Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему
Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_3_kl_rod_sobr.docx | 55.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
3 класс
1. Наблюдения за учебной и внеклассной деятельностью (на уроке, на перемене, в группе продленного дня) показали, что существует проблема нестабильности произвольного внимания С поступлением в школу у детей расширился круг общения, дети имеют больше возможности развивать свои познавательные интересы, но слабая концентрация внимания не позволяет некоторым детям быть успешными в учебе. Наблюдения проводились в форме бесед, конкурса рисунков «Что изменилось?», консультации с педагогом. На этом этапе выявлено, что в классе существуют дети с различными уровнями произвольного внимания.
Учащиеся допускают ошибки, не могут запомнить порядок предметов, изменения, произошедшие в задании .Необходимо провести более глубокое исследование учащихся для понимания проблемы и уровня развития внимания. у каждого ребенка.
Гипотеза:
1). Недостаточное знание психологии ребенка и отсутствие знаний по проблеме развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста тормозит успешное усвоение знаний .
2). Недостаточное развитие произвольного внимания– показатель слабого развития волевого типа деятельности.
2. Подтверждение.
Для изучения проблемы проведены следующие исследования:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В период младшего школьного возраста происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, к 7-8 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом для ребят становится высокая утомляемость. В качестве основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действия. Внимание играет ведущую роль в развитии познавательных интересов, именно от него зависит положительная мотивация учения ребенка младшего школьного возраста. Дети только начинают более широко познавать окружающий мир и не всегда могут запомнить, казалось бы важные объекты и предметы. В связи с этим определением выдвигается гипотеза: у ребенка младшего школьного возраста (особенно 7-8 лет) недостаточно развито произвольное внимание, т.к. они не владеют в достаточной мере волевым типом деятельности.
Для наблюдения и доказательства этой гипотезы проведем следующие диагностические исследования.
Методика № 1. «Объем внимания»
Цель: Определить объем внимания у школьника.
Материал: Плакат, где записаны 10 неодинаковых букв (например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б).
Ход эксперимента: Учащимся демонстрируется плакат в течение 1-2 секунд и предлагается запомнить буквы в любом порядке. После окончания демонстрации – буквы записать.
Обработка результатов: Подсчитывается, какое количество букв запомнил ученик. Это и будет объем его внимания.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Объем внимания | Количество букв | Возраст ребенка, лет |
Апанасенко Дмитрий | А, Б, Ж, К,Т | 5 букв | 8 | |
Атаева Лидия | А, Б, Ж,Р | 4 буквы | 9 | |
Байда Пахом | В, Г, Т, Ю, А, К, Ж | 7 букв | 8 | |
Васильева Валерия | А, Б, Ж, Г, Т, Р | 6 букв | 8 | |
Волкова Екатерина | А, В, Ж, Г, Т,Р,П | 7 букв | 8 | |
Джахангиров Мансур | А, В, Ж, Р, | 4буквы | 8 | |
Дмитриев Юрий | А, В,Г | 3 буквы | 8 | |
Журавлев Тихон | А, Б, Т,Ж | 4 буквы | 8 | |
Иванова Виктория | А, В, Ж,Р,Г | 5 буквы | 8 | |
Иванов Виталий | А, Б, Т, В, Г | 5 букв | 9 | |
Ихрават Фаик | А, В, Ж, | 3букв | 9 | |
Клименченко Кристина | А, Б, Т, В, Ж | 5 букв | 9 | |
Колбенев Дмитрий | А, В, Р, Ж, Б, К, Ю, П | 8 букв | 9 | |
Кожина Анна | А, Б, Г, Т,П | 5букв | 9 | |
Кязимов Атеш | А, Б, Г, Т | 4 буквы | 8 | |
Литвинов Константин | А, Б, Г, Т, Ж,Р | 6 букв | 8 | |
Лозовская София | А, Б, Ж, П, Т | 5 букв | 8 | |
Матвеева Ксения | А, Б, Ж, Ю | 4 буквы | 9 | |
Охремчук Михаил | А, В, Ж, Б | 4буквы | 9 | |
Проничкин Никита | А, В, Ж, Г, Б | 5 букв | 9 | |
Протасевич Ольга | А, В, Ж, Г, Т, Р, Ю | 7 букв | 8 | |
Румянцев Александр | А, В, Ж, Б | 4 буквы | 9 | |
Сенин Даниила | А, Т, Г,П | 4буквы | 8 | |
Сысоева Юлиана | А,В | 2 буквы | 8 | |
Хрисанту Анастасия | А, Т, Б, Ж, Ю | 5 букв | 8 | |
Чубаров Вячеслав | А, Т, Б, Ж,Ю | 5 букв | 9 |
Данная методика помогает определить объем внимания у младшего Для эксперимента были взяты ученики 3 класса (26человек), из них 15мальчиков и 11девочек, возраст детей –8-9 лет. . Учитывая возраст детей мы видим колебание в объеме внимания школьника у детей от 2 до 8 букв.
