Педагогика С.Н. Лысенковой
презентация к уроку на тему

Ланских Ирина Валерьевна

В данной презентации даётся краткий обзор уникальных методик педагогики Софьи Николаевны Лысенковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogika_s.n._lysenkovoy.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогика С.Н. Лысенковой

Слайд 2

Личная история Софья Николаевна Лысенкова - родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году.

Слайд 3

«У Софьи Николаевны на уроке – работа. Здесь ценят время и не тратят его зря. После “здравствуйте, дети” урок начинается сразу, без разбега. И учитель здесь – помощник, но без панибратства, он строг, но без крика, он играет на уроке, но эта игра присутствует лишь постольку, поскольку она необходима.» М. Дубровский

Слайд 4

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное . Это перспективная подготовка , т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

Слайд 5

Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю».

Слайд 6

Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Например, – Веди, Павлик! (На доске пример.) – Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7. И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы , или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Слайд 7

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Слайд 8

Большие опоры - схемы 1. Введение в анализ задачи (I класс). 2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс). 3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс). 4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс). 5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс). 6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс). 7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс). 8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс). 9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс). 10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс). 11. Порядок арифметических действий (II класс). 12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс). 13. Части, доли (II класс). 14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы).

Слайд 11

«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»): • В первом классе - без домашних заданий. • Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым. • Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует. • Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить. • Воспитание организованности в ребенке. • Взаимодействие с родителями. • Связь между годами обучения - преемственность. • Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии..

Слайд 12

В заключении Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не мешает детям работать. Учитель слушает ведущего и, если необходимо, одним словом поправляет или хвалит. Вдруг – ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы продолжить или поправить. И никакого страха или напряжения. Л. Рыбина

Слайд 13

Научные работы С.Н. Лысенковой Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997. Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...

С. Н. Лысенкова.

О системе работы С. Н. Лысенковой....

Педагогические технологии. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова)"

Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:...

Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»

Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...

Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников».

Лысенкова Софья Николаевна «Технология обучения младших школьников»....

ТЕХНОЛОГИЯ С.Н.ЛЫСЕНКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Актуальность проблемы статьи заключается в том, что в настоящее время в педагогической и психологической науках достаточно хорошо освещены такие понятия и категории как «обучение», «...