Проект программы развития произвольного внимания у младших школьников с ОВЗ
проект (3, 4 класс) на тему
Являясь одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной, внимание составляет важнейшее психологическое условие её успешности. Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других. Развитие познавательной деятельности ребёнка рассматривается специалистами как одна из сторон его общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.
Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Выготский исследовал психологические механизмы произвольного внимания как у нормально развивающихся детей, так и у детей с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 90.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ТЕМА ПРОЕКТА
Проект программы развития произвольного внимания у младших школьников с ОВЗ
Автор проекта:
Галяутдинова Алия Зуфаровна,
педагог- дефектолог МБОУ «Высокогорская СОШ №2»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
2.1 Цель проекта
2.2 Задачи проекта
2.3 Целевая группа проекта
2.4 Объект исследования
2.5 Предмет исследования
3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1 Сроки реализации проекта
3.2 Этапы реализации проекта
3.3 Программа проектных мероприятий
3.4 Ресурсное обеспечение проекта
4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5.1 Прогнозируемыесоциальные эффекты
6. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ГЛОСАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Являясь одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной, внимание составляет важнейшее психологическое условие её успешности. Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других. Развитие познавательной деятельности ребёнка рассматривается специалистами как одна из сторон его общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.
Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Выготский исследовал психологические механизмы произвольного внимания как у нормально развивающихся детей, так и у детей с отклонениями в развитии.
В специальной психологии особенности внимания умственно отсталого школьника рассмотрены в трудах И.В. Беляковой, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн. Изучению внимания посвящены исследования, выполненные И.Л. Баскаковой, С.В. Лиепиня.
В своих исследованиях данные авторы отмечают своеобразие внимания умственно отсталых детей, а также описывают пути и средства коррекции внимания, способных оказать помощь в обучении и воспитании этих детей. Однако воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, ещё более осложняющуюся в случае обучения детей с умственной отсталостью.
В психологии умственно отсталого школьника внимание относится к числу наиболее глубоко разработанных вопросов.
1. Актуальность проекта
Актуальность обусловлена особой важностью для работы педагогов специальных (коррекционных) школ, поскольку внимание включено во все остальные психические процессы, и при отсутствии сформированного внимания крайне затруднена познавательная деятельность. Тщательное изучение и психолого-педагогическая коррекция внимания умственно отсталых детей продуктивна именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта: разработка коррекционно-развивающей программы по развитию произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
2.2 Задачи проекта:
1.Изучить требования СФГОС к организации и проведению коррекционных мероприятий по развитию внимания школьников с нарушением интеллекта.
2.Изучить психолого-педагогическую литературу, а так же методические рекомендации по составлению коррекционных занятий.
3. Выявить особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта у детей МБОУ «Высокогорская СОШ №2»,
4. Подобрать методы исследования развития устойчивости, концентрации, переключаемости и объема внимания у детей с нарушением интеллекта.
5.Составить коррекционно-развивающую программу по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
2.3 Целевая группа проекта: обучающиеся (9-10 лет)
2.4 Объект исследования: внимание как познавательный процесс
2.5 Предмет исследования: разработка программных мероприятий на устойчивость, концентрацию, переключаемость и объем внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
3.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
3.1 Сроки реализации проекта 2016-2017 уч.год
3.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 01.09.2016 по 27.10.2016)
2. Основной (с 01.11.2016 по 01.04. 2017)
3. Заключительный (с 02.05.2017 по 31.05.2017 )
3.3 Программа проектных мероприятий
Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 Подготовительный | |||
Изучение нормативной базы СФГОС | МБОУ «ВСОШ №2», | с 01.09.2016 по 27.10.2016 | Галяутдинова А.З. |
Обсуждение на методическом объединении школы и определение темы проекта | Учителя методического объединения школы | Август 2016г | Администрация |
Прохождение курсов повышения квалификации | ПМЦ ПК и ППРО | ||
Этап 2 Основной | |||
Реализация коррекцитонно- разв.занятий | МБОУ «ВСОШ №2», | с 01.11.2016 по 01.04. 2017 | Галяутдинова А.З. |
Этап 3 Заключительный | |||
Итоговый контроль | МБОУ «ВСОШ №2», | с 02.05.2017 по 31.05.2017 | Галяутдинова А.З. |
3.4 Ресурсное обеспечение проекта
Наименование | Количество | Примечание |
Материально-технические: 1.Использование ноутбука 2. Использование мультимедийного устройства 3.Использование музыкального центра 4. Использование атрибутов на занятиях | 1 1 1 | |
Научно-методические: 1. Изучение и анализ методической литературы 2.Журнал «Начальная школа» | ||
Информационные:
http://www fipi.ru http://www eor.edu.ru/ | 1 |
4. Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
МО РТ | МО РТ | 70 т.р. |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
Я предполагаю, что выявленные нарушения произвольного внимания будут успешно преодолеваться в случае использования представленной коррекционно-развивающей программы.