Мальчики:
3 буквы – 2 чел.
4 буквы – 6чел.
5 букв – 4 чел.
6 букв – 1 чел.
7 букв – 1чел.
8букв-1 чел.
Девочки:
2 буквы – 1 чел.
3 буквы – 0 чел.
4 буквы – 2 чел.
5 букв – 5 чел.
6 букв – 1 чел.
7 букв – 2 чел.
8 букв – 0 чел.
Исследования показывают, что основной объем внимания ориентирован на запоминание 5-6 букв.
Высокие показатели объема внимания у мальчиков – 7 букв – 1человек,8 букв-1человек, у девочек – 7 букв – 2человек.
Низкие показатели у мальчиков 3 буквы – 2 чел., 4буквы – 6человек.
Из данных наблюдений можно сделать вывод о недостаточном развитии произвольного внимания у 30% учащихся.
В пределах нормы объем внимания у 57% детей.
Методика № 2. «Корректурная проба»
Цель методики:
- Диагностика уровня концентрации внимания (по количеству ошибок);
- Диагностика степени произвольной регуляции поведения (уменьшение количества ошибок после того, как появляются четкие критерии окончания работы);
- Диагностика уровня волевой готовности (принятие инструкции и форма, в которой она принимается – внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция);
- Диагностика степени утомляемости, астеничности детей.
Стимульный материал: Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, круги и т.д.), а также образец, который поможет ребенку ориентироваться в задании, фактически схема инструкции:
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычеркнуть некоторые из них по определенному правилу. Запомни это правило. Круг ты вычеркиваешь косой линией справа налево, квадрат – слева направо, а треугольник перечеркиваешь крест накрест. Повторяю. Ты запомнил, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать».
Если ребенок плохо понял инструкцию, то кладется схема-образец. В случае затруднения ребенок может ею пользоваться. Через каждую минуту психолог говорит ребенку: «Проведи черту!».
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Количество времени работы без ошибок, мин. | Количество ошибок при выполнении задания в минуту | Вывод о концентрации внимания | Работа с инструкцией после четких критериев окончания работы | Диагностика степени произвольной регуляции |
1. | Апанасенко Дмитрий | 10 | 2 | В пределах нормы | Работал в том же ритме | Словесная инструкция |
2. | Атаева Лидия | 4 | 5 | Низкая | Работала в том же режиме | Внешняя схема |
3. | Байда Пахом | 15 | 1 | Норма | Работал в том же режиме | Словесная инструкция |
4. | Васильева Валерия | 10 | 2 | Норма | Уменьшение количества ошибок | Внешняя схема |
5. | Волкова Екатерина | 11 | 3 | Норма | Уменьшение количества ошибок | Словесная инструкция |
6. | Джахангиров Мансур | 6 | 4 | Ниже нормы | Работал в том же ритме | Внешняя схема |
7. | Дмитриев Юрий | 9 | 3 | В пределах нормы | Уменьшение количества ошибок | Внешняя схема |
8. | Журавлев Тихон | 2 | 4 | Ниже нормы | Работал в том же ритме | Внешняя схема |
9. | Иванова Виктория | 6 | 3 | Ниже нормы | Уменьшение количества ошибок | Внешняя схема |
10. | Иванов Виталий | 5 | 3 | Ниже нормы | Уменьшение количества ошибок | Внешняя схема |
11. | Ихрават Фаик | 7 | 4 | Ниже нормы | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
12. | Клименченко Кристина | 8 | 2 | Норма | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
13. | Колбенев Дмитрий | 9 | 1 | Норма | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
14. | Кожина Анна | 10 | 2 | Норма | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
15. | Кязимов Атеш | 7 | 1 | Ниже нормы | Работал в том же режиме | Словесная инструкция |
16. | Литвинов Константин | 11 | 3 | В пределах нормы | Уменьшение количества ошибок | Зрительное восприятие |
17. | Лозовская София | 12 | 2 | Норма | Уменьшение количества ошибок | Зрительное восприятие |
