Конспект урока с применением групповых форм работы, технологии дифференцированного подхода
план-конспект урока (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2_klass.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1»
города Велижа
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова»
Учитель начальных классов:
Платонова Л.А.
2016г
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4. Обогащать словарный запас учеников.
5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: опорные слова, карточки для дифференцированной работы
( разноцветные конверты), сигнальные карточки "светофоры", карточки обратной связи «настроение», домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы ,листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари, сигнальные карточки ( виды работ), мудрая сова, музыкальное сопровождение (релаксация).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3.Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
1 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
2 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными; поставить в них ударение.
3 группа: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными; поставить в них ударение; выяснить: какое слово будет проверочным.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова)
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим-)
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний)
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень:
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
- начало, источник чего-либо;
- часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные)
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова)
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?
( Общая часть родственных слов)
- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).
4 . Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.80, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
5. Физминутка.
(Физкультминутку проводят учащиеся)
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень)
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.
1 группа: - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа: - мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 группа: - вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем (1 группа ) кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 групп)
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 2
из учебника на странице 80.(1 учащийся работает за доской)
в) Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы - листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки (конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.
1 группа
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.
2 группа
На овчарку он похож,
Что ни зуб- то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.( волк)
Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.
3 группа
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (кошка)
Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
4 группа
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ........ик.
7. Проверочное задание-тест.
- Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны назвать номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
9.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 3)
1 группа: списать, найти и выделить корень
2 группа: списать, найти и выделить корень, поставить ударение
3 группа: списать, найти и выделить корень, поставить ударение и подчеркнуть проверочное слово.
Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.
10. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
11. Рефлексия.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.
Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общ...
Урок литературного чтения во 2 классе c применением групповых форм работы
Урок литературного чтения во 2 классе А.Н. Плещеев "Весна" с применением групповых форм работы. Цели урока: познакомить с новым стихотворением, с биографией А.Н. Плещеева, воспитывать бережное о...
Доклад "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."
Доклад учителя начального малокомплектного класса на тему "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."...
Конспект урока с применением ИКТехнологий, технологии дифференцированного подхода
Урок математики по УМК "Школа России" 4 класс...
Конспект урока с применением групповых форм работы, технологии дифференцированного подхода
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"...
Статья "Расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся"
Расширение практики применения групповых форм работы позволит повысить учебную и познавательную мотивацию, снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в реш...
Применение групповых форм работы на уроках в начальной школе, как одного из важнейших условий реализации ФГОС.
Сегодня мы – учителя констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с друг...