5.1 Прогнозируемые социальные эффекты
1 | 2 |
Стейкхолдеры | Социальные эффекты |
Обучающиеся | Улучшение внимания, развитие познавательной деятельности, мотивированность к учебе, желание работать в коллективе. |
Родители | Удовлетворенность качеством предоставляемой образовательной услуги, обеспечением внеурочной занятостью обучающихся. |
Педагогический коллектив | Обмен опытом работы с отстающими детьми. Повышение профессиональной компетенции. Партнерство с родителями |
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Отсутствие возможности у родителей приводить детей на внеурочные занятия | Повышение мотивации через совместную игровую деятельность |
Организационные | Подготовка места для проведения занятий | Администрации школы. |
Финансовые | Приобретение канцтоваров, обогащение материально-технической базы | Администрация школы, завхоз, учитель. |
Заключение
Внимание, будучи основой любых интеллектуальных действий, является одной из основных предпосылок познавательной деятельности. Недостаточное развитие внимания учащихся младших классов с умственной отсталостью затрудняет процесс обучения и выдвигает на первый план задачу развития и коррекции произвольного внимания учащихся школ с нарушением интеллекта.
При подготовке данной программы нами был изучен и проанализирован психолого-педагогический и научно-исследовательский материал. Проблема развития произвольного внимания в научной и методической литературе представляется достаточно разработанной, однако при этом не утрачена актуальность поиска и совершенствования методов и приемов развития произвольного внимания у детей с умственной отсталостью.
Целью нашего исследования являлось обоснование возможностей коррекции и развития произвольного внимания умственно отсталых учащихся, а также разработка коррекционной развивающей программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Как показал анализ исследований, при умственной отсталости нарушены все свойства произвольного внимания. Умственно отсталым младшим школьникам свойственны ограниченность объема, слабая концентрация внимания, отвлекаемость, пониженная способность к переключению и распределению внимания.
Разработанная коррекционно-развивающая программа ориентирована на групповую форму работы и содержит большое количество новых игр, которые способны поддерживать интерес к занятиям, и способствуют развитию устойчивости, концентрации, объема и переключаемости внимания.
Считаем задачи проектной работы выполненными, ожидаемый результат потвержден в ходе теоретического и экспериментального исследования.
Практическую значимость нашей работы мы видим в том, что нами выявлены некоторые особенности внимания умственно отсталых учащихся 9- 10 летнего возраста, что подтвердило необходимость планирования коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися младших классов, а также послужило основой для разработки коррекционной развивающей программы, которая может быть использована в коррекционной работе.
Литература
1. Выготский Л.С. «Мышление и речь»/ Л.С. Выготский - М.-2012 . 352 с.
2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ Л.С. Выготский - М.-2014 512 с.
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школы. / С.Д.Забрамная, О.В. Боровик - М.-2016. 102 с.
4.Забрамная С.Д. , Исаева Т.Н. «Знаете ли вы нас?» Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью./ С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева - М.-2012 . 87 с.
5. Стребелева Е. А., Мишина Г.А. «Психолого –педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возрста» Учебное пособие / Е. А.Стребелева, Г.А. Мишина - М.-2016 . 200 с.
6. Ямбург Е.А. Забрамная С.Д. « Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации» / Е.А. Ямбург, С.Д. Забрамная - М- 2013. 256 с.
Дополнительная литература
1. Ануфриева А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, - М., -2001
2. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии, – 2000 - №5 – с.127-131
3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания: Учебник, – 3-е изд., исправ. / Ю. Б. Дормашев, В. Я. – М.:Флинта, - 2002 – 376 с.
4. Ермолаев О. Ю. Внимание школьника. /О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Г. А. Мешкова, – Знание, - 1987 – 80 с.
5. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная, – М.: Педагогика, - 1990. – 56 с.
6.Зейгарник Б. В. Очерки психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, -М.: Изд-во Московского университета, -1980. – 157 с.
