Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
статья на тему
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, что не менее важно, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение, или перспективу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_lysenkovoy_s.n.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. :
перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
“Всем известна истина – дети хотят учиться, но здесь опускается одно слово: дети хотят хорошо учиться!”
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.
Значит, нужно дать ребятам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая от сроков, утвержденных программой? Ответ может показаться парадоксальным: надо опережать программу! А для этого требуется по-иному строить процесс обучения, т.е. урок. Хозяева дорогого времени – учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и стимулировать. Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.
Опережение – это результат соответствующим образом организованного учения. К опережению надо прийти. Поэтому главное – это то, чем оно достигается.
ОБ ОПЕРЕЖЕНИИ
Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой, которая открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные часы, а много раньше.
“Усвоение материала происходит в три этапа:
предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий”.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.
В результате создается общее опережение в прохождении программного
материала.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой.
“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.
Большая перспектива – это связь между годами обучения, мостик в новый
учебный год.
Какие же темы выбирает С.Н. Лысенкова для большой перспективы?
По математике: из первого во второй год большая перспектива “Табличное
умножение – деление”. Уже в первом классе эта тема полностью дается, но,
конечно, только по первому кругу.
Из второго в третий – “Действия с многозначными числами: сложение,
вычитание, умножение, деление”, все операции в пределах трехзначных
чисел.
По русскому языку: из первого во второй – углубление, развитие темы
“Безударные гласные в корне слова”, “Звонкие и глухие согласные на конце
и в середине слова”. Нелишним Софья Николаевна считает углубление тем:
“Мягкий знак разделительный”, “Двойные согласные”, “Предлоги”, “Связь
слов в предложении”.
Годы обучения словно сворачиваются пружиной: первый учебный год за три
четверти подает руку помощи второму, второй помогает третьему. Между
начальной и средней школой тоже проложен мостик.
В третьем для пятого (по программе “1–3”) по математике в качестве
большой перспективы – “Десятичные дроби”. В течение 40 уроков Лысенкова
постепенно подводит детей к этой центральной теме пятого класса.
По русскому Софья Николаевна, оставила в третьем классе все, что было
срезано в новой программе для разгрузки. Оставила тему “Сложное
предложение”, взяла “Сложные слова”, оставила “Прямую речь”, “Наречие”,
дети легко разбирают предложения по членам, обозначая названия
второстепенных членов.
Опережение Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо восьми, а как раз наоборот – значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!
Опережение Лысенковой – это не класс вундеркиндов, а самые обычные классы обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.
Опережение Лысенковой – это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице: музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием и просто гулять.
Основами опережающего обучения согласно теории С. Н. Лысенковой являются:
Комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель - ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться.
Опоры: большие опоры - схемы, малые опоры - карточки. Схема - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующие звено между учителем и учеником. Опорные схемы - это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
Согласно учению Л. С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель.
Опережение, по Лысенковой, – это замена обычной и привычной линейной
последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая
тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло
объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается
следующая тема, потом еще – до тупика. В опережающем обучении к новой
теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе,
– по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это
дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5–7 минут урока, хорошо – 10, а Софье Николаевне удается иногда выиграть и 15 минут.
На каждом уроке она, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давала труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Учительница называет это "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса….Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего.
Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга. Важно каждого
спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому
моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят
все, всем хватит времени и внимания учителя.
Пять часов было в первом классе на сложение и вычитание с переходом
через десяток. Надо объяснить, потренироваться, дать задание для
самостоятельного выполнения. Это очень трудно. И для многих в классе
тема оставалась неосвоенной. А это причина многих затруднений в старших
классах. Учителя математики часто жалуются: дети не могут действовать с
многозначными числами, потому что не владеют навыками сложения и
вычитания с переходом через десяток.
У Софьи Николаевны 60 уроков эта тема изучается только в перспективе, а
потом еще четыре вместо пяти положенных по программе. В эти часы идет
обобщение. И тут пяти часов оказывается даже много. Все ребята в классе
активны: тема-то уже освоена.
Программное время экономится (по этой теме – 1 час). Одна за другой
перспективы дают значительное опережение в прохождении программы. Это
время используется для закрепления, создания навыка – для развития
быстроты реакции в устных ответах и в выполнении письменных упражнений.
