Статья "Расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся"
статья

Расширение практики применения групповых форм работы позволит повысить  учебную и познавательную мотивацию, снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Так же групповая работа позволит улучшить  психологический климат в классе. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Существуют и трудности, которые необходимо преодолевать, иначе положительного эффекта от этой работы не получится. Я расскажу о применении  некоторых приемов, которые у меня особенно удались...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся

        Меня всегда волновало будущее общества, в котором я живу. То каким будет это общество во многом зависит от того, что  мы заложим в школе. И важную роль в жизни каждого человека играет его первый учитель, потому что именно учитель закладывает «фундамент»  развития способностей ребенка, который в дальнейшем повлияет на формирование его личности.

Нынешние дети отличаются от предыдущих поколений и требуют современных подходов в воспитании и образовании. Поэтому Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Глубина и прочность знаний младших школьников, и применении этих знаний на практике в значительной степени зависят от умения самостоятельно работать.

Самостоятельность  −  это качество, которое выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Готовность  осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельность  не рождается сама по себе, она  воспитывается благодаря развитию таких навыков как: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация - навыки, которые помогают успешно действовать в любой сфере.

Этому способствует и изменение роли учителя. Он становится не источником знаний, а организатором, наставником, который направляет детей на самостоятельный поиск информации и ее обработку.

Я задумалась, что поможет мне стать учителем отвечающим современным требованиям и успешно развивать в детях эти навыки.

        На мой взгляд -групповая работа является  тем самым средством формирования навыков самостоятельности, включающая в себя применение концепций 4К: креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации.

       Я считаю своей педагогической инициативой – расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся.

       Потому что групповая работа помогает улучшать результативность учебного процесса.

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2.Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Существуют и трудности, которые необходимо преодолевать, иначе положительного эффекта от этой работы не получится.

1.    Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на уроках.

2.     Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.     При непродуманном формировании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Но несмотря на трудности такой формы работы, я решила поподробнее о ней узнать. Я стала изучать соответствующую литературу, посещать уроки наставника, коллег и подтвердила свои мысли о результативности ее применения.  Следующим этапом для меня стало применение групповой формы работы на практике.

Я расскажу о применении  некоторых приемов, которые у меня особенно удались.

На уроке математики я часто использую прием «Продолжи» в решении примеров в несколько действий.

А на уроке русского языка использую прием «Мозговой штурм» для самостоятельного формулирования правил.

На уроке ИЗО на изучении темы «Народные промыслы» я использовала прием «Охота за сокровищами», где дети опираясь на дополнительные источники делали кластер.

На  уроке окружающего мира «Путешествие по материкам» я использовала прием «Пазлы», где каждая группа учащихся работала над своей частью темы, после чего группы переформировывались так, чтобы в каждую новую группу, попало по 1 человеку от каждой прежней группы и так дети обменивались информацией друг с другом.

Прием «Снежный ком» я применяю на уроках литературного чтения, когда мы работаем над составлением плана к произведениям. Сначала каждый индивидуально составляет план, затем учащиеся объединяются в пары и предлагают свои планы, из которых выбирается лучшее.

Два года назад школа №425 являлась одной из городских пилотных площадок по реализации  целевой модели наставничества. Я выбрала для себя форму учитель-учитель. В рамках этого проекта мне захотелось поделиться своими наработками с коллегами. Я выдвинула свою инициативу в своем педагогическом коллективе, где получила одобрение и поддержку.

Таким образом, было принято решение сделать эту инициативу сделать методической темой для учителей начальной школы.

        Я разработала идеи, как можно включить большее количество учителей в активное применение групповой работы. На методическом объединении мы разработали план мероприятий.

        В октябре был проведен семинар-практикум на  тему «Забытое прошлое или актуальное настоящее, целью которого являлось расширение практики применения  групповой работы.

        В декабре планируем провести дискуссионные качели «А что у вас?», где коллеги расскажут о своем опыте проведения групповой работы.

        Опытные и творческие учителя смогут продемонстрировать свои умения и интересные приемы проведения групповой работы на неделе «Окна мастерства».

         Запланирована консультация-парадокс, где мы  сможем обсудить положительные моменты, трудности с которыми сталкиваются педагоги при проведении групповой работы и как с ними справляться.

        Завершающим мероприятием станет «Открытый показ», где все учителя смогут поделиться практикой применения группой на уроках и во внеурочной деятельности.

         Чтобы обмениваться опытом возникла идея создания раздела на сайте школы, который называется «Расширение практики применения групповых форм работы». В этой рубрике учителя смогут делиться своими находками, интересными приемами и идеями.

        Возможно, я показалась излишне самоуверенной в связи с возрастом и неопытностью, но мне бы хотелось, чтобы групповая работа стала широко использоваться, потому что как сказал Бернанд Шоу «Единственный путь к знаниям –это деятельность.»

Время проведения

Название мероприятия

     Цель мероприятия

октябрь

Семинар-практикум «Забытое прошлое

 или актуальное настоящее».

Расширение практики применения групповой работы.

декабрь

Дискуссионные качели

«А что у вас?»

Обмен опытом проведения групповой работы на уроках и занятиях.

февраль

«Окна мастерства».

Посещение уроков и занятий с применением групповой работы опытных коллег.  

март

«Консультация-

парадокс»

Выявление  трудностей в применении групповой работы и поиск их решения.

апрель

«Открытый показ»

Демонстрация навыков применения групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе c применением групповых форм работы

Урок литературного чтения во 2 классе А.Н. Плещеев "Весна"  с применением групповых форм работы. Цели урока: познакомить с новым стихотворением, с биографией А.Н. Плещеева, воспитывать бережное о...

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Применение групповых форм работы на уроках в начальной школе, как одного из важнейших условий реализации ФГОС.

Сегодня мы – учителя  констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с друг...