18. | Матвеева Ксения | 6 | 3 | Ниже нормы | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
19. | Охремчук Михаил | 9 | 3 | В пределах нормы | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
20. | Проничкин Никита | 10 | 1 | Норма | Работала в том же режиме | Словесная инструкция |
21. | Протасевич Ольга | 12 | 3 | Норма | Уменьшение количества ошибок | Зрительная схема |
22. | Румянцев Александр | 7 | 4 | Ниже нормы | Работал в том же режиме | Словесное восприятие |
23. | Сенин Даниила | 9 | 2 | В пределах нормы, | Работал в том же режиме | Зрительная схема |
24. | Сысоева Юлиана | 5 | 1 | Ниже нормы | Работал в том же режиме | Внешняя схема |
25. | Хрисанту Анастасия | 9 | 1 | Норма | Работал в том же режиме | Словесная инструкция |
26. | Чубаров Вячеслав | 8 | 3 | В пределах нормы | Работал в том же режиме | Зрительная схема |
Исследования по данной методике дали следующие результаты:
В эксперименте принимали участие26 человек, обучающиеся в 3классе.
Норма – 10 человек
В пределах нормы – 5человек
Ниже нормы – 11 человек
Результаты выявили именно такие показатели, потому что у детей 8-9 лет еще недостаточно развито внимание (особенно произвольное) и на данном этапе только еще происходит развитие самого внимания и его концентрации.
На основании данных методик можно сделать вывод о недостаточном развитии внимания у детей 8 -9лет. При опоре на зрительно-слуховое восприятие ребенок познает окружающий мир, степень развития внимания зависит от внутренней структуры ребенка и развития его познавательных интересов.
Исследования еще раз подтвердили гипотезу о недостаточности развития произвольного внимания, т.к. он еще не обладает достаточным уровнем интеллектуального развития и опытом жизни.
Методика № 1 при проверке объема внимания показала, что 10 человек справились с заданием – их показатели в норме, 5 человек – высокие показатели, остальные дети – 11 человек – низкие показатели. Это задание для детей было более легким, нежели задание № 2. Оно было более сложным и по форме и по сути.
В работе большинство детей пользовались зрительным восприятием вспомогательной схемы: - 16 человек. Уменьшение количества ошибок при напоминании окончания работы наблюдалось у 7 человек.
Методика № 3.
«Изучение методом наблюдения причин отвлечения внимания у учащихся на уроке».
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Этапы урока | Время, мин. | Содержание отвлечений | |||
Органи-зацион-ный | Опрос | Новый мате-риал | Закреп-ление | ||||
1. | Апанасенко Дмитрий | - | - | + | + | 4 | Разговаривает, отвлекается на посторонние звуки |
2. | Атаева Лидия | + | + | + | 5 | Утомляется, не успевает выполнить задание | |
3. | Байда Пахом | - | - | - | - | - | Замечаний нет |
4. | Васильева Валерия | - | + | - | + | 3 | Не успевает, разговаривает |
5. | Волкова Екатерина | - | - | Замечаний нет. | |||
6. | Джахангиров Мансур | - | - | + | + | 6 | Разговаривает, отвлекается на посторонние объекты |
7. | Дмитриев Юрий | - | + | 4 | Разговаривает, не расслышал задание. | ||
8. | Журавлев Тихон | + | + | + | 8 | Отвлекается на шум, быстро утомляется. | |
9. | Иванова Виктория | - | - | + | - | 2 | Не поняла смысла задания |
10. | Иванов Виталий | + | 1 | Спад работоспособности | |||
11. | Ихрават Фаик | - | +- | -+ | + | -7 | Отвлекается, спад работоспособности. |
12. | Клименченко Кристина | - | - | - | - | - | Замечаний нет. |
13. | Колбенев Дмитрий | + | + | 3 | Замечаний нет. | ||
14. | Кожина Анна | + | + | + | 6 | Быстро утомляется, не слушает объяснения. | |
15. | Кязимов Атеш | - | + | + | + | 5 | Делает не все задания и начинает отвлекаться разговором с соседом. |
16. | Литвинов Константин | Замечаний нет. | |||||
17. | Лозовская София | - | - | + | 2 | Отвлекается при записи задания в тетрадь. | |