7. Ильясов И. И. Структура процесса учения, -М., -1986
8.Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии): Учеб. пособие / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, -1999, - 72 с.
9. Краткий психологический словарь, / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, – М.: Политиздат, -1986, – 431 с.
10. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко. – М.: Академия, - 2000, – 232 с.
11. Лиепиня С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ, Клиническое - педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / С. В. Лиепиня, – М.: -1976, – 67-81с.
12. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия, – М.: Изд-во МГУ, -1975, – 105с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология, – Питер, -2003 – 592 с.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для суд. Вузов / В. С. Мухина, – М.: Академия, -2003, – 456 с.
15.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Пузанова Б.П. - М.: Академия, -2001, - 272 с.
16. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под. ред. В. В. Воронковой, – М.: Школа – пресс, -2004,- 159 с.
17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ Сфера, 2001, – 240 с.
18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой, – М.: Академия, -2003, - 480 с.
19. Певзнер М. С. Психологическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, - М.: Педагогика, -1982, – 104 с.
20. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова, - М.: Академия, -2002, - 160 с.
21. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / под ред. В. Д. Шадрикова, – М.: Просвещение, -1984, – 176 с.
22.Психология детства: Учебник. / под ред. член-корр. РАО А.А. Реана. - СПб: прайм- ЕВРОЗНАК, -2003, - 368 с.
23. Психология / под ред. Ковалева А. Г. . Степанова А. А., Шабалина С. Н. – П., - М.: - 1966, – 445 с.
24. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: 1987
25. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студ. пед. ин-ов по спец. №2111 «дефектология», – 3-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, -1986
26. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психологические упражнения и коррекционные программы, – М.: -1993
27. Скороходова Н. Ю. Психология ведения урока, - СПб, - 2002
28. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие, - М., -1997
29.СтепановВ. Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., Стереотип. / В. Г. Степанов, – М.: Академия, -1998, – 176 с.
30. Ульенкова У. В. Особенности и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева. // Дефектология, – 2003, - №2, – 18-25 с.
31. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. Ред. Е. Д. Хомская, – М.: Российское психологическое юбщество, -1999, – 523 с.
http://www fipi.ru
http://www eor.edu.ru/
knowledge. allbest.ru.
Глоссарий
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Коррекция — [< лат. correctus выправленный] исправление, совершенствование чего либо.
Концентрация внимания - удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.
Объем внимания — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Переключаемость внимания— сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации
Произвольное внимание — сознательный процесс, направленный на сосредоточение на каком-либо объекте, даже при отсутствии личного интереса, но необходимый в силу каких-либо причин
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения»
СФГОС – Специальные Федеральные государственные образовательные стандарты
Устойчивость внимания-это продолжительность времени, в течение которого испытуемый способен концентрироваться на определенном объекте или теме.
У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА РАЗВИТИЯ.
Достаточно сформированное внимание является залогом успешного обучения школьников с нарушением интеллекта – такого мнение специалистов; это мнение разделяем и мы.
Среди наиболее значимых, с нашей токи зрения, психологопедагогических особенностей внимания – это устойчивость, концентрации, переключаемость и объем.
Цель исследования:
- выявление детей с нарушением внимания;
- разработка коррекционной работы.
Этапы исследования:
1. Выбор диагностического материала.
2. Проведение исследования внимания у детей с нарушением интеллекта.
3. Выделение группы детей, нуждающихся в коррекционной работе.
4. Разработка программы.
Базой для исследования послужили коррекционные классы МБОУ «ВСОШ №2»,
В качестве обследуемых были привлечены 8 учащихся 3-го класса, возрасте 9-10 лет.
Список участников обследования:
1. Станислав Д. 9 лет F70
2. Роман К. 10 лет F70
3. Дмитрий П. 9 лет F70
4. Тимур С. 9 лет F70
5. Дмитрий Б. 10 лет F70
6. Сергей И. 10 лет F70
7. Резеда М. 9 лет F70
8. Павел П. 9 лет F70
Все обследуемые имеют диагноз - легкую умственную отсталость. Экспериментальное исследование проводилось с октября 2016 года. Оно проводилось во внеурочное время, задания предлагались последовательно с соблюдением педагогических и психологических требований по отношению к умственно отсталым учащимся данной возрастной группы. Работа по диагностическим методикам проводилась в индивидуальной форме под руководством учителя начальных классов Галяутдиновой Алии Зуфаровны. В процессе изучения особенностей внимания учащихся использовались следующие экспериментальные методики:
- методика «Корректурная проба Бурдона» (вариант геометрических фигур) (Приложение 1.1);
- методика «Рисование треугольников» knowledge.allbest.ru (Приложение 1.2);
- методика «Таблица Шульте» (числовой вариант) (Приложение 1.3);
- методика « Объем внимания при восприятии простейших предметов» (Т. А. Кидряшкина «Методы исследования внимания») (Приложение 1.4).
