"Урок в личностно - ориентированном подходе"
статья по теме

Ребенок Ольга Ивановна

В статье даются рекомендации к планированию урока,основные особенности личностно - ориентированного урока, алгоритм его проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в личностно-ориентированном обучении

   Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в классе по 25-30  учеников и каждый индивидуален по-своему? Ответ не прост. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.

   Важное место при подготовке урока мы отводим разработке гибкого плана. Он включает в себя:
• определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;
• подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
• планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
• выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).

   Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:
• использование разных форм общения с учетом конкретных целей урока;
• проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.);
• использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге «ученик - учитель», «ученик- класс»;
• предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

    Планирование результативности урока предусматривает: 
• обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности
• анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
• внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.

    Рекомендации к проведению урока:
• использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
• поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
• при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
• при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

    Критерии анализа личностно-ориентированного урока: 
• создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
• сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
• гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных особенностей;
• стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;
• использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
• активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
• анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
• преобладающая форма общения с классом (диалог);
• предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и т.п. ***

     Подчеркнем основные особенности УРОКА:
• конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
• продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
• проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера);
• предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
• поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
• организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
• стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
• стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
• привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
• использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
• применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
• продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

     Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:

Формулировка цели урока.

-Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся.

-Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.

-Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа (пункты 2, 3).

-Разбивка урока на этапы, подчинённые единой цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе.

-Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.

-Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.

-Выбор способа презентации нового материала.

-Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.

-Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся (опережающий анализ вероятностных версий).

-Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.

-Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.

-Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика.

-Проектирование форм рефлексии проведённого урока.

     Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер, и его специфика во многом зависит от особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание «универсального» учебника. Поэтому при подготовке и проведении такого урока значительно возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию (в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы и т. п.), но, тем не менее, должен обязательно включать в себя:

– набор методик, позволяющих провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;
– материал, позволяющий выявить субъектный опыт ученика, связанный с изучаемой на уроке темой. личностный смысл изучаемого. психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
– материал, позволяющий поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации. провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе деятельности, а также с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности; прививать детям навыки совместной работы (в группах, парах); использовать на уроке игровые формы деятельности; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную (или совместную с родителями) творческую деятельность;
– материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым (альтернативным) учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и свои собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
– материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика (процесс и результат) и корректировать её.

     Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети. Как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Урок

 в личностно-ориентированном обучении

Сообщение подготовила

учитель начальных классов:

Ребенок О.И.

Энгельс – 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Личностно-ориентированный урок, в отличие от традиционного, изменяет тип вз...

Личностно - ориентированный подход на уроках рисования

При личностно-ориентированном обучении ведущим становится не просто обучение, т.е. передача знаний, умений, навыков, а становление личности в целом на основе интеграции и дифференциации, индивидуализа...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоя...

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...