Технологии в образовательном пространстве начальной школы
статья на тему
Предварительный просмотр:
«…нужно желать, чтобы метод
человеческого образования стал
механическим, то есть
предписывающим всё столь
определённо, чтобы всё, чему
обучать, не могло не иметь успеха,
как это бывает в хорошо сделанных
часах.»
Я. А. Коменский
Понятие «технология» мы нашли, прежде всего, в промышленной сфере, где под ним понимают совокупность и последовательность процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получать продукцию с заданными параметрами.
Социальные технологии, разумеется, более гибкие, не так жёстко детерминированы, так как в них исходным и конечным продуктом выступает человек. Однако в главном эти два вида технологии совпадают. Оба в конечном итоге подразумевают результат с чётко заданными свойствами .
Именно эта особенность технологии и привлекла внимание педагогов и повлекла её заимствование для использования в педагогической сфере.
Под педагогической технологией М.В.Кларин понимает воспроизводимый способ организации учебного процесса с чёткой ориентацией на диагностично заданную цель. Он выделяет следующие признаки педагогической технологии:
- детальность описания цели и диагностичность её;
- воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучаемого)
-воспроизводимость педагогических результатов.
В.В.Гузеев рассматривает педагогическую технологию как комплекс, состоящий из:
-некоторого представления планируемых результатов обучения ;
- средств диагностики текущего состояния обучаемых;
-набора моделей обучения;
-критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Можно привести и другие определения многих известных педагогов, но во всех них ключевым звеном будет являться детальное описание конечного результата и точное достижение его. Собственно процесс только тогда получает название «технология», когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства результата и средства его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».
Понятно, что процесс обучения, построенный по технологическим принципам, будет отличаться от процесса обучения, построенного по традиционным принципам. В нём, кроме методики организации деятельности учащихся, особое внимание уделяется вопросам контроля качества усвоения и диагностики причин отставания учащихся для последующей коррекции процесса обучения, а так же возможности формирования УУД, специфика которых подробно отражена в ФГОС. Разработка и создание технологии требуют особенно тщательной и объёмной проработки именно блока контроля качества и создания системы обратной связи. Эти два компонента становятся ключевыми при организации обучения, ориентированного на качество усвоения материала.
Схему процесса обучения, построенного как технологический процесс можно представить следующим образом:
Мы согласны с утверждениями многих педагогов и убедились на собственном опыте, что процесс обучения, построенный технологически, имеет ряд преимуществ по сравнению с частно-методическим подходом.
Это такие преимущества , как:
-основой технологии служит чёткое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень её достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определить степень её достижения более точно;
-технология, в которой цель ( конечная и промежуточная)
определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля её достижения;
-технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспериментам в поиске приемлемого варианта;
-в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.
Подобное проектирование учебной деятельности учащихся ведёт к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся, способствует формированию всех видов УУД в той или иной степени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы
Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...
Основные подходы к созданию здоровье-сберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы
Здесь даны основные критерии по созданию здоровье-сберегающей среды для младшего школьника...
Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий в образовательном пространстве начальной школы
Коллектив – исключительно сложная духовная мощность…...
«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»
Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....
Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...
Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»
Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...