ТЕХНОЛОГИЯ С.Н.ЛЫСЕНКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (1 класс)
Актуальность проблемы статьи заключается в том, что в настоящее время в педагогической и психологической науках достаточно хорошо освещены такие понятия и категории как «обучение», «образование», «воспитание», «развитие», «личность», «мотив», «действие», «ценность», «чувство», «индивид» и многие другие. Они постоянно корректируются, уточняются, дополняются и углубляются. Это, бесспорно, важно и нужно. Но куда ценнее будет открытие и уточнение более редких понятий, так называемых «сокровищ» этих наук.
Ежедневно мы сталкиваемся с десятками, сотнями, а, может быть, и с тысячами людей: молодых и старых, высоких и низких, худых и тучных, опрятных и нечистоплотных, приятных и не очень, крепких и слабых, буйных и спокойных, но, несомненно, удивительных. Мы привыкли воспринимать внешний вид людей, их оболочку. Но природа человека такова, что он стремится расколоть орешек и добраться до ядра, раскрыть ракушку, чтобы извлечь жемчужину, т.е. постичь истину. Так вот вопрос: что же это за тайна «внутренний мир», которая скрывается за внешней оболочкой? Из чего она состоит? Внутренний мир – это целостная композиция или же набор обособленных единиц? Каковы особенности внутреннего мира младшего школьника? Как и с помощью чего можно сформировать целостный внутренний мир младшего школьника?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no_2.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевкетова Эльмира Аблятифовна
студентка группы НО-2-12
ГБОУ ВО РК «КИПУ»
Науч.руководитель: Бекирова Адиле Рустемовна,
к.пед.н., доцент
ТЕХНОЛОГИЯ С.Н.ЛЫСЕНКОВОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
– Это мне кажется очень странным, – прервал царь.
– Тем не менее это чистая правда, – ответила Шехерезада.
– Эдгар Аллан По
Введение. Актуальность проблемы статьи заключается в том, что в настоящее время в педагогической и психологической науках достаточно хорошо освещены такие понятия и категории как «обучение», «образование», «воспитание», «развитие», «личность», «мотив», «действие», «ценность», «чувство», «индивид» и многие другие. Они постоянно корректируются, уточняются, дополняются и углубляются. Это, бесспорно, важно и нужно. Но куда ценнее будет открытие и уточнение более редких понятий, так называемых «сокровищ» этих наук.
Ежедневно мы сталкиваемся с десятками, сотнями, а, может быть, и с тысячами людей: молодых и старых, высоких и низких, худых и тучных, опрятных и нечистоплотных, приятных и не очень, крепких и слабых, буйных и спокойных, но, несомненно, удивительных. Мы привыкли воспринимать внешний вид людей, их оболочку. Но природа человека такова, что он стремится расколоть орешек и добраться до ядра, раскрыть ракушку, чтобы извлечь жемчужину, т.е. постичь истину. Так вот вопрос: что же это за тайна «внутренний мир», которая скрывается за внешней оболочкой? Из чего она состоит? Внутренний мир – это целостная композиция или же набор обособленных единиц? Каковы особенности внутреннего мира младшего школьника? Как и с помощью чего можно сформировать целостный внутренний мир младшего школьника?
Целью статьи является раскрытие природы формирования целостного внутреннего мира младшего школьника посредством технологии С.Н.Лысенковой.
Анализ литературных источников и их систематизация показывает, что проблемой соотношения внешнего и внутреннего миров, а точнее варианты её решения неоднократно предлагали такие ведущие психологи и философы как К.А.Абульханова, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.Ф.Гумбольд, П.Жане, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.К.Мамардашвили, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Г.Г.Шпет и др.
Это понятие рассматривалось как одна из составляющих психического явления, но с разных позиций. В.Н.Дружинин считал внутренний мир человека миром воображения, влияющим на поведение, но не сводимым к нему [1, ]. Д.А.Леонтьев находил отражение этого понятия в одном из уровней структуры личности, который призван характеризовать ценностно-смысловой модус её существования [2, ]. Швейцарские психологи Л.Бинсвангер и М.Босс трактовали категорию как «бытие за пределами мира», а вот немецкий философ и основатель феноменологии Э.Гуссерль – как «переживание человеком непосредственного опыта своего бытия» [3, ].
Изложение основного материала. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой понятие «внутренний мир» соединяет в себе толкования двух, образующих это словосочетание, единиц: «составляющий содержание, раскрывающий глубину, сущность, душу кого-нибудь/ чего-нибудь» и «отдельная область жизни, явлений, предметов» [4, , 358].
Таким образом, внутренний мир – это отдельная область жизни человека, которая раскрывает его содержание, глубину, сущность и душу.
Внутренний мир является отражением психической реальности человека, которое вмещает в себя все аспекты сознательной жизни индивида и его духовную энергию.
Структура внутреннего мира человека | ||
Познание | Эмоции | Действия |
нужда знать что-то о себе, о смысле жизни и своей роли в ней, о происходящем вокруг | личностные переживания по поводу всего происходящего с человеком | реакции человека, проявляющаяся в какой-либо деятельности, его функционирование |
Богатство внутреннего мира обеспечивается обогащением этих составляющих. Развиваясь и наполняясь, познание формирует мощную интеллектуальную платформу в структуре внутреннего мира человека, эмоции – чувственно-ценностную, а действия – поведенческую [5, ].