Опережение – пожалуй, самое гениальное открытие Софьи Николаевны Лысенковой, но и самое сложное для тех, кто хочет взять готовую методику. Потому что опережение – это постоянное творчество. Хотя и оно настолько технологично, так хорошо продумано и инструментовано Лысенковой, что перенять его можно. Надо только потрудиться понять.
Например, на тему «склонение имен существительных» в третьем классе положено 50 часов. И всегда бывают ребята, которые не усвоят тему за эти часы. А у Софьи Николаевны на нее – 150 часов. Откуда? Начинает она тему на много раньше, чем положено по программе. По несколько минут на каждом уроке отводит перспективной теме. Потихоньку, маленькими дозами новое приходит задолго до того, как наступит время отвечать или писать контрольные по этому материалу.
Когда тему надо проходить по программе, все ребята уже освоили ее. В положенные по программе часы идет обобщение, можно спрашивать всякого, за время долгой постепенной подготовки все усвоили. Поэтому на уроке дети активны, никто не отсиживается, не прячется в страхе за спинами товарищей. И только здесь по новой (по программе), но уже хорошо знакомой теме даются домашние задания, и каждый их выполнит самостоятельно. Тех часов, которые заложены по программе, для класса Софьи Николаевны оказывается очень много. Остается время на отработку навыка. И никогда никаких заданий на лето! И никогда никаких дополнительных занятий с отстающими!
Вместо линейной последовательности изложения программы (как было всегда) опережением вводится динамика наложения тем, позволяющая растянуть время прохождения трудных тем программы от первого к третьему классу и далее. Таким образом, связываются все года обучения – преемственность между годами обучения – лестница, наложение.
При контроле знаний подход тоже дифференцированный: каждому своя высота, своя точка отсчета. Причем нет таких, у кого она ниже той, что предполагается программой на каждый конкретный отрезок времени. То, что сегодня положено проверять, знают уже все. А кое-кто знает и следующую тему, и имеет понятие о самой трудной теме будущего года. А уж когда она подойдет для всех, все будут отвечать, писать контрольные или диктанты успешно, потому что работа на этот успех начинается задолго до того, когда знать обязаны все. Поэтому и результаты радуют.
Идею опережения, положенную в основу обучения С.Н. Лысенковой, С. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения, опережающая технология имеет трехлинейную структуру. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая в дидактике система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения
(ближнее опережение - в пределах урока, среднее - в пределах системы уроков, дальнее - в пределах учебного курса, межпредметные опережения).
Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее
настроение, потому что дела идут успешно.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что настроение играет для здоровья
огромную роль. Ровное душевное состояние, уверенность в себе,
удовольствие от каждого дня – когда утром хочется идти в школу, – так
необходимо и учителю, и ученику.
Успех – один из самых важных результатов опережающего обучения. Софья
Николаевна повторяет: “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят
хорошо учиться”.
От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или
розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной
в среднюю школу.
Итак, воспитание успехом!
Для Софьи Николаевны Лысенковой это – правило: важны не просто знания, а то, какой путь ведет к ним. Важно, чтобы ребенок испытывал успех. Успех – это хорошее настроение – двигатель жизни, здоровье. Здоровье – это работоспособность – путь к новому успеху.
Софье Николаевне очень важно, чтобы дети учились радостно. Она считает, что перегрузка, о которой сейчас так много говорят и с которой так формально повели борьбу, исчисляется далеко не только учебными часами: пять уроков – не перегрузка, а шесть – перегрузка? А разве для нервной системы ребенка все равно, что происходит на этих уроках. Нервная перегрузка может наступить и от одного урока, если на нем ученик получил двойку или жестокий разнос, если все успели, а он – не успел, если все решали, а он не знал, как, и был вынужден заглядывать в тетрадку соседа, а тот еще и закрывался. Софья Николаевна спасает всех своих учеников именно от таких перегрузок.
Метод Лысенковой много дает и самым сильным ученикам: они-то схватывают новую тему, как только учитель впервые заговорил о ней, то есть на полгода, а то и на год раньше, чем положено по программе. А потом уже они будут отвечать, проговаривать то, что основная часть будет пока только слушать, и чего спрашивать со всех еще не пришло время. Дети подучивают друг друга, и никто не стоит на месте. Получается, что каждый движется в своем темпе.
