Педагогические технологии. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова)"
методическая разработка на тему
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:
- комментированное управление учением;
- опорные схемы;
- перспективная подготовка.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель каждого учителя.
Технологии С.Н. Лысенковой помогают учителю более эффективно решать сложные задачи, выдвинутые перед нашей современной школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_po_teme.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме «Педагогические технологии»
«Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова»)
Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении – технология обучения С.Н.Лысенковой:
- комментированное управление учением;
- опорные схемы;
- перспективная подготовка.
В педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология.
Что же такое – педагогическая технология?
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. Цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Сегодня каждый педагог старается найти наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся, опираясь на педагогические технологии, в основу которых ложатся дидактические принципы.
- принцип научности и доступности;
- принцип системности обучения и связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
- принцип наглядности;
- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся;
- приемлемого варианта.
Вот тут мы и вспоминаем технологию (методику) преподавания Лысенковой Софьи Николаевны: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Опыт её работы особенно важен сейчас, когда всё чаще приходят в школу дети с особенностями в развитии.
Основными целями методики являются:
- усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты.
- успешное обучение всех учеников.
Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:
- комментируемое управление учением
- опорные схемы
- перспективная подготовка учащихся
Применение технологии на практике. Перспективная подготовка.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен : чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Усвоение материала происходит в три этапа:
- предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний;
- уточнение новых понятий, их обобщение и применение;
- развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце учебного года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель каждого учителя. Для достижения этих целей в своей работе я и использую методику опережающего обучения Лысенковой С.Н. По её мнению, надо, чтобы ребёнок чувствовал себя успешным. Чтобы учился легко и радостно.
Я использую метод опережающего обучения. Например, работая в 1 классе со схемой предложения, мы уже выделяем главное, т.е. находим грамматическую основу. При работе комментированного письма встречаем слова, отвечающие на вопрос «как?» и называем часть речи – наречие. В 3-ом классе изучается тема «Безударные гласные проверяемые ударением». Перспективная подготовка к изучению этой темы начинается уже в 1-ом классе. На каждом уроке русского языка я уделяю время на отработку умения ставить ударения в словах, пробуем искать слово «проверку». И когда наступает время изучения этой темы, дети все умеют подбирать проверочные слова. Они все успешны. Наблюдается радость учения!
Применение технологии на практике. Комментируемое управление.
Одним из трёх «китов», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.
Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый
ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает
вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли
ведущего.
Методический приём «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение задач, примеров и т.д.)
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространён как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование з-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объясняет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
- средний и слабый тянется за сильным учеником;
- развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
- ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Что дети понимают, то они и принимают, - в данном случае методический приём становится движущей силой урока.
В своей работе я использую метод комментирования. Один из учеников (а поначалу все вместе) вслух произносит всё, что делает. С объяснением применяемых правил:
«начало предложения пишем с большой буквы»,
«пишу «Саша», первая буква заглавная, имена собственные пишутся с заглавной буквы»,
«делаю пропуск - слова в предложении пишутся отдельно…»
День за днём из урока в урок работа сопровождается повторением правил. Хочешь, не хочешь, а запомнишь.
Применение технологии на практике. Опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Включит каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий и устойчивых навыков помогают в работе схемй-опоры.
Опорные схемы, или просто опоры,- это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Очень важно, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Опорные карточки по разным темаи программы (Математики и русского языка) помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать допущенную на уроке ошибку.
Схемы, которые я использую на уроках, по сути – это опора практической деятельности ученика, связывающее звено между учителем и учеником.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.
Технологии С.Н. Лысенковой помогают учителю более эффективно решать сложные задачи, выдвинутые перед нашей современной школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пошаговый контроль с использованием знаково-символических средств.
Статья посвящена проблемам диагностики метапредметных умений в соответствии с ФГОС НОО второго поколения....
Использование знаково-символических средств по окружающему миру.
Учебно-методический материал....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
Технология концентрированного обучения. Модель «Погружение».
Выступление. Обмен опытом....
Педагогический проект " Технология деятельностного метода обучения".
Педагогический практико- ориентированный проект " Технология деятельностного метода обучения как средство формирования УУД младших школьников"....
Развитие мышления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР с помощью знаково-символических заместителей.
Коррекционная работа по развитию мышления у обучающихся в умеренной умственной отсталостью и ