Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья по логопедии
Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности. При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приемами. Этому способствует мнемотехника. Это система методов и приемов, обеспечиващих успешное запоминание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника в работе учителя-дефектолога | 320.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Дети младшего школьного возраста c интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности развития и отстают по многим показателям от своих нормально-развивающихся сверстников. Это происходит вследствие основных нарушений процесса познания, недостаточности способов решения сложных ситуаций, отсутствия потребности познавать. Неразвитость восприятия, памяти, внимания и, главное, операций мышления приводят к тому, что процесс обучения происходит своеобразно и значительно отличается от такого же здорового ребенка.
Память – психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также являющийся важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения [4].
Именно в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти. [2].
Целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания [5].
Для развития памяти (запоминания и припоминания) используют различные приемы мнемотехники. Мнемотехника – совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи, которые помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а также чувственного представления [1].
Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей, а также на формирование умения использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.
При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приёмами, рациональными приёмами запоминания
Чтобы улучшить память, нужно обучать ребенка технике запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи
По определению, предоставленному В. А. Козаренко, «мнемотехника — система разнообразных приемов, облегчающих запечатление и увеличивающих объем памяти за счет образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в игровой форме» [1].
Актуальность мнемотехники для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью связана с тем, что как раз в этом возрасте у детей доминирует зрительно-образная память. В первую очередь запечатление происходит невольно. Если ребенок пытается выучить и запомнить то, что не поддерживается зрительным образом, это не приведет к успеху. И здесь важно ввести в учебный процесс мнемонические таблицы (схемы).
Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, имея перед собой схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- Кодирование в образы
- Запоминание (слияние двух образов)
- Запоминание последовательности
- Закрепление в памяти. [1]
Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к речевому материалу.
Символы мнемотехники
- геометрические фигуры, знаки
- силуэты
- пиктограммы
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
- Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Например:
Осенний лист Листопад
Далее из мнемоквадратов дети выкладывают мнемодорожки, следовательно, идет работа по составлению предложения.
- Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.
Например:
Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.
- Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Например, мнемотаблицу по временам года в помощь ребенку с ОВЗ можно составить по определенной схеме.
Осень | Погода | Растения | Птицы |
Животные | Одежда | Труд людей | Забавы детей |
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке или стихотворению.
Например:
Педагог предлагает нарисовать таблицу из 9 квадратов (3х3). Затем медленно читает стихотворение, останавливаясь на каждом слове, так, чтобы дети могли изобразить любым знаком образ этого слова.
Ходит повар в колпаке с поварешкою в руке.
Он готовит нам обед: кашу, суп и винегрет.
Детям предлагается вспомнить стихотворение с помощью таблицы. Они это делают с удовольствием.
Мнемотаблицы используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихотворений.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблица –это начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повышается концентрация внимания, усидчивость и желание учиться.
Библиографический список:
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 85 с.
- Красильникова, А. А. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. - № 16 (358). - С. 61-63. - URL: https://moluch.ru/archive/358/80096/
- Лизина, М. С. Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью / М. С. Лизина, Н. А. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77328/ (дата обращения: 21.03.2022).
- Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 104 c.
- Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...
План коррекционно-индивидуальной работы по развитию мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методическая разработка по развитию мелкой моторикирук....
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...
Комплекс коррекционно – развивающих занятий по развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Комплекс рассчитан на 7 занятий по 30 минут, проводимых два раза в неделю....
Методическая разработка на исследование памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Задача установить какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.1. Методика &la...
Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практические рекомендации для учителей)
Материал знакомит с особенностями состояния речи детей с умственной отсталостью и дает рекомендации по комплексному развитию речи и познавательных процессов....
Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...