Для меня важно, чтобы ни для кого не оказались непосильными те задания, которые я даю на уроке. На уроке нужен бодрый и веселый ритм. Я не делает замечаний, а просто включаю каждого в работу. Для этого – комментированное письмо. И на письме и на математике дети хором или с комментированием то одного, то другого ученика проговаривают то, что пишут, разбираются в правилах, считают. Тот, кто соображает быстро, сделает все сам. А тому, кому труднее, поначалу поможет комментарий – каждое правило, которое встречается на пути, произносится: «Пишу „Саша“, первая буква заглавная, имена собственные пишутся с заглавной буквы.» День за днем каждое трудное место комментируется, сопровождается повторением правила. Кто-то быстрее, а кто-то пусть и не сразу, но обязательно запомнит. Учение может быть построено таким образом, что все поймут в классе.
О КОММЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ
Признаю на уроке только одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая ребенка плохой оценкой, наказанием родителей, осуждением окружающих. Но какова цена такой дисциплины! Мысль и подлинная активность учеников парализуется страхом, они начинают ловчить, приспосабливаться. И все это не может не привести к искривлению личности, пагубно влияя на всю дальнейшую жизнь, и не только школьную. Дети, познавшие радость напряженного, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно правильно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени. Мне удается активизировать учение ребят, включить каждого в работу с помощью комментированного управления (так я называю этот прием). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке математики.
– Веди, Павлик! (На доске пример.)
– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.
– Веди, Юля!
– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.
– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в кассе).
Маша комментирует – руководи:
– Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо – гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра – гласный а, ставлю му – гласный у. В конце предложения ставлю точку.
Тут же вопрос учителя:
– Кто успел вместе с Машей?
“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди” вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего маленьких: “Отвечай!”
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях идет как бы само собой. “Ставлю”, “пишу” – на первых порах это очень существенные сигналы: “Не отставай, иди за мной”. И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: “Пишу... пишу...” Спохватившись, Алеша быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя – стыдно! Никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает (“Куда смотришь”? Почему не пишешь?”) и на что тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук: Таня, Лена, Витя, Андрюша... готовы продолжить начатую работу или поправить “неответ”. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованны, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.
По мере продвижения от 1 класса к 3-му комментированное управление переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.
Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи “ученик – учитель”. В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.
Комментирование с рассуждениями и доказательствами – логически целостное высказывание и возможно только на основе глубокого знания теории. Использование опор при ответах позволило развить и постоянно применять этот способ обучения. А управление – подчинение всего класса одному ведущему ученику – еще одна моя находка. В результате неизмеримо вырос авторитет отвечающего ученика и повысились внимание всех учащихся, их активность на уроке.
Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не мешает детям работать.
Учитель слушает ведущего и, если необходимо, одним словом поправляет или хвалит. Вдруг – ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы продолжить или поправить. И никакого страха или напряжения.
ОБ ОПОРНЫХ СХЕМАХ
На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами.
И вот от ярких картинок – игрушек, иллюстрирующих решения математических заданий, переходим к опорной схеме, в которой обобщаем только что проведенный анализ задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили?” (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами.
На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: “Назовите части задачи”. Лес рук. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. “Условие, вопрос, решение, ответ”, – читают дети на схеме хором и индивидуально.
И, наконец, вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач. Они удобны для анализа, восприятия главной мысли задачи, выработки математической терминологии, доказательства выбора действий вначале в простых, далее и в составных задачах. Работа по решению задач проходит интересно (дети с удовольствием, принимая такую работу за игру, отзываются на предложение учителя из всех схем выбрать нужную: “На какую схему будем набирать данную задачу? Какая схема будет сейчас работать?”), четко (учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик либо отвечает с места, либо подходит к схемам, выбирает нужную, поднимает и уверенно говорит: “Искомое число на ... больше – выполняю сложение”; безусловно, бывают и ошибочные ответы, и в таком случае активная реакция – помощь товарищу), разнообразно (на одной из схем задача набирается при анализе, другая, с готовым числовым подбором, часто с рисунками предметов, используется для составления задачи детьми, но вот учитель этот набор вынимает и вставляет в следующую схему – преобразование, снова составляется задача, по четвертой схеме предлагается просто доказать выбор действия), оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Этому и помогают схемы-опоры.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает ее), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства класса (не выучил дома правила или учил, да забыл, чего-то недопонял), то теперь резко возросла учебная активность ребят, интерес к уроку.
Правила и алгоритмы действий, помещенные на таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с подобными заданиями!
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.
Математика
Большие опоры - схемы
1. Введение в анализ задачи (I класс).
2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс).
3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I
класс).
4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II
класс).