Чтобы успешно осуществлять развитие и коррекцию свойств внимания, прежде всего, необходимо изучение индивидуальных особенностей внимания умственно отсталых младших школьников.
Кроме выявления индивидуальных особенностей внимания при помощи методик, разработанных и апробированных специалистами, наша работа включала в себя беседы с психологом школы, наблюдения за проявлениями свойств внимания у обследуемых в обычной жизни и на учебных занятиях, индивидуальные беседы с обследуемыми. Полученные нами данные нельзя признать достаточными для глобальных обобщений об индивидуальных особенностях внимания умственно отсталых младших школьников; учитывая это, мы не обобщаем, а лишь излагаем выводы по конкретному проведенному эксперименту.
После выполнения заданий был произведен анализ результатов. Результаты, полученные в ходе эксперимента, занесены в таблицы.
Методика «Корректурная проба Бурдона» (Приложение 1.1).
Цель: выявление особенностей концентрации внимания.
Стимульный материал: квадрат 10x14 клеток. В этих 140 клетках помещены в произвольном порядке различные фигуры: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
Рисунок - Матрица с фигурками
При определении концентрации внимания испытуемый должен ставить па заданной испытателем фигуре крестик.
Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».
Оценка результатов производится по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку.
Критерии оценки результатов:
-10 баллов - высокий уровень концентрации ;
-5-8 баллов - достаточный (средний) уровень концентрации внимания;
Менее 5 баллов - низкий уровень концентрации и распределения внимания.
При оценке результатов обращается внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание, полностью ли справился испытуемый с заданием. Время выполнения задания - 5 мин.
Распределение уровней концентрации внимания в группе участников эксперимента иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1
Результаты исследования показателей концентрации внимании по методике «Корректурная проба Бурдона».
Ф.И. | Уровни концентрации внимания | |||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Станислав Д. | 7 | ||
2 | Роман К. | 3 | ||
3 | Дмитрий П. | 2 | ||
4 | Тимур С. | 4 | ||
5 | Дмитрий Б. | 7 | ||
6 | Сергей И. | 6 | ||
7 | Резеда М. | 4 | ||
8 | Павел П. | 3 |
В группе детей, принимавших участие в эксперименте, превалирует низкий уровень концентрации внимания. Наблюдения за процессом выполнения задания дают дополнительные сведения о состоянии концентрации внимания обследуемых.
Качественный анализ результатов полученных данных и наблюдения за выполнением задания участниками эксперимента дает основание считать, что слабая концентрация внимания обследуемых вызывается следующими основными причинами: отвлекаемостью, «застреваемостью» и колебаниями внимания. Необходимо отметить, что выявленные недостатки концентрации внимания обнаружили зависимость от особенностей протекания психических процессов.
Роман К. и Павлов П. - дети пассивные, «заторможенные» - не сразу восприняли инструкцию, обследователю пришлось повторять и разъяснять ее. Просмотрев строку, Роман К. и Павлов П. переходили к следующей только при стимулирующей помощи обследователя, при этом Роман К. отвлекался от выполнения задания, смотрел в сторону, в окно, а Павел П. «застревал» на уже просмотренной строчке.
Возбудимые обследуемые проявили большую склонность к отвлекаемости, нежели к «застреваемости» внимания. При выполнении задания внимание Тимура С. и Резеды М. было недостаточно сконцентрировано на выполнении задания из-за торопливости и «перескакивания» со строчки на строчку. К тому же, бегло просмотрев задание, Тимур С. быстро потерял интерес к заданию, на предложение обследователя просмотреть еще раз пропущенные строки не реагировал или реагировал негативно (отказывался). Как и обследуемые с преобладанием процесса «заторможенности» у возбужденных детей обнаружен низкий уровень концентрации внимания.
Участники эксперимента, показавшие средний (достаточный) уровень концентрации внимания, - в основном, дети с уравновешенными состояниями основных нервных процессов, их недостаточная сконцентрированность на задании, по нашему мнению, обусловлена колебаниями внимания, которое присуще всем умственно отсталым детям.
