Главные вкладки
Самойленко Любовь Александровна
Сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: "Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке"
Увлечения: Лыжи, плавание, туризм
Страна: Россия
Регион: Томская область
Населенный пункт: Томск
Место работы: МАОУ гимназия № 24 имени М.В. Октябрьской
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/samoylenko-lyubov-aleksandrovna2"Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику".
"Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования". (Э. Берк)
О себе
Самойленко Любовь Александровна
учитель начальных классов
Дата рождения: 25 октября
Образование: высшее, Томский государственный педагогический институт, физико -математический факультет
Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Инфоурок», 2018 г.
Специальность: математика. Квалификация по диплому о профессиональной переподготовке «учитель начальных классов.
Квалификация: учитель средней школы
Стаж педагогической работы: 35 лет
Наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория
Эссе "Я - учитель"
Учитель начальных классов Самойленко Любовь Александровна
Я – Учитель. Представитель вечной и изменчивой профессии, продолжатель дела Константина Ушинского, Януша Корчака, Виктора Шаталова… Да, за мной – опыт многих поколений, но на уроке я могу ответить только сама за себя. Антон Павлович Чехов сравнивал учителя с артистом. Я ежедневно, по несколько часов, стою на сцене. Здесь нет ни дублёра, ни суфлёра. Пусть «зрительный зал» небольшой, человек тридцать, но «зрители» очень внимательно смотрят на меня – иногда с восторгом, иногда с недоверием, почти всегда вопрошающе – и быстро замечают любую неуверенность, ошибки, незнание «роли». Так что всегда нужно быть на высоте.
Что мне помогает в этом?
Во-первых, увлечённость. Несмотря на то, что я преподаю уже 35 лет, интерес к профессии не ослабел, наоборот, стал глубже. Может быть, потому что время сейчас для учителя непростое: цифровая, динамичная эпоха задаёт сложные вопросы.
Мы существуем в поле вариативности, постоянных изменений. Время, когда все школы страны учились по одной программе, осталось далеко позади. А как же ФГОС? Сейчас сосуществуют разные воспитательные концепции и разные образовательные модели. Домашнее обучение соседствует с привычной школьной системой. Идея инклюзивности уживается с индивидуальным подходом. И, как водится, разнообразие взглядов рождает противоречия. Молодые родители, с одной стороны, становятся более грамотными, то есть стараются выбрать для малыша идеальную, подходящую именно ему, модель обучения. С другой стороны, семьи теряются в этом потоке идей и новых предложений и, как никогда ранее, нуждаются в обретении своего Учителя.
Главной проблемой современного образования я считаю проблему «информационного бума». Вдумайтесь в результаты исследований: даже для поверхностного знакомства с новыми разработками в любой узкопрофессиональной отрасли специалисту необходимо сейчас тратить до 80% своего рабочего времени. Отдавать почти всё рабочее время – чтобы хоть немного оставаться в курсе новостей о своей работе! Знания прирастают стремительно, информация стала предельно доступной и очень эклектичной. От учителя требуются уже не только профессиональные знания, но и чутьё, интуиция, позволяющая, допустим, обнаруживать в детских докладах лженаучные факты; требуется знание новых технологий, чтобы разговаривать на одном языке с ребятами, понимать, что их волнует и, скажем, не только сделать презентацию в PowerPoint, но и смонтировать видео, подобрать подходящую инфографику, упаковать данные компактно и красиво. Наконец, требуются основы тайм-менеджмента, чтобы организовать собственное время.
Время Учителя… О нём говорят постоянно. Василий Александрович Сухомлинский ещё в начале ХХ века написал слова, которые, кажется, предназначены специально для нас, сегодняшних: «Важнейшее условие духовного роста педагога — это, прежде всего, время — свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…».
Теснота, плотность рабочего графика – это вторая серьёзная проблема, которую я ощущаю. Школа – большой, серьёзный механизм. И, как всякое крупное, многоступенчатая система, она движется медленно, зачастую нагружая педагога непосильной грудой дел, документов, текущих задач. Объём информации вступает в противоречие с её распределением. Чтобы избежать профанации, не относиться к делу спустя рукава, а с другой стороны, не «сгореть» на работе, приходится искать духовную поддержку. Я нахожу её в детях.
Эмоциональная связь – это второе (точнее, первое и главное), что помогает мне в работе. Я не понимаю сетований на «испортившихся» современных детей. Тем более, что подобным жалобам уже более двух тысяч лет. (Широко известны, например, ламентации греческого историка Гесиода: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»). Конечно, если говорить откровенно, то и меня порой нынешние дети огорчают. Бывают утомительные, невыносимые дни, неудачные уроки. Кажется, что они ничего не понимают, что им не интересно… И если сравнить моих учеников пятнадцатилетней давности – и сегодняшних, то поколения действительно во многом отличаются. Сегодняшние второклассники и третьеклассники быстрее теряют внимание, меньше готовы к восприятию на слух, лучше схватывают зрительную информацию. Зато их мышление мобильно, они легко меняют угол зрения, по-прежнему отзывчивы на увлекательные, творческие задания, глазёнки всё-так же горят – они любят учиться. Мне кажется, им сейчас хорошо подходят задания интерактивные, более подвижные и дающие конкретный результат. Например, совместное сочинение истории, синквейны, короткие проекты, упражнения ТРИЗ...
