Памятка Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.
учебно-методический материал на тему

Самойленко Любовь Александровна

Памятка Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.

Технология деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_deyatelnost_uchitelya_na_uroke_s_lichnostno.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленность

1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

2. Использование проблемных творческих заданий;

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

5. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

6. Обсуждение в конце урока с детьми не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому;

7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался;

9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

10. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Технология деятельностного метода включает в себя такую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется норма учебной деятельности ("надо"); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 3) выделяется содержательная область ("могу").

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, актуализацию мыслительных операций, знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. В завершение этапа организуется пробное действие и фиксацию самими учащимися индивидуального затруднения в их деятельности.

3. Постановка проблемы.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой учащимися цели учебной деятельности и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода - выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что возникшая проблема (учебная задача) разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Урок в личностно - ориентированном подходе"

В статье даются рекомендации к планированию урока,основные особенности личностно - ориентированного урока, алгоритм его проведения....

«Особенности организации деятельности учителя на уроке нового типа»

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.Так как основной формой организации обучения явля...

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...

ТЕМА: «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по системе «Школа2100» , направленная на развитие их творческих способностей.»

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах  , направленная на развитие их творческих способностей. является одним из инструментов достижения УУД...

"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"

В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе....

Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры.

Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Однако и учитель никогда не останавливается...