Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.
статья (4 класс) по теме
Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общее дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_effektivnosti_urokov_putem_organizacii_gruppovoy_formy_raboty.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямаева Светлана Александровна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
муниципального общеобразовательного
учреждения « Гимназия № 4» г. Елабуга
Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.
Анализ современного научно-технического уровня развития общества и требований общей и профессиональной подготовки специалистов позволяет утверждать, что учебные занятия должны быть направлены на выработку у учащихся таких важных качеств как:
-умение самостоятельно изучать литературу;
-умение мыслить творчески (анализировать и делать выводы);
- умение излагать (научить другого) свои мысли, знания полностью без искажения;
-обладать хорошими знаниями;
-умение коллективно трудиться (самоконтроля, самооценки, навыки организационно-управленческой деятельности).
Данные навыки могут появляться и развиваться у учащихся только тогда, когда каждый из них в своей основной деятельности постоянно оказывается в ситуациях, дающих возможность появления и развития перечисленных качеств. Следовательно, учебный процесс необходимо организовать с учетом таких моментов:
- каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую новую тему самостоятельно;
- каждый учащийся должен систематически излагать другому некоторую тему из рассказа другого;
- каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают другие и передавать остальным все, что он знает;
- каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.
Групповая форма работы в учебном процессе в последнее время пользуется огромным успехом у педагогов. Все уже давно оценили её плюсы и минусы. Выбирая данную форму обучения, учитель уже готовит школьников к самостоятельному изучению тем. Также развивается у школьников такие качества как самоорганизация, самовоспитание. Умения слушать и слышать своих одноклассников. Умение возражать и доказывать свои доводы.
Результаты обучения, воспитания и развития младших школьников существенно зависит не только от содержания, методов и использования различных средств обучения, но и от организации их учебно-познавательной деятельности на уроке, которая может быть общеклассной, групповой и индивидуальной. Опыт использования групповой формы работы получил достаточно широкое распространение, он интересен и полезен, особенно с воспитательной точки зрения.
Использование на уроках математики групповой работы является одним из эффективных путей реализации в практике принципа воспитания в процессе обучения. Совместная деятельность в группе оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ученика. Именно в процессе групповой работы формируются такие качества как: ответственность, чувство долга, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Вводить элементы групповой работы на уроке математики можно уже с первого класса. Начинать ее целесообразно с работы, которую выполняют два ученика. Например, учитель дает задание: «Ученики, сидящие слева, положите, 6 красных кружочков, а ученики сидящие справа –4 синих. Сколько всего красных и синих кружков лежат у вас на столе?» Здесь начинается совместная деятельность. Интересно наблюдать, что одни пары придвигают синие кружки к красным, и каждый ученик пересчитывает их. Другие пары оставляют кружки на месте, но опять, же работают совместно – пересчитывают все кружки и согласуют все результаты между собой. Это, конечно же, первые шаги групповой формы работы. Естественно, что, выполняя те или иные действия, ученики контролируют друг друга. Групповую форму работы можно использовать не только при закреплении пройденного материала, но и при изучении нового.
Работу можно предлагать группе учащихся. Например, при изучении переместительного свойства умножения, учитель дает каждому ученику разные пары примеров:
7*3 3*2 6*8 4*5 3*7 2*3 8*6 5*4 и.т.д.
Перед учениками ставятся задачи:
- Найти результат
- сравнить пары
- ответить на вопросы
Чем похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать?
Рассмотрим такое задание: каждой группе предлагается по два прямоугольника, вырезанных из плотной бумаги (прямоугольники подобраны так, что площади их равны: 8см и 3 см, 4см и 6 см; 4см и 3см, 6см и 2см), и учитель просит вычислить S и P этих прямоугольников, сравнить полученные результаты, сделать вывод и обосновать его.
Для групповой формы работы может быть предложено задание, связанное с исправлением допущенных ошибок. Например: решение примеров, уравнений, сравнение выражений и т.д. Каждый ученик работает индивидуально, получает свой результат, который затем обсуждает с членами группы.
Ученики каждой группы обсуждают поставленную перед ними задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос. В процессе работы ученики убеждаются, что наблюдаемая ими закономерность повторялась во всех заданиях у всех групп. На основе чего делается вывод.
При организации групповой формы работы возникает целый ряд проблем. Одна из них – как разделить класс на группы? Результаты исследований по данной проблеме показали, что целесообразно объединить в группы учащихся с разной успеваемостью и уровнем развития. Способствует более плодотворному общению между членами группы. Сильные ученики чувствуют ответственность за более слабых, так как учитель может вызвать для ответа любого ученика из группы.
Таким образом, групповая форма работы позволяет планировать взаимопомощь даже в процесс урока, а это вызывает у детей потребность в таком общении и после уроков.
