Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья по логопедии

Ахмедчеева Гульбану Уафовна

Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности. При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приемами. Этому способствует мнемотехника. Это система методов и приемов, обеспечиващих успешное запоминание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Дети младшего школьного возраста c интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности развития и отстают по многим показателям от своих нормально-развивающихся сверстников.   Это происходит вследствие основных нарушений процесса познания, недостаточности способов решения сложных ситуаций, отсутствия потребности познавать. Неразвитость восприятия, памяти, внимания и, главное, операций мышления приводят к тому, что процесс обучения происходит своеобразно и значительно отличается от такого же здорового ребенка.

Память – психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также являющийся важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения [4].

Именно в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти. [2].

Целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания [5].  

Для развития памяти (запоминания и припоминания) используют различные приемы мнемотехники. Мнемотехника – совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи, которые помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а также чувственного представления [1].

Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей, а также на формирование умения использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.

При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приёмами, рациональными приёмами запоминания
Чтобы улучшить память, нужно обучать ребенка технике запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника  – в переводе с греческого - «искусство запоминания».  Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи

По определению, предоставленному В. А. Козаренко, «мнемотехника — система разнообразных приемов, облегчающих запечатление и увеличивающих объем памяти за счет образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в игровой форме» [1].  

Актуальность мнемотехники для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью связана с тем, что как раз в этом возрасте у детей доминирует зрительно-образная память. В первую очередь запечатление происходит невольно. Если ребенок пытается выучить и запомнить то, что не поддерживается зрительным образом, это не приведет к успеху. И здесь важно ввести в учебный процесс мнемонические таблицы (схемы).

 Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, имея перед собой схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • Кодирование в образы
  • Запоминание (слияние двух образов)
  • Запоминание последовательности
  • Закрепление в памяти. [1]

Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к речевому материалу.

Символы мнемотехники

  • геометрические фигуры, знаки
  • силуэты
  • пиктограммы
  • планы и условные обозначения
  • контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

  • Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.

Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Например:

                Осенний лист                                       Листопад

Баннер-комплект Осенние листья блеск - купить, цена с доставкой в  Санкт-Петербурге - артикул 1505-0932

Нарисованные осенние деревья - 51 фото

Далее из мнемоквадратов дети выкладывают мнемодорожки, следовательно, идет работа по составлению предложения.

  • Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.

Например:

 Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

Баннер-комплект Осенние листья блеск - купить, цена с доставкой в  Санкт-Петербурге - артикул 1505-0932

Нарисованные осенние деревья - 51 фото

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

  • Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Например, мнемотаблицу по временам года в помощь ребенку с ОВЗ можно составить по определенной схеме. 

Осень

Погода

Растения

Нарисованные осенние деревья - 51 фото

Птицы

Животные

Одежда

Труд людей

Забавы детей

Рисование по стихотворению Владимира Орлова «Кто в чем» для детей 5-6 лет

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке или стихотворению.

Например:

Педагог предлагает нарисовать таблицу из 9 квадратов (3х3). Затем медленно читает стихотворение, останавливаясь на каждом слове, так, чтобы дети могли изобразить любым знаком образ этого слова.

Ходит повар в колпаке с поварешкою в руке.

Он готовит нам обед: кашу, суп и винегрет.

Слайд 1

Детям предлагается вспомнить стихотворение с помощью таблицы. Они это делают с удовольствием.

Мнемотаблицы используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
    при заучивании стихотворений.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблица –это начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование   данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повышается концентрация внимания, усидчивость и желание учиться.

Библиографический список:

  1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 85 с.
  2. Красильникова, А. А. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. - № 16 (358). - С. 61-63. - URL: https://moluch.ru/archive/358/80096/  
  3. Лизина, М. С. Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью / М. С. Лизина, Н. А. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77328/ (дата обращения: 21.03.2022).
  4. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 104 c.
  5. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...

Методическая разработка на исследование памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Задача установить какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.1.       Методика &la...

Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (практические рекомендации для учителей)

Материал знакомит с особенностями состояния речи детей с умственной отсталостью и дает рекомендации по комплексному развитию речи и познавательных процессов....

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола  "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...