Причинами слабой концентрации внимания, по нашему мнению, также был слабый интерес к выполнению задания, что можно объяснить нежеланием предпринимать волевые усилия для требующейся мыслительной деятельности, и неуверенностью в себе, являющейся результатом заниженной самооценки.
Методика «Рисование треугольников» (Приложение 1.2)
Цель: Выявление индивидуальных особенностей переключаемости внимания учащихся 3-х классов с нарушением интеллекта.
Обследуемому дается листок бумаги для выполнения задания, затем следует инструкция:
Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить.
Первое задание - нарисовать 3 строки треугольников уголком вверх. Обследуемому на отдельном листке показывается образец (/\ /\ /\ /\), после ознакомления с ним образец убирается.
После выполнения испытуемыми первой части задания обследователь предлагает через 2-3 строчки рисунка продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Обследуемому так же, как при выполнении первого задания, предъявляется образец (\/ \/ \/ \/), убирающийся после ознакомления с ним.
Критерии оценки результатов:
Отсутствие нарушений переключаемости внимания: правильное выполнение задания - 5 баллов.
Негрубо выраженные нарушения переключаемости внимания в виде ошибок при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильное выполнение задания - 4 балла.
Слабая степень нарушения переключаемости внимания: единичные случаи «застревания» на предыдущем действии, ошибки, исправляемые по ходу выполнения задания - 3 балла.
Отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания: отдельные ошибки при выполнении 1-го задания, ошибочное выполнение 2-го задания, кроме первых трех треугольников - 2 балла.
Сильная степень нарушения переключаемости внимания: ошибки при выполнении 1-го и 2-го задания, отказ от выполнения 2 задания - 1 балл.
Результаты исследования особенностей переключаемости внимания иллюстрирует таблица 2.
Таблица 2.
Результаты исследования переключаемости внимания по методике «Рисование треугольников»
Ф. И. | Степень нарушения переключаемости внимания | ||||
Отсутсв. | негрубо выражен | слабая степень | выражен. | Сильная степень | |
1.Станислав Д. | 3 | ||||
2.Роман К. | 2 | ||||
3.Дмитрий П. | 1балл | ||||
4.Тимур С. | 2 | ||||
5.Дмитрий Б | 4 | ||||
6 Сергей И. | 4 | ||||
7.Резеда М. | 3 | ||||
8 Павел П. | 2 |
Результаты исследования переключаемости внимания показали, что ни одному из участников эксперимента не удалось полностью справиться с заданием, т. е. полной сформированностью переключения внимания ни один обследуемый не обладает: нарушения переключаемости внимания имеются у всех обследованных учащихся.
Негрубо выраженная степень переключаемости выявлена у 2 обследуемых;
слабая степень нарушения переключаемости внимания выявлена у 2 обследуемых;
отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания выявлены у 3 обследуемых;
сильная степень нарушения переключаемости внимания обнаружена у 1 участника эксперимента.
Наибольшие затруднения при переходе с выполнения первого задания на второе испытывали Роман К. и Павел П. - у обоих процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, именно их «заторможенность» - основная причина неудовлетворительной переключаемости внимания, и именно они показали низкие результаты. Повышенная «тормозимость» является, на наш взгляд, причиной большого количества ошибок при выполнении задания Дмитрия П., у которого выявлена сильная степень нарушения переключаемости внимания. Повышенная возбудимость также оказывает негативное воздействие на переключение внимания: Тимура С. (отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания); Стас Д., Резеда С. (слабая степень нарушения переключаемости внимания); при отвлечении от выполнения задания эти учащиеся «соскальзывали» на исполнение инструкции к первому заданию и рисовали треугольники уголком вверх.
Наименьшее количество нарушений переключаемости внимания наблюдается у участников эксперимента с уравновешенными состояниями основных нервных процессов.
Методика «Таблица Шульте» (числовой вариант) (Приложение 1.3)
Цель: диагностика устойчивости внимания.
Стимульный материал: квадрат 5x5 клеток. В этих 25 клетках помещены в произвольном порядке числа от 1 до 25
1 | 13 | 11 | 14 | 2 |
23 | 15 | 3 | 18 | 20 |
12 | 4 | 19 | 5 | 24 |
6 | 17 | 21 | 7 | 16 |
10 | 22 | 8 | 25 | 9 |
Инструкция: Будь очень внимателен! Тебе нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух.