Достаточные условия и конкретное осуществление перехода на ГСО основывается на следующих принципах:
1 Принцип завершенности
2 Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний
3 Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи
4 Принцип обучения в соответствии со способностями каждого учащегося
5 Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий
6 Принцип разновозрастного коллектива
7 Принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда
8 Принцип интернационализации процесса обучения или принцип многоязыковой основы обучения.
Реализация этих принципов связана со способностями обучения учащихся умению учиться, самостоятельно работать с различными источниками знаний и, в первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т.е. вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими учениками.
Здесь и далее под способностью следует, к некоторому виду деятельности понимают норму (алгоритм) этой деятельности в сознании индивида.
Тренировать какую-либо способность – это значит воспроизводить деятельность на интуитивном уровне без осознания ее нормы. Формирование способности к некоторой деятельности предполагает осознание учащихся ее нормы (алгоритма). Следует различать способности к некоторой деятельности и задатки. Достижение образовательных и развивающих целей связано с содержанием и формой учебного материала и зависит от следующих этапов взаимодействия между учителем и учащимися на уроках.
1. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности.
На данном этапе происходит переключение сознания ребенка из бытия жизнедеятельности к бытию в условиях учебной деятельности.
2. Индивидуальная деятельность учащихся на основе имеющихся способностей.
На данном этапе учащиеся выполняют индивидуальное тестовое задание, тренирующее как отдельные способности к учебной деятельности, так и мыслительные операции, необходимые при проективной деятельности.
Правильность выполнения задания проверяется в группах. Все исправления выносятся цветом отличным от исходного текста. Листочки сдаются учителю в конце урока
3. Деятельность в группах на основе имеющихся способностей.
На данном этапе учащимся предлагается выполнить задания, требующие вербализации определений известных понятий, использования согласованной раннее терминологии или воспроизведения известных алгоритмов. Выбор задания определяется тестом запланированного затруднения в учебной деятельности.
4.Организация затруднения в учебной деятельности.
Здесь учащиеся решают задание из числа предложенных на предыдущем этапе. В этом задании должен обнаружиться кризис имеющихся способностей, т.е., возникает ситуация, в которой либо невозможно использовать известные алгоритмы или понятия, либо использование известных алгоритмов приведет к очень большим временным затратам. Группа фиксирует затруднение с помощью оговоренного заранее сигнала.
5. Выявление в группах причин затруднения.
На данном этапе учитель фиксирует на доске (удобным ему способом) задание, вызвавшее затруднение во всех группах, и обращается к детям определить, чем ситуация, вызвавшая затруднение, отличается от встречавшихся ранее. Учащиеся согласуют в группах искомое отличие и предлагают согласованный вариант. Группа готова предложить свою версию, если каждый ученик в группе готов ее озвучить. Это условие требует, чтобы каждый ученик в группе проговорил свой вариант, а группа внесла свои коррективы.
6. Согласование причин затруднения между группами.
На данном этапе учитель организует коммуникацию по согласованию причин затруднения. При этом он, как единственный носитель понятийной базы, выступает в качестве арбитра. Педагог выслушивает версию первой группы, все остальные версии должны локализовать место различия сравниваемых ситуаций и уточнить сущность этого отличия. После выявления сути и места отличия формулируется тема урока, которая фиксируется на доске.
7. Проективная деятельность в группах.
На данном этапе учитель просит группы предложить варианты устранения затруднения. Группы формируют свои версии, которые затем поручают изложить своему представителю. Он же выступает в качестве оппонента при согласовании вариантов между группами.
8. Согласование проектов между группами.
На данном этапе педагог организует коммуникацию по обсуждению проектов. Итогом этого этапа в зависимости от типа затруднения является согласованный вариант определения нового понятия, термина или новый алгоритм
9. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение.
Здесь дети выполняют задание, вызвавшего затруднение. Группа выполнила задание, если каждый из ее членов готов озвучить у доски варианты выполнения задания. По просьбе учителя два или три ученика предлагают варианты решения, причем один из них объясняет, другой контролирует правильность объяснения.
10. Индивидуальная работа с последующим согласованием в группе.
На данном этапе каждый ученик выполняет индивидуальное задание, требующее применения новой способности в типовых условиях. Выполненные задания сопоставляются в группах, после чего группа сигнализирует о своей готовности. Учитель предлагает каждой группе образец выполнения заданий. Все исправления выделяют другим цветом. Варианты индивидуальных работ сдаются учителю в конце урока.
11. Индивидуальная работа в группах с взаимным консультированием.
На данном этапе решаются задачи, требующие, во-первых повторения раннее изученных алгоритмов и понятий, во-вторых, применения нового знания совместно с раннее известными и, в-третьих уточнения границ применения нового знания. Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему.
12. Рефлексия урока.
Каждая группа отвечает на следующие вопросы;
- Что нового узнали на уроке?