5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс).
6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс).
7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс).
8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс).
9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов
(II класс).
10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий
(I класс).
11. Порядок арифметических действий (II класс).
12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс).
13. Части, доли (II класс).
14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между
величинами (II-III классы).
Малые опоры - карточки
1. Развитие беглости счета по теме «Десяток» (I класс).
2. Развитие беглости счета по теме «Сложение - вычитание» с переходом
через десяток (I класс).
3. Сводные таблички - развитие навыка счета по теме «Нумерация 100» (I
класс).
4. Преобразование именованных чисел (I-II классы).
5. Частные случаи арифметических действий (I-II классы).
6. Развитие беглости счета по табличному умножению - делению (II
класс).
7. Развитие беглости счета по внетабличному умножению - делению (II
класс).
8. Зависимость между величинами (II-III классы).
9. Буквы латинского алфавита (II класс).
Русский язык
Большие опоры - схемы
1. Думай, когда пишешь предложение (I класс).
2. Алфавит (I класс).
3. Гласные буквы (I класс).
4. Переноси правильно слова (I класс).
5. Названия предметов (I класс).
6. Названия действий (I класс).
7. Названия признаков (I класс).
8. Безударные гласные в корне слова (I-II классы).
9. Парные согласные на конце и в середине слова (I-II класс).
10. Состав слова (I-II классы).
11. Предлоги и приставки (II класс).
12. Сложные слова (II класс).
53. Имена существительные склоняются (II-III классы).
14. Три склонения имен существительных (II-III классы).
15. Глагол (II-III классы).
16. Окончания прилагательных проверяй вопросами (II- III классы).
17. Главные и второстепенные члены предложения (II – III классы).
18. Помни о знаках препинания (II-III классы).
Малые опоры - карточки.
1. Буквы, слоги, слова - развитие навыка чтения в букварный период (I
класс).
2. Гласные после шипящих (I класс).
3. Мягкий знак разделительный (I класс).
4. Выходы практических трудностей «Безударные гласные» (I- III классы).
5. Выходы практических трудностей «Парные согласные на конце и в
середине слова» (I-III классы).
6. Выходы практических трудностей «Непроизносимые согласные» (II-III
классы).
7. Выходы практических трудностей «Предлоги со словами» (I- III классы).
8. Выходы практических трудностей «Глагол» (III класс).
9. Выходы практических трудностей «Наречия» (III класс).
10. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными (I - III классы);
с ь разделительным (I-III классы); с непроизносимыми согласными (II-III
классы); с приставкой с (II-III классы) с буквой ё (I-III классы).
О ПЕРСПЕКТИВНОМ ИЗУЧЕНИИ
Начать изучение трудной темы задолго до того, как начнётся её изучение по программе,- это и есть перспектива , которая помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и проблемы в знаниях. На каждом уроке экономия до 15 минут. Они-то и работают на перспективу.
Такое опережение даёт возможность работать спокойно, не спеша. Имея резервы времени, можно преодолеть сложный материал, проштудировать его ещё и ещё раз. Помогают нам в этом опорные схемы и комментированное письмо.
Цель перспективы
Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, что не менее важно, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение, или перспективу.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программы. Благодаря перспективе можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая не на словах, а на деле индивидуальные особенности и возможности. И успевать все на уроке, без дополнительных занятий.
Перспективная подготовка – это попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу.
При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы), комплекты карточек – опор (по темам). Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение и в то же время перспективно подводить детей к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудным ее разделам. Материал для перспективной подготовки беру из учебника, но использую и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие, развивающие основные положения, правила.
После такой подготовительной работы, когда подходит время введения новой темы, требуется на ее изучение гораздо меньше времени, ведь многое уже знакомо ребятам. Основное внимание уделяем обобщению и закреплению знаний. Появляется еще больше времени для углубленной работы по усвоенному материалу и для дальнейшей перспективной подготовки. Так создаются условия, обеспечивающие опережение. Недостаток времени перестает довлеть над учителем, создается спокойная, деловая обстановка, благотворно влияющая и на учителя, и на учеников, исчезает страх чего-то не успеть. Время из всегдашнего противника учителя становится его союзником.
Работа по трудной теме рассредоточивается, ведется последовательно от простого к сложному и обязательно до выработки прочного навыка. Великий И.П. Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка.
Постепенно, последовательно, от самого простого (конкретного) к самому сложному, абстрактному и до выработки навыка – для этого надо время! Оно нами найдено!