18. | Матвеева Ксения | + | + | 4 | Отвлекается при записи задания в тетрадь. | ||
19. | Охремчук Михаил | - | + | - | + | 5 | Отвлекается на шум. |
20. | Проничкин Никита | + | 1 | Разговаривает с соседом. | |||
21. | Протасевич Ольга | + | + | - | 3 | Замечаний нет. | |
22. | Румянцев Александр | - | - | + | + | 2 | Отвлекается при смене видов деятельности. |
23. | Сенин Даниила | - | + | + | + | 7 | Быстро утомляется, разговаривает. |
24. | Сысоева Юлиана | + | + | + | 6 | Переспрашивала задание, разговаривала. | |
25. | Хрисанту Анастасия | + | + | 2 | Переспрашивает задание, помогала соседу. | ||
26. | Чубаров Вячеслав | - | + | + | 4 | Играл, разговаривал с соседом, не слушал объяснения. |
При исследовании выявлено, что 5человек умеют выделять главное в своей деятельности, они умеют слушать, работать в заданном темпе и без отвлечений.
Отвлекались на всех этапах урока: Сысоева Юлиана, Сенин Данила. Кязимов Агеш, Кожина Анна .Журавлев Тихон Агаева Лида. Причем из них 4 девочки и 1 мальчик.
Среди причин отвлечений можно выделить следующие: отвлекаются на посторонние звуки, разговаривают, не слушают объяснение учителя, что связано с недостаточным развитием внимания и умения его концентрировать в познавательной деятельности ,психологическими особенностями ребенка..
6. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО МЕТОДИКАМ
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Методика № 1 | Методика № 2 | Методика № 3 |
1. | Апанасенко Дмитрий | Норма | В пределах нормы | Отвлекается на внешние раздражители |
2. | Атаева Лидия | Ниже нормы | Ниже нормы | Не успевает за ритмом работы |
3. | Байда Пахом | Выше нормы | Норма | Не отвлекается |
4. | Васильева Валерия | Норма | Норма | Не успевает за ритмом работы |
5. | Волкова Екатерина | Выще нормы | Ниже нормы | Не отвлекается |
6. | Джахангиров Мансур | Ниже нормы | Ниже нормы | Очень реагирует на внешние раздражители |
7. | Дмитриев Юрий | Ниже нормы | В пределах нормы | Реагирует на внешние раздражители |
8. | Журавлев Тихон | Ниже нормы | Ниже нормы | Высокая степень утомляемости и раздражительности |
9. | Иванова Виктория | Норма | Ниже нормы | Не поняла смысла задания |
10. | Иванов Виталий | Норма | Ниже нормы | Спад работоспособности к концу урока |
11. | Ихрават Фаик | Ниже нормы | Ниже нормы | Отвлекается на внешние раздражители |
12. | Клименченко Кристина | Норма | Норма | Замечаний нет |
13. | Колбенев Дмитрий | Выше нормы | Норма | Замечаний нет |
14. | Кожина Анна | В пределах нормы | Ниже нормы | Быстро утомляется, реагирует на внешние раздражители |
15. | Кязимов Атеш | Ниже нормы | Ниже нормы | Отвлекается на внешние раздражители, не реагирует на замечания учителя |
16. | Литвинов Константин | Норма | В пределах нормы | Не отвлекается |
17. | Лозовская София | Норма | Ниже нормы | Реагирует на внешние раздражители |
18. | Матвеева Ксения | Ниже нормы | Ниже нормы | Незначительно отвлекается |
19. | Охремчук Михаил | Ниже нормы | В пределах нормы | Реагирует на внешние раздражители |
20. | Проничкин Никита | Норма | Норма | Реагирует на внешние раздражители |
21. | Протасевич Ольга | Выше нормы | Норма | Незначительные отвлечения |
22. | Румянцев Александр | Ниже нормы | Ниже нормы | Незначительные отвлечения |
23. | Сенин Даниила | Ниже нормы | В пределах нормы | Не слушает объяснения нового материала |
24. | Сысоева Юлиана | Ниже нормы | Ниже нормы | Реагирует на внешние раздражители |
25. | Хрисанту Анастасия | Норма | Норма | Не слушает объяснения нового материала |
26. | Чубаров Вячеслав | норма | В пределах нормы | Не слушала объяснение, реагирует на внешние раздражители |
Родителям о внимании и внимательности
Гений - это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так.
Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приемами развития внимания младшего школьника.
Форма проведения: традиционная
Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности учебной деятельности; приемы развития внимания ребенка дома.
Подготовительная работа: анализ работы учащихся на уроках; диагностические исследования по теме.
Ход собрания
I. Лекция о проблемах слабого внимания у младшего школьника.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений — все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, когда видит новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учитывать и другой, бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом – 20, 40 раз и больше. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог и родители должны тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.
В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
Отвлеченность 2-4 – летнего ребенка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6 – летнего. Вторая половина дошкольного возраста – годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.
В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так особенно произвольное – продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится еще сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.
Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т.е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т.д., обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14-15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребенка; в частности, от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.
Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий и притом весьма значительных.
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала или действиям, .которые он выполняет. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь, затем дает их разрешение.
П. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание
Классный руководитель проводит анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнимательностью .Мои наблюдения показали, что существует проблема неустойчивости внимания у наших детей. Для подтверждения моих предположений я провела диагностические исследования по данной теме. Сейчас я хочу познакомить вас с ними, чтобы в дальнейшем создать благоприятные условия для успешного обучения и воспитания наших детей. Учитель в корректной форме рассказывает о результатах исследований, не называя фамилий детей.
Методика № 1. «Объем внимания»
Цель: Определить объем внимания у школьника.
Материал: Плакат, где записаны 10 неодинаковых букв (например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б).
Ход эксперимента: Учащимся демонстрируется плакат в течение 1-2 секунд и предлагается запомнить буквы в любом порядке. После окончания демонстрации – буквы записать.
Обработка результатов: Подсчитывается, какое количество букв запомнил ученик. Это и будет объем его внимания.
Данная методика помогает определить объем внимания у младшего Для эксперимента были взяты ученики 3 класса (26человек), из них 15мальчиков и 11девочек, возраст детей –8-9 лет. . Учитывая возраст детей мы видим колебание в объеме внимания школьника у детей от 2 до 8 букв.
Мальчики:
3 буквы – 2 чел.
4 буквы – 6чел.
5 букв – 4 чел.
6 букв – 1 чел.
7 букв – 1чел.
8букв-1 чел.
Девочки:
2 буквы – 1 чел.
3 буквы – 0 чел.
4 буквы – 2 чел.
5 букв – 5 чел.
6 букв – 1 чел.
7 букв – 2 чел.
8 букв – 0 чел.
Исследования показывают, что основной объем внимания ориентирован на запоминание 5-6 букв.
Высокие показатели объема внимания у мальчиков – 7 букв – 1человек,8 букв-1человек, у девочек – 7 букв – 2человек.
Низкие показатели у мальчиков 3 буквы – 2 чел., 4буквы – 6человек.
Из данных наблюдений можно сделать вывод о недостаточном развитии произвольного внимания у 30% учащихся.
В пределах нормы объем внимания у 57% детей.
Методика № 2. «Корректурная проба»
Цель методики:
- Диагностика уровня концентрации внимания (по количеству ошибок);
- Диагностика степени произвольной регуляции поведения (уменьшение количества ошибок после того, как появляются четкие критерии окончания работы);
- Диагностика уровня волевой готовности (принятие инструкции и форма, в которой она принимается – внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция);
- Диагностика степени утомляемости, астеничности детей.
