Педагогика С.Н. Лысенковой
презентация к уроку на тему
В данной презентации даётся краткий обзор уникальных методик педагогики Софьи Николаевны Лысенковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личная история Софья Николаевна Лысенкова - родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году.
«У Софьи Николаевны на уроке – работа. Здесь ценят время и не тратят его зря. После “здравствуйте, дети” урок начинается сразу, без разбега. И учитель здесь – помощник, но без панибратства, он строг, но без крика, он играет на уроке, но эта игра присутствует лишь постольку, поскольку она необходима.» М. Дубровский
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное . Это перспективная подготовка , т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.
Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю».
Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Например, – Веди, Павлик! (На доске пример.) – Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7. И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы , или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Большие опоры - схемы 1. Введение в анализ задачи (I класс). 2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс). 3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс). 4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс). 5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс). 6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс). 7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс). 8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс). 9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс). 10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс). 11. Порядок арифметических действий (II класс). 12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс). 13. Части, доли (II класс). 14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы).
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»): • В первом классе - без домашних заданий. • Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым. • Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует. • Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить. • Воспитание организованности в ребенке. • Взаимодействие с родителями. • Связь между годами обучения - преемственность. • Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии..
В заключении Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не мешает детям работать. Учитель слушает ведущего и, если необходимо, одним словом поправляет или хвалит. Вдруг – ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы продолжить или поправить. И никакого страха или напряжения. Л. Рыбина
Научные работы С.Н. Лысенковой Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997. Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/22/picture-267728-1466628110.jpg)
Педагогика "ТехнологияС.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении".(презентация)
Презентация по педагогике...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1048250-1547418621.jpg)
Педагогические технологии. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова)"
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...
Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников».
Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-1509989-1706819818.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ С.Н.ЛЫСЕНКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Актуальность проблемы статьи заключается в том, что в настоящее время в педагогической и психологической науках достаточно хорошо освещены такие понятия и категории как «обучение», «...