Процедура проведения исследования: участник обследования усаживается за отдельный стол, где находятся необходимые для работы предметы: бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем обследуемому объясняется задание, выясняется, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечается включением секундомера.
Высокий уровень устойчивости внимания - на выполнение задания затрачено менее 1 мин.
Средний уровень устойчивости внимания - на выполнение задания затрачено от 1 до 2-х мин.
Низкий уровень устойчивости внимания - на выполнение задания затрачено более 2-х мин.
Считая задания данной методики достаточно сложными для учащихся с умственной отсталостью, мы использовали только прямой счет чисел таблицы.
Результаты исследования устойчивости внимания представлены в таблице 3.
Таблица3 Результаты исследования устойчивости внимания по методике «Таблица Шульте»
Ф. И. | Уровни устойчивости внимания | ||
высокий | средний | низкий | |
1. Станислав Д. | 1мин. 50сек. | ||
2. Роман К. | 2мин. 54сек. | ||
3. Дмитрий П. | 3мин. 25сек. | ||
4. Тимур С. | 3мин. | ||
5. Дмитрий Б. | 1мин. 42сек. | ||
6. Сергей И. | 1мин. 30сек. | ||
7. Резеда М. | 2мин. | ||
8. Павел П. | 2мин. 20сек. |
Из данных таблицы мы видим, что преобладающим у участников обследования является низкий уровень устойчивости внимания, в ходе выполнения задания он выявлен у 5 обследуемых, средний уровень устойчивости внимания обнаружен у 3 участников эксперимента, высокий уровень устойчивости внимания не проявил ни один из участников.
Анализируя результаты выполнения задания, мы приходим к выводу, что уже на начальном этапе выполнения задания, обследуемые долго не могли сосредоточиться на задании - и это замедляло темп его выполнения. Обследователь несколько раз напоминал о том, что задание нужно выполнять быстрее.
Большинство обследуемых, при выполнении задания часто отвлекались, забывали числа, которые называли. Это наблюдалось у Романа К., Тимура С., Дмитрия П. и Павла П. работали очень медленно, постоянно отвлекались, задание до конца не выполнили.
Необходимо отметить, что, по нашему мнению, слабая устойчивость внимания в равной мере присуща как учащимся с преобладанием процессов торможения над возбуждением, так и возбудимым детям. Большую устойчивость внимания обнаружили умственно отсталые учащиеся с уравновешенными состояниями основных нервных процессов.
Методика « Объем внимания при восприятии простейших предметов» (Приложение 1.4)
Цель: изучение объема внимания
Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4 с изображением от 2 до 9 овальчиков.
Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.
Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее задание: я буду показывать вам по два раза таблицы, на которых изображены овальчики. Разные таблицы содержат разное количество овалов. Ваша задача – запомнить, как расположены на данной таблице овалы и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро».
Обработка полученных данных:
Объемом внимания считается максимальное количество овалов, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочное самое большое количество овалов). Результаты оцениваются в баллах следующим образом:
-10 баллов и выше – объем внимания равный 7 единицам и выше (очень высокий результат);
- 8-9 баллов – объем внимания 4-6 единиц (высокий результат);
- 4-7 баллов – объем внимания 2-3 единицы (ниже нормы);
- 0-3 балла – меньше2 единиц (низкий результат).
Результаты исследования объема внимания представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования объема внимания по методике «Объем внимания при восприятии простейших предметов»
Ф. И. | Уровни объема внимания | ||
высокий | средний | низкий | |
1. Станислав Д. | 4 б. | ||
2. Роман К. | 3 б. | ||
3. Дмитрий П. | 1 б. | ||
4. Тимур С. | 2 б. | ||
5. Дмитрий Б. | 5 б | ||
6. Сергей И. | 5 б. | ||
7. Резеда М. | 4 б. | ||
8. Павел П. | 2 б. |
Из таблицы видно, что объем внимания у детей с нарушением интеллекта находится на низком уровне. На среднем уровне задание выполнили 3 ученика. Они старались справиться с заданием самостоятельно, и был заметен их интерес к этой работе. Остальные учащиеся показали низкий уровень. Задание было практически не выполнено. Ребята работали небрежно, часто исправляли и просили показать образец еще раз.
Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта очень низок.
При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания умственно отсталых учащихся 3-го класса мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников с умственной отсталостью. Полученные при проведении исследования результаты позволили нам сделать вывод о том, что все качества внимания у детей с нарушением интеллекта развиты в недостаточной степени, о чем свидетельствует таблица 5.
