индивидуальное средство обучения, средство организации контроля качества знаний, мощный мотиватор для активизации познавательного процесса детей.

За многолетний опыт работы  использования информационных технологий я создала методические копилки по всем предметам, но больше всего накопленного материала  по окружающему миру: «Уроки окружающего мира», «Внеклассные занятия по предмету», «Контрольные работы», «Самостоятельные работы», «Карточки - раскраски,  «Дидактический материал», «Тесты», «Олимпиады», «Презентации по темам», «Статьи».

Уроки  с  использованием  информационных  технологий  не  только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью  информационных  технологий.  

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы  стойкие  познавательные  интересы,  развито  умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование  информационных  технологий  может  преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд,  оптимизировав  процессы  понимания  и  запоминания  учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение информационных технологий в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Информационные технологии в образовательном процессе и риски

Статья  "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...

Информационные технологии в образовательном процессе .Материал Конференции

В статье говорится о ИКТ технологии в образовательном проссе( школе). Автор показывает преимущества новой технологии в настоящий момент, что даёт это ученикам и обучающимся. Данный материал  публ...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...

Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"

Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

Данный материал содержит теоретическую основу здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса, включающую в себя компоненты учебной нагрузки,зависимость состояния учащихся от стиля рук...