- На основании чего было построено новое знание?
- Для чего оно используется?
- Кто активно участвовал в работе группы?
или
- Что вы узнали нового? Где вам могут пригодиться эти знания?
- Как это мы узнали?
- Кто больше всех помог?
- Как работал я?
Впервые я использовала данную форму работы при обучении второклассников связанному пересказу прочитанного.
Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в группах постоянного состава. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают вопросы друг другу по очереди ( происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно оттого, что им приходиться выслушивать свои же рассказы.
Эту работу я регламентирую, отводя на нее от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространных рассуждений, работать над техникой чтения.
По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Характеризовать ответ товарища учу аргументировано, используя таки слова и выражения, как: « Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок. Отвечая точно…» Затем спрашиваю: «А кто считает, что ваш товарищ подготовился так хорошо, что его должен послушать весь класс?» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе отвечают, у доски. Их ответ должен быть образцом для класса.
Таким образом, выступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются изо всех сил, чтобы этой чести добиться.
Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. Первичное восприятие нового произведения происходит путем чтения про себя со звуком ориентиром, коим является, аудиозапись. Таким образом, у детей работают как зрительный, так и слуховой анализаторы, и дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания произведения.
После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного я ставлю перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение.
При подготовке к уроку для удобства делю текст на четыре части и составляю план, который помещаю на оборотной стороне доски. Открыв, план на доске предлагаю детям определить границы каждой части, которые помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведется в группах.
Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.
На выполнение этого задания уходит до девяти минут, при этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стадии больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей.
Группы заканчивают работу почти одновременно. Две – три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок прочитал самостоятельно и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. На дом задаю научиться пересказывать все произведение. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания не возникает трудностей с пересказом.
Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Детям предлагается распределить между собой роли, где они сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг другу.
Но вот наступает время продемонстрировать свою работу. И каждый раз мы становимся свидетелями рождения маленького спектакля. После каждого выступления звучат аплодисменты. Обсуждение работы группы происходит бурно. Многие высказываются, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность и.т.д.
Конечно, добиться хорошей организации на таких уроках не просто. Первые уроки похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкают друг к другу. В группах возникают разногласия и споры. Но терпеливый и настойчивый учитель постоянно осуществляет контроль, консультирует детей во время работы, поощряет группы, работающие дружно и слажено. Постепенно ребятишки привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.
Организация групповой работы активирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно работать на уроке. И я вижу, что даже самые застенчивые стали смело выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное.
Групповая форма работы требует предварительной подготовки, но она вызывает интерес у детей и приносит эффект в их воспитании и развитии.
Ниже приведен фрагмент урока развития речи, где учащиеся, работая в группах, составляют текст.
Работа над текстом.
У.: У вас на столах лежат листочки с заданием. Ознакомьтесь. Как вы считаете это текст?
у, есть, каждого, Родина, человека. начинается, она, на, твоего, пороге, дома. наша, большая, и, Родина, прекрасная. страна, богата, наша, людьми, талантливыми. песен, народ, много, о, Родине, своей, сложил, наш. нашу, мы, любим, Родину! |
Д.: Да, только все слова в предложении перепутаны.
У.: О чем текст?
Д.: О Родине!
Д.: А еще в нем не хватает названия.
РАБОТА В ГРУППАХ.
У.: Ваша задача: расставить слова в предложении по своим местам и озаглавить текст.
Дети в группах обсуждают название текста, составляют предложения и записывают в тетрадях полученный рассказ.
Анализ работ.
Отмечаются лучшие работы групп. Выразительное чтение полученных текстов.
Наша Родина! У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная. Богата наша страна талантливыми людьми. Много песен сложил наш народ о своей Родине. Мы любим свою Родину! |
У.: Ребята, в тексте есть такое предложение:
« Богата наша страна талантливыми людьми»
Как вы понимаете выражение « талантливые люди»?
Д.: Это такие люди, которые умеют делать что-то лучше других. Например: рисовать, петь, шить.
У.: А в нашем классе есть талантливые дети?
Д.: Да. Вот Софья умеет лучше всех читать стихи, Юля - танцует.
Д.: А я думаю, что каждый человек по-своему талантлив.
У.: Я с тобой согласна. Назовите знаменитых талантливых людей, прославивших наш город.
Д.: Шишкин И.И. – великий художник.
Н. Дурова - кавалер-девица.
Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общее дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)
Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способс...
Организация групповых форм работы
Статья "Организация групповых форм работы"...
"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"
Ведущее место среди инновационных средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...
Организация групповых форм работы в начальной школе
При формировании коммуникативных УУД младших школьников целесообразно использовать групповые формы работы. Именно в группе дети учаться общаться, правильно задавать вопросы....
Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе
Статья по ораганизации групповой формы работы над проектом в начальной школе...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....