Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры.
статья (4 класс)

Стеганцева Елена Александровна

  Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Однако и учитель никогда не останавливается на достигнутом, поястоянное развитие и совершенствование собственных знаний дают возможность педагогам находить интересные подходы и методы, позволяющие заинтересовать обучающихся в постижении знаний. Сам учитель "идет в ногу со временем", нетолько учит, но и сам учится, дополняя свой багаж знаний новыми фактами, интересными возможностями по-хорошему "влюбить" ребят в процесс собственного обогащения новыми знаниями, умениями и прекрасным опытом.

  Современная жизнь наполнена множеством новых технологий, однако мы забываем о духовном развитии, о прививании нравственных качеств, человечности. Я уверена, что это необходимо исправлять, помочь обучающимся не только постичь научные знания и получить навыки конкретных учебных действий, но и постараться возродить одно из главных достояний страны - нашу культуру и многовековые традиции!

"Духовная пустота делает безликой внешность человека".

Василий Александрович Сухомлинский, из книги «Письма к сыну»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ по самообразованию

учителя начальных классов Стеганцевой Елены Александровны

Тема: «Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры».

Целью работы было выявление эффективности использования новых подходов личностно - ориентированного обучения для гармоничного духовного развития личности каждого ребенка на основе патриотических, культурно - исторических и православных ценностей страны и народа.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу учебно-методического содержания по предложенной проблеме
  2. формировать у младших школьников ценностные ориентиры, основываясь нормах морали и культуры
  3. воспитывать чувство патриотизма через приобщение к культурно - историческим традициям через организацию экскурсионных выездов классного коллектива

Стоит отметить, что мораль, моральные принципы и культура для современного ребенка, так же как и для взрослого человека, часто являются субъективным мнением, к большому сожалению. Таким образом, необходимость привлечения и обучающихся, и их родителей к культуре и традициям страны необходимы. Работа по данной теме была рассчитана на 1 год.

Для реализации поставленной задачи учитель запланировал и реализовал ряд мероприятий:

- Серия еженедельных классных часов, тематика которых разработана соответствии с темой по самообразованию учителя.

- Организация тематических экскурсионных выездов 1 раз в месяц:

Сентябрь. Пешая экскурсия по главным улицам города с гидом.

Октябрь. Подготовка концертного мероприятия «Сила человека в его человечности»

Ноябрь. Экскурсия на кондитерскую фабрику г. Воронеж. Дальнейшая подготовка и защита проекта «В почете каждый труд».

Декабрь. Организация поездки в детский дом. Акция «Подари новогоднее чудо».

Январь. Организация Дня толерантности и конкурс плакатов «Мы достояния страны».

Февраль. День защитника Отечества. Конкурс патриотической песни «Красная гвоздика».

Март. Всемирный Женский день. Концертное мероприятие «Подари улыбку женщине», просмотр документального фильма об истории этого праздника.

Апрель. Спортивные соревнования «Сила в здоровом духе», приуроченные ко Дню здоровья.

Май. Посещение музея «Диорама», концертное мероприятие «Спасибо Вам за победу!».

    По итогам мероприятия или экскурсии ребята писали отчет в виде эссе. В результате нами был собран сборник работ обучающихся, с которым могут ознакомиться как сами дети, так и их родители.

Кроме того, выяснилось, что привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях привело к более тесному контакту родителя и ребенка, возникновению общих интересов и позитивному влиянию на взаимоотношения ребенка – родителей, родителей – учителя, учителя – обучающихся. Такое взаимодействие сказывается позитивно на формировании личностных качеств обучающихся. Также, хочется отметить, что развитие и формирование духовно-нравственных и культурных ценностей осуществлялось не только на тематических мероприятиях, но и во время уроков.

Школа представлена как действующая модель общества, где основным механизмом образования и воспитания является создание условий и ситуаций, побуждающих осмысливать ценностный выбор, нравственную и жизненную позицию. Весь процесс необходимо сосредоточить вокруг ученика, сделать его главным действующим лицом. Дети вместе с родителями и учителем были непосредственными участниками подготовки и воспроизведения намеченных мероприятий.

Использованные источники:

1. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.

2. Белозерцев, Алексей Личностно-ориентированная коммуникация / Алексей Белозерцев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 180 c.

3. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2018. - 528 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к проблеме личностно – ориентированного обучения

  Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих учеников с...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...

Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности

Благодаря использованию современной технологии личностно-ориентированного обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждо...

Личностно - ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности

Благодаря использованию современной технологии личностно - ориентированного обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть особенности каждого ребёнка, а...