Стимульный материал: Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, круги и т.д.), а также образец, который поможет ребенку ориентироваться в задании, фактически схема инструкции:
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычеркнуть некоторые из них по определенному правилу. Запомни это правило. Круг ты вычеркиваешь косой линией справа налево, квадрат – слева направо, а треугольник перечеркиваешь крест накрест. Повторяю. Ты запомнил, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать».
Если ребенок плохо понял инструкцию, то кладется схема-образец. В случае затруднения ребенок может ею пользоваться. Через каждую минуту психолог говорит ребенку: «Проведи черту!».
Исследования по данной методике дали следующие результаты:
В эксперименте принимали участие26 человек, обучающиеся в 3классе.
Норма – 10 человек
В пределах нормы – 5человек
Ниже нормы – 11 человек
Результаты выявили именно такие показатели, потому что у детей 8-9 лет еще недостаточно развито внимание (особенно произвольное) и на данном этапе только еще происходит развитие самого внимания и его концентрации.
На основании данных методик можно сделать вывод о недостаточном развитии внимания у детей 8 -9лет. При опоре на зрительно-слуховое восприятие ребенок познает окружающий мир, степень развития внимания зависит от внутренней структуры ребенка и развития его познавательных интересов.
Исследования еще раз подтвердили гипотезу о недостаточности развития произвольного внимания, т.к. ребенок еще не обладает достаточным уровнем интеллектуального развития и опытом жизни.
Методика № 1 при проверке объема внимания показала, что 10 человек справились с заданием – их показатели в норме, 5 человек – высокие показатели, остальные дети – 11 человек – низкие показатели. Это задание для детей было более легким, нежели задание № 2. Оно было более сложным и по форме и по сути.
В работе большинство детей пользовались зрительным восприятием вспомогательной схемы: - 11 человек. Уменьшение количества ошибок при напоминании окончания работы наблюдалось у 7 человек.
Методика № 3.
«Изучение методом наблюдения причин отвлечения внимания у учащихся на уроке».
При исследовании выявлено, что 5человек умеют выделять главное в своей деятельности, они умеют слушать, работать в заданном темпе и без отвлечений.
Отвлекались на всех этапах урока: Сысоева Юлиана, Сенин Данила. Кязимов Агеш, Кожина Анна, Журавлев Тихон Агаева Лида. Причем из них 4 девочки и 1 мальчик.
Среди причин отвлечений можно выделить следующие: отвлекаются на посторонние звуки, разговаривают, не слушают объяснение учителя, что связано с недостаточным развитием внимания и умения его концентрировать в познавательной деятельности ,психологическими особенностями ребенка.
В исследовании принимала участие 26 человек 3 класса (15 мальчиков и 11 девочек).
В результате диагностики мы имеем возможность пронаблюдать уровень объема внимания и концентрации внимания у учащихся 8 -9лет. Проанализировав данные исследования, мы видим, что учащиеся с большей сложностью отнеслись к заданию № 2. Данные методики позволяют определить основные показатели развития внимания и составить программу развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Сразу бросается в глаза, что развитие внимания зависит от умения собраться в нужный момент. Дети, которые не отвлекаются на уроке, имеют результат значительно выше, нежели дети часто отвлекающиеся на уроке по разным причинам, что говорит о низком развитии внимания и концентрации внимания у детей 8-9 лет.
У 15 человек определен уровень развития внимания в пределах и выше нормы, остальные учащиеся требуют дополнительного внимания и коррекции в развитии произвольного внимания. 11 человек имеют низкие результаты по развитию внимания(Агаева Лида, Сысоева Юлиана, Кузимов Агеш, Охримчук Михаил, Кожина Аня, Сенин Данила, Журавлев Тихон и тд.)У некоторых детей мы видим диаметрально разные показатели по методикам, что говорит о неустойчивом развитии внимания у детей 8-9 лет и внутренних проблемах ребенка.
Основная причина слабого развития внимания кроется в недостаточном развитии волевого типа деятельности (дети не научились преодолевать себя). Причинами отвлечений являются внешние раздражители и быстрая утомляемость, психологические особенности учащихся. Эти исследования доказывают гипотезу о недостаточном развитии волевого типа деятельности.
III.Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания
Для развития внимания детей младшего школьного возраста необходимы специальные программы развития внимания. Для развития внимательности необходимо:
1. Развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов.
2.Стремиться выполнять работу активно, ответственно.