Укрупнение компонентов внутреннего мира человека | |
ПОЗНАНИЕ | ИНТЕЛЛЕКТ |
ЭМОЦИИ | ЦЕННОСТИ |
ДЕЙСТВИЯ | ПОВЕДЕНИЕ |
Все перечисленные компоненты внутреннего мира человека неразрывно взаимосвязаны:
1. «познание (интеллект) – эмоции (ценности)»: познание человеком явлений окружающей действительности пробуждает в нём определённые эмоциональные состояния: радость, горе, страх, удивление, тревогу, восхищение и др;
2. «эмоции (ценности) – действия (поведение)»: эмоции в совокупности с рядом происходящих событий обусловливают действия личности, которые в дальнейшем ложатся в основу его поведенческих манер;
3. «действия (поведение) – познание (интеллект)»: будучи субъектом определённой деятельности, человек может познавать мир;
4. «познание (интеллект) – действия (поведение)»: зная особенности тех или иных предметов и явлений, человеку могут быть известны способы действия и нормы поведения;
5. «действия (поведение) – эмоции (ценности)»: выполнения различных видов деятельности и их составляющих не могут не вызывать у него определённых эмоций;
6. «эмоции (ценности) – познание (интеллект)»: переживаемые человеком эмоции способны влиять на усвоение знаний учеником.
Следует отметить ещё одну важную особенность: внутренний мир всегда является субъективным, что обеспечивается его постоянной принадлежностью конкретному субъекту, т.к. мылит, чувствует и действует определённый субъект.
К шести годам о ребёнке можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себя и своё поведение, способен сравнивать себя с другими. В конце дошкольного периода жизненный опыт прямо пропорционален количеству падений, разбитых носов и ободранных коленок [6, ].
Осознание себя, своего Я усилено, так же как и стремление ребёнка к новым открытиям. Он начинает осознавать, как много неизвестного во взрослой жизни, которую им предстоит осознать.
Личность младшего школьника формируется под влиянием отношений со взрослыми (родителями и учителями) и сверстниками (одноклассниками), нового вида деятельности – учения и общения, включения в коллектив. В это время личность ребёнка социализируется, берёт начало становление нравственного поведения. И если мы можем говорить о нем как о личности, то следует обращать внимание и на формирование внутреннего мира этой маленькой, но уже удивительной, личности.
Последнее, на наш взгляд, очень успешно может быть реализовано посредством гуманно-личностной технологии С.Н.Лысенковой. Этому талантливому педагогу удалось решить неразрешимую ранее проблему: как одновременно обучить детей с разным уровнем развития, не прибегая ни к дополнительным заданиям, ни к различным «выравниваниям», ни к помощи родителей.
Первостепенным условием формирования внутреннего мира ученика является успех в труде. Это чувство внутреннего комфорта, радостного настроя, когда дело спорится. Ребёнок, зная, что его усилия успешны, приобретает веру в свои возможности, силы идти вперёд. Это позволяет разжечь интерес в глазах учеников в неугасимый огонь познания! [7, ]
Первичный компонент ВМЧ | Реализация компонента ВМЧ посредством технологии С.Н.Лысенковой | Вторичный компонент ВМЧ |
Познание | 1-ый кит «Опережающее обучение» Во избежание объективной трудности некоторых блоков программы введено опережение их введения в учебный процесс путём предварительного введения первых (малых) порций будущих знаний, уточнения новых понятий, их обобщения и применения, развития беглости мыслительных приёмов и учебных действий. Только так обеспечивается процесс перевода знаний не в оперативную или кратковременную, а именно в долговременную. | Интеллект |
Эмоции | 2-ой кит «Комментированное управление» Объединив комментирование трёх действий («думаю»-«говорю»-«записываю»), учитель решает задачу управления всем классом, ведь комментирование представляет собой ответ ученика с места, содержащий информацию о том, что он делает. Это позволяет, во-первых, оптимально задействовать в работе весь класс, во-вторых, вести непрерывную рефлексию со всем классом. | Ценности |
Действия | 3-ий кит «Опорные схемы» Выводы, формируемые в процессе работы учителя и детей на уроке оформляются в виде опор (таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка). Они не просто украшают доску, а активно используются на уроке учениками. Это способствует не только лучшему усвоению и запоминанию знаний, но и снятию скованности и страха ошибки, т.к. внимание младшего школьника устремлено не на простое воспроизведение заданного, а на суть, размышления и осознание причинно-следственных связей. | Поведение |
Выводы. Таким образом, мы постарались ответить на все вопросы, заданные в начале статьи:
#1042;нутренний мир – отдельная область жизни, вмещающая в себя сознательное и духовное.
2. Внутренний мир включает в себя познание (интеллект), эмоции (ценности) и действия (поведение).
3. Внутренний мир человека – это целостная композиция, элемента которой тесно взаимосвязаны между собой.
4. Ребёнка в 6 лет можно считать личностью, соответственно нужно организовывать работу, направленную на формирование целостного внутреннего мира ученика.
5. Технология С.Н.Лысенковой объединила в себе ряд удачных приёмов работы, направленных на формирование внутреннего мира ученика.
Данная технология формирует у младшего школьника потребность в знаниях, познавательных интересах, желании познать истину, обогатить и развить свой внутренний мир.
Использованная литература:
#1044;ружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2010. – 156 с.
2. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. – 45 с.
#1043;уссерль Э. В сетях феноменологии / Э.Гуссерль. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – 365 с.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азъ, 1997. – 944 с.
5. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В.Петровский. – М.: Академия, 1995. – 496 с.
6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2008. – 463 с.
7. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. Из опыта работы / С.Н.Лысенкова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....
Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт работы используется учителями младших классов и учите...
Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....
презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."
В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются методы и приёмы работы с текстом в классах с ОВЗ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...
ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"
Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....