Таблица 5
Показатели уровня развития свойств внимания у учащихся коррекционного класса.
Ф. И. | ||||
Концентрация | Переключ. | Устойчив. | Объем | |
1. Станислав Д. | с | с | с | с |
2. Роман К. | н | н | н | н |
3. Дмитрий П. | н | н | н | н |
4. Тимур С. | н | н | н | н |
5. Дмитрий Б. | с | с | с | с |
6. Сергей И. | с | с | с | с |
7. Резеда М. | н | с | н | с |
8. Павел П. | н | н | н | н |
Данные нашего исследования выявили группу детей, которым необходима работа по развитию таких свойств внимания, как концентрация, устойчивость, переключаемость, объем и определили направление коррекционной работы.
Список детей, нуждающихся в коррекционной работе.
1. Роман К.
2. Дмитрий П.
3. Тимур С.
4. Резеда М.
5. Павел П.
Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания учащихся с умственной отсталостью, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса и неуверенность в своих силах.
Особенности качеств внимания обнаруживают зависимость от особенностей динамики нервных процессов. Более развиты все качества внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с уравновешенными состояниями нервных процессов, наименее они развиты у учащихся с преобладанием торможения над возбуждением.
При этом отчетливо просматривается следующая закономерность: детям с преобладанием процессов торможения над возбуждением более свойственен такой недостаток внимания, как «застреваемость», а дети с преобладанием возбуждения над торможением более склонны к отвлекаемости. Колебания внимания присущи в равной степени всем младшим школьникам с умственной отсталостью.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило наличие у умственно отсталых учащихся особенностей произвольного внимания. Наиболее ярко это проявляется в сфере концентрации и устойчивости внимания: у учащихся с преобладанием процессов возбуждения наблюдается крайняя неустойчивость внимания, неумение сосредоточить внимание на выполняемом учебном задании. Учащиеся с преобладанием процессов торможения пассивны, инертны, с трудом концентрируют внимание на выполняемых заданиях, в то же время они испытывают значительные трудности переключения внимания.
Приложение 2
РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности. Различные учебные задания содержат много новой информации, а процесс их выполнения требует длительного сосредоточения. К сожалению, по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Цель: коррекция внимания у детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
- коррекция концентрации внимания;
- коррекция устойчивости внимания;
- коррекция переключаемости внимания;
- коррекция объема внимания.
Условия проведения
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Программа включает в себя 10 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Время проведения – 20 - 30 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей с умственной отсталостью такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления. В программе предусмотрено большое количество новых игр, которые способны поддерживать интерес к занятию, поэтому для их усвоения проводить эти игры или в структуре урока, или в процессе внеурочной деятельности.
Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, увеличению объема внимания. В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должна быть включена вся группа .
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Занятие 1
Цель: создание атмосферы группового доверия, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, объема внимания.
1. Приветствие
Педагог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.
“Давайте познакомимся”
Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо).
2. Разминка. Игра «Волшебный клубок». Дети сидят в кругу.
Педагог: «У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться». Для примера педагог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к педагогу, он говорит: «Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
3.Основная часть
Упражнение «Минутка»
Цель: развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы.
Педагог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку». Педагог с помощью секундомера измеряет реальное время.
Упражнение «Живая картинка».
Цель: развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».
Педагог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.
Упражнение «Слова – невидимки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Педагог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Педагог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.
Упражнение «Счёт по командам».
Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта.
Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, педагог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно -
Расслабление приятно!
Педагог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
Предлагает участникам ритуал прощания.
Все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Занятие 2
Цель: развитие концентрации, объёма и распределения внимания.
1. Ритуал приветствия. (см. занятие1)
2. Разминка. Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч».
Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».
3. Основная часть
Упражнение «Кто внимательнее?»
Цель: развитие концентрации, объёма внимания.
Педагог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд. По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.
Упражнение “Чего не хватает?”
Цель : усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.
Упражнение «Переструктурирование слова».
Цель: развитие распределение внимания и ковергентного мышления.
Педагог: «Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове». Слово: ПЕРЕЛЕСОК
Игра “Зоопарк”
Цель : увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.(см. занятие 1.)
Занятие 3
Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключения внимания.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка». ( см. занятие 1.)
Игра «Небо – земля – вода».
Цель: развитие объёма, распределения и переключения внимания.