3.Браться только за интересную, трудную, но посильную работу.
4.Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.
Сочетание индивидуальной структуры ребенка и специальной программы развития внимания является залогом успешной работы.
Хочу порекомендовать вам несколько упражнений для развития внимания: психолог Е.Л.Яковлева предлагает: «Для развития умения анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них, мы предлагаем детям поиграть в игру на внимание. Эта игра имеет в своей основе тест «корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а». При этом уславливаются, что если ребята пропустят больше четырех букв, то он проиграли, 4 и меньше пропусков – выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются… Проверку заданий проводят сами ребята – сосед у соседа. Неважно, что они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности. Анализ результатов показывает, что через 3-4 недели такой игры призыв учителя и родителей «быть внимательным» способен вызвать у детей состояние концентрации. Игра обычно проводят 2-4 месяца. Одновременно с введением игры следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. В нашем случае это достигалось сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Детей приучайте к тому, что упражнение в учебнике русского языка, в отличие от «Родной речи», надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые буквы, знаки препинания и т.д.).
При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим – «другой девочкой», «плохо обученным щенком».
Проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе связана, со многими учебными затруднениями детей, но и с такими фактами, как плохая дисциплина на уроках, неумение выполнять несколько усложненные, по сравнению со стандартными, задания, а в определенной степени даже – за возникновением у детей психологической перегрузки, повышенной утомляемости. Причем на протяжении всего периода обучения в начальной школе эта проблема остается чрезвычайно острой.
Поэтому одной из задач школьного учителя и родителей в начальных классах может являться проведение специальных занятий с детьми по формированию произвольности. Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специально учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. Это объясняется, по-видимому, тем, что дети с первого школьного дня сталкиваются с требованиями быть внимательнее, организованнее и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями и плохо представляют, как это сделать. Разработка и проведение программ по формированию разных сторон произвольности являются важным аспектом развивающей работы школьного психолога в начальных классах. Естественно, кроме работы, проводимой со всеми учащимися, необходимы и специальные коррекционные занятия с детьми, резко отстающими от остальных по уровню развития произвольности.
Для развития внимательности также можно использовать упражнения следующего типа:
-«Что изменилось на картинке?»
-«Запомни предметы»
-«Какого предмета не хватает?»
- «Продолжи закономерность»
-«Найди ошибку в предложении»
Если данные упражнения проводить регулярно, то устойчивость внимания повысится.
IV. Подведение итогов.
В заключении собрания родители каждого ребенка получают индивидуальные рекомендации по развитию внимания ребенка дома. Рекомендации составляются классным руководителем и школьной психологической службой. Учитель составляет их с учетом анализа письменных работ ученика, психологи — на основе полученных данных в ходе тестирования. Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания учащихся и комментирует их. Каждый родитель хочет, чтобы судьба ребенка сложилась, была успешной.
Но многое зависит от нас самих. Рассмотрите результаты исследований, подумайте, что нужно изменить в системе воспитания вашего ребенка, получите консультацию школьного психолога, он работает ежедневно с 12.00 до 18.00 часов. Приходите на беседу, и мы вместе поможем нашим детям стать увереннее, с радостью ходить в школу.
Предлагаю вам следующие консультации и беседы.
Жду вас по пятницам с 16.00 до 18.00.
Темы:
- Маленький ребенок в семье.
- Развитие произвольного и непроизвольного внимания .
- Что помогает и что вредит развитию личности.
4.Развитие памяти ,мышления
Продолжаем наше родительское собрание.
Я расскажу вам об успехах детей…
Желаю вам терпения, любви к своим детям и решения тех задач, которые мы сегодня рассмотрели на собрании.
Анализ родительского собрания
Тема: «Формирование внимания у младших школьников
- Формирование устойчивого внимания у детей.
Продолжаем наше собрание, хочу рассказать вам об учебной деятельности детей и дать вам необходимые рекомендации по этому вопросу.
Тема: «Формирование произвольного внимания у младших школьников .
Цели: Знакомство с диагностическими исследованиями по данной проблеме.
- Составление рекомендаций для родителей.
- Повышение роли семьи в воспитании и обучении детей.
- Развитие интереса к психологическому изучению внутренней структуры ребенка.