Основные этапы работы по трудной теме
Первый этап – перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы только при комментированном управлении.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Домашнее задание дается по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе создается опережение, так как в перспективный период многие задания из учебника уже выполнены.
Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе выдвигается новая перспектива.
Что дает опережение?
1. Домашние задания все дети выполняют быстро и самостоятельно.
2. Каждый ученик работает успешно, на уровне максимальных возможностей, и все продвигаются вперед в своих знаниях и умениях. Развиваются взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к другу, мышление, речь, самоконтроль и самооценка.
3. Знания и умения учеников (это показывают и результаты контрольных работ) – хорошие и отличные. Создаются условия для бесконфликтного обучения, реального сотрудничества с родителями ребят в их воспитании и развитии.
И главное, нет напряжения, перегрузки в работе учителя и учащихся, спешки и нервозности. Есть время для углубленной работы с каждым учеником. Все действия выполняются детьми осмысленно, обоснованно и аргументировано. “Доказываю, вспоминаю правило, проверяю”, – звучит голос ведущего ученика. Ни шагу без мысли!
О НАСТОЯЩЕМ УРОКЕ
Когда на все и на всех хватает времени
Когда спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: “Прежде всего такой, на котором на все и на всех хватает времени и внимания”.
“Беречь время” – нередко говорят по традиции. А нужно выигрывать время, считаю я. Выигрывать для большого количества упражнений, для постоянного повторения, для успешного продвижения вперед всех и каждого.
Я очень люблю свою профессию. Вот уже почти 40 лет работаю учителем в начальных классах. С каждым годом все больше моих коллег приходят и приезжают ко мне с одной просьбой: “Дайте открытый урок!” Сколько их уже дано за десятилетия! Для района, для города, для всех, кто хочет перестроиться, кто хочет, чтобы не погас в глазах учеников огонек познания, чтобы учебный труд приносил детям радость успеха, а не муки и горечь неудач.
Воспитание неотрывно от обучения. Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.
Разумеется, интерес к уроку зависит и от выбора учебного материала. Он должен быть интересный, живой и разнообразный, чтобы можно было поговорить, поразмышлять на самые разные волнующие детей проблемы их повседневной жизни: о дружбе и товариществе, об отношении к труду, людям, природе, событиям в жизни класса, школы, страны. И говорить об этом нужно не от случая к случаю, а на каждом уроке. Повод для такого нравственного разговора – беседы (пусть и короткой) всегда найдется.
Когда ребенок переживает успех
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считают создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Организуя урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу особую действенность этого “средства обучения”?
Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека.
Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед.
Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, нетерпение завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей успешности и учительского труда.
“Когда дети овладевают саморегуляцией учебной
деятельности
Для того, чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. И еще. Нужно обязательно помогать им в процессе познания: так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда. Именно на это направлены все элементы нашей методической системы.
Так, комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
Перспективное, пропедевтическое изучение трудных тем, вопросов помогает хорошо их усвоить, предотвратить отставание, практически исключить недочеты и пробелы в знаниях. Опережение в изучении важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие и прочные знания, но и резерв времени. Вот почему нам всегда его хватает и незнакомо чувство цейтнота. Мы работаем спокойно, не спеша и не торопясь, так как создавшийся в результате опережения резерв времени позволяет быть уверенным: любые затруднения мы сможем преодолеть, неоднократно, если нужно, обратиться к сложному материалу и проштудировать его.
Наши ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание (решение задачи, примера, уравнения). Таких схем-опор не так уж много. Все хорошо в меру!
Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается, она больше не нужна.
Комментированное управление – тоже движущая сила урока, когда каждый вовлекается в дело. Допустим, комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил: ответственность – ведь он ведет целый класс, и товарищи идут за ним.
Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями, т.е. успех ученика.
Опорные карточки по разным темам программы (математики и русского языка) помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же, на уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение.
Когда идет урок сотрудничества
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.
БИБЛИОГРАФИЯ
Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.
Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995.
Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997.
Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980.
Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика "ТехнологияС.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении".(презентация)
Презентация по педагогике...
Доклад на ШМО: «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Каждый учитель стремится так построить урок, чтобы ученик был активным его участником, субъектом образовательного процесса. Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времен...
Перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем
На протяжении многих лет меня всё время волновал один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы не погас в глазах учеников огонек познания, чтобы учебный труд приносил детям радость успеха, а не ...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...