Педагог: «Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «вода». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных».
Упражнение «Примеры и текст».
Цель: развитие концентрации, распределение и переключение внимания .
Педагог предлагает участникам в течение 5 минут решить 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.
Занятие 4
Цель: развитие объёма, концентрации, устойчивости внимания
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч». (см. занятие 2)
3. Основная часть
Упражнение «Слова – признаки».
Цель: развитие концентрации внимания и смысловой памяти .
Педагог предлагает участникам внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.
Слова: 1) холод; 2) вода; 3) дым; 4) трава; 5) окно; 6) стол; 7) снег; 8) луна; 9) день; 10) крик.
По словам – признакам участники воспроизводят предложенные педагогом слова.
Игра «Муха».
Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха».
Педагог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.
Упражнение “Три изменения”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли. Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Упражнение “ Будь внимателен!”
Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.
Занятие 5
Цель: развитие концентрации, устойчивости, переключение и объёма внимания.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Игра «Узнай по голосу».
Водящий поворачивается спиной к группе участников. Педагог: «…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!» Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.
3. Основная часть
Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации «Человечек».
Педагог диктует участникам графический диктант.
Игра «Глухой телефон»
Цель: развитие концентрации и переключение внимания.
Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.
Упражнение «Шесть квадратов».
Цель: развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Шесть квадратов».
В 6 квадратах изображены точки. Педагог предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках. Педагог предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.
Упражнение «Преобразование слова».
Цель: развитие устойчивости внимания и зрительной памяти .
Педагог предлагает участникам преобразовать слово ТОЧКА путём замены первого согласного. Детям следует произвести не менее 5 изменений. Записать слова в тетради и запомнить, а взрослым предлагается тренинг по продажам для развития устойчивости внимания. Время на запоминание – 20 секунд. В конце занятия психолог просит участников воспроизвести эти слова.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.
Занятие 6
Цель: развитие устойчивости, концетрации внимания, логического мышления.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Игра «Колечко».
Выбирают водящего, ему дают «колечко» - любой маленький предмет. Участники становятся полукругом, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит всех участников, вкладывая свои ладони в ладони каждого из них. При этом он незаметно оставляет «колечко» в ладонях какого-либо из участников. Пройдя всех, водящий говорит: «Колечко, колечко, выходи на крылечко». Задача обладателя «колечка» - выбежать вперёд, задача всех остальных участников – постараться предугадать и не выпустить участника с «колечком» из ряда.
3.Основная часть
Игра «Бегемот».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания
Педагог называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это слово педагог может произнести в любой момент.
Упражнение «Думаем глазами».
Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления
Педагог предлагает участникам внимательно посмотреть на ряд фигур и продолжить его справа и слева.
Психогимнастическое упражнение.
Педагог:
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.
Игра “Пишущая машинка”
Цель :тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.
Занятие 7
Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключения внимания.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Игра “Дракон, кусающий свой хвост” (см. занятие 3)
3. Основная часть.
Игра «Голова, пол, потолок».
Цель: развитие концентрации внимания
Педагог: «Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны».
Упражнение «6 пар».
Цель: развитие объёма внимания, смысловой памяти
Педагог зачитывает участникам 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его. Следует сделать разбор примера, полезные советы даёте участникам упражнения. Например: час – минута – время (третье подобранное слово).
Слова:
1) яйцо – курица –
2) лес – дерево –
3) дом – город –
4) река – озеро –
5) шуба – холод –
6) птица – полёт –
Затем, по третьему записанному слову, участники воспроизводят пары слов, предложенных педагогом.
Психогимнастическое упражнение.
Педагог:
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.
Игра «Небо – земля – вода».(см. занятие 3)
Цель: развитие объёма, распределения и переключения внимания.
Упражнение на развитие устойчивости внимания «Реши анаграммы».
Педагог предлагает участникам решить анаграммы: ЕУЗНКЦ ООСВЛ АИЦПТ
4. Итоговая часть. Рефлексия занятия «Поза покоя». Ритуал прощания.
Занятие 8 «Подведем итоги»
Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработанное.
Занятие 9 -10 Контрольное исследование по развитию внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития
ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...
Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс
Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника"....
Развитие произвольного внимания у младших школьников
Презентация, в которой представлен материал о том, что такое внимание и упражнения, направленные на его развитие...
Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»
Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Внимание – это сосредоченность, направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального.Основное условие успешного обучения ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ...
Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с вн...
Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...