Основные вопросы собрания:
I. Формирование устойчивого внимания у младших школьников.
1. Лекция.
2. Диагностические исследования.
3.. Рекомендации для родителей.
4.Подведение итогов и индивидуальные рекомендации.
II. Отчет об успеваемости.
III. Текущие дела.
Форма проведения – традиционная.
На этапе подготовительного периода к собранию проводились исследования по проблеме выявления нарушений внимания у каждого ребенка.
Применялись 3 методики: № 2 «Корректурная проба», № 1 «Объём внимания», № 3 «Изучение методом наблюдения причин отвлечения учащихся на уроке.».
Для проведения использовалось классное помещение, проводилось по одной методике в день, чтобы получить более объективные результаты.
Работа детям понравилась, им было интересно, т.к. элемент игры снимает напряжение.
Достаточно сложно грамотно провести обработку данных исследований, т.к. нет практических навыков исследований данного типа.
Обработка работ поможет классному руководителю в работе, сведения полезны для знания индивидуальных особенностей детей и оказания помощи им в снятии и решении этой проблемы.
Особое внимание следует уделить группам с тревожными симптомами (низкий уровень внимания).
Больше внимания и поощрения детям при минимальной результативности развития внимания..
Методика №1 помогла выявить объём внимания детей данного класса, умение сосредоточиться при необходимости быстро и четко работать.
Диагностика помогает быстрее вскрыть проблему, чтобы на начальном этапе помочь ребенку. И подобрать необходимые упражнения для развития памяти ,внимания. Но здесь необходима только совместная деятельность педагога и родителей, когда, действуя воедино, можно добиться положительных результатов у ребенка, т.к. семья имеет огромное влияние на формирование внутренней структуры ребенка.
На собрании родители проявили заинтересованность, многие были удивлены результатами диагностики и с интересом отнеслись к рекомендациям.
Методика№2 выявила неустойчивость внимания в течение определенного времени. Эта работа была более сложной для ребят ,так как требовала определенных усилий и устойчивой концентрации внимания.
Методика №3 показала причины отвлечения ребят на уроке и степень работоспособность каждого ученика.
Методики подобраны таким образом, чтобы пронаблюдать устойчивость ,объем внимания ,умение качественно работать на уроке, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Рекомендации, которые дает учитель родителям доступны и могут использоваться каждым родителем. Памятки раздаются каждому родителю индивидуально, что повышает статус преподавателя и вызывает большую заинтересованность в собрании.
Приемы активизации родителей, используемые на собрании: приглашение на индивидуальные консультации, выставка детских фотографий, сравнение, наблюдение, прослушивание, исследование (диагностика).
Диагностика показала проблему с внутренней стороны, многие родители просто не задумывались ,что внимание так влияет на успешность ребенка в учебе.
Проблема, к сожалению, будет решена не полностью, т.к. некоторые родители редко посещают собрания и не занимаются проблемами детей, считая, что они выросли и дети вырастут сами.
Доброжелательная атмосфера и настрой педагога позволяет расположить родителей к себе и они, виды заинтересованность педагога, быстрее идут на контакт согласны поработать над проблемой ребенка (так 5 родителей детей ,у которых существуют проблемы в учебе детей, пришли на собрание) и 4 проявили желание помочь своему ребенку.
Собрание ведется очень корректно ,не ущемляя достоинства каждого родителя.
Можно предположить, что дело до конца доведут не все, но хоть часть изменений в семейном воспитании поможет ребенку. Но большинство родителей (≈ 6) прислушиваются к мнению педагога, и будут выполнять все требования педагога и психолога.
В дальнейшем, после проведенной работы по решению проблемы, необходимо провести повторную диагностику, чтобы увидеть результаты работы и познакомить с ними родителей ,чтобы они увидели результат совместной работы учителя и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
Выступление на родительском собрании по теме:"Развитие речи младших школьников".
Родительский лекторий. Практические упражнения....
Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....
Родительское собрание.Тема : «Здоровое питание детей младшего школьного возраста».
Цель :способствовать осознанию родителей ответственности за формирование у ребёнка ценностного отношения к своему...
Родительское собрание "Значение памяти в обучении младших школьников"
Повышение уровня психологической культуры родителей....
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....