Соответственно, учителю приходится быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, осваивать технологию за технологией. Если раньше мы говорили только о «педагоге-предметнике» и «педагоге-наставнике», то сейчас мы выделяем учителя-тьютора, сопровождающего ребёнка в процессе самообразования; учителя-фасилитатора, управляющего структурой разных групп; учителя-модератора, побуждающего ученика к рефлексии; медиатора, выступающего посредником в сложном конфликте; и даже социального продюсера, который помогает в профессиональной ориентации и даёт воспитаннику возможность испытать силы в настоящем ремесле или прикладной деятельности. И все эти учительские «роли» может совмещать один человек! Поэтому я думаю, что повышение квалификации становится не просто внешним, административным требованием, а жизненной необходимостью. При этом хорошо бы как можно больше участвовать в тренингах, чтобы на себе пробовать, скажем, метод «Шести шляп мышления» или мозговой штурм. Кроме того, современные когнитивные науки свидетельствуют, что чем чаще совершаешь непривычные, новые действия и чем дольше их практикуешь, тем больше укрепляются новые синапсы – связи между нейронами, тем активнее и «моложе» будет мозг. Так что мне как учителю нужно больше думать о своём развитии и удовольствии для ума: продолжить изучение языка, регулярно пополнять домашнюю библиотеку, записаться на мастер-класс по рисованию.
Я – Учитель. И это значит, что я, как витязь, стою на перепутье трёх дорог. Передо мной – дети и их будущие судьбы, справа и слева – мои коллеги и родители моих учеников. Ещё одна трудность, но и преимущество моей профессии, – постоянное общение. День может начаться тем, что на мне «повиснут» сразу несколько жизнерадостных малышей, а закончиться – серьёзным разговором с мамой неуспевающего ученика. Часто мне трудно подобрать подходящие слова, быть убедительной. Иногда уже после беседы понимаешь, что на самом деле нужно было посоветовать ученику, как убедить коллегу или поддержать родителей. Но, к счастью, бывает и продуктивное общение, и настоящее сотрудничество. Я вижу его результаты в том, как мои ученики спустя годы становятся родителями моих неоперившихся первоклассников. Родителями – и друзьями.
Итак, я – Учитель. Трудно говорить о своей педагогической миссии. Такие высокие слова, как «Миссия», «Предназначение», «Призвание» всегда смущают, потому что выводят за пределы будничной жизни с её ранними подъёмами, утренними пробками, следами мела на руках, пронзительными школьными звонками и короткими переменами. Но если всё же попытаться сформулировать коротко и просто, то миссия педагога, в моём представлении, – научить других, в том числе и самого себя, учиться постоянно, всю жизнь. Получается парадоксальная истина: учитель нужен для того, чтобы ученик научился обходиться без него.
Более художественно это выразил Евгений Евтушенко: «Учитель - это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей».
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А. Гайдар "Тимур и его команда".
Мой взгляд на мир
"Понять другого человека - это значит стать немножечко им".
Мои достижения
1. Почетная грамота Департамента обрзования администрации города Томска за многолетний плодотворный труд, профессиональное мастерство, в деле воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Приказ от 09.10.2015 №171-н
2. Грамота Департамента общего образования Томской области за подготовку команд-победителей региональных дистанционных командных предметных игр MaStEx, занявших первые места, за активное участие в реализации мероприятий Ведомственной целевой программы "Одаренные дети" и личный вклад в развитие образовательной дистанционной сети MaStEx. Томск-2015 г.
3. Грамота Департамента общего образования Томской области за подготовку команд-победителей региональных дистанционных командных предметных игр MaStEx, занявших первые места, за активное участие в реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие системы выявления и поддержкик детей, проявивших выдающиеся способности" и личный вклад в развитие образовательной дистанционной сети MaStEx. Томск-2017 г.
4. Диплом "Учитель цифрового века" за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта. (В период с 1 августа 2017 по 31 июля 2018 г.)
5. Диплом Всероссийского фестивал педагогическго творчества за распространение своего педагогического опыта в рамках номинации "Проектная и творческая деятельность учащихся". Москва, 01.02.2016 г.
6. Диплом финалиста Международного педагогического конкурса за лучшую разработку на основе системно-деятельностного подхода "Школа 2000...", направленного на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного образования и нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Москва, 2016 г.
7. Диплом Международного математического конкурса-игры "Кенгуру" за успешное выступление в конкурсе. Томск 2016 г.
8. Грамота за организацию и проведение конкурса - исследования "Эму - Специалист 2017" Екатеринбург 2017 г.
9. Благодарность учителю за подготовку победителя в V региональной научно-практической конференции "Мир науки глазами детей" Томск 2016 г.
10. Благодарность учителю за подготовку победителя в VI региональной научно-практической конференции "Мир науки глазами детей" Томск 2017 г.
11. Благодарность учителю за подготовку победителя в VII региональной научно-практической конференции "Мир науки глазами детей" Томск 2018 г.
12. Сертификат Фонда Первое сентября участника проекта Педагогическая мастерская "Первое сентября" за использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Москва, 2018 г.
Моё портфолио
"Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением".
(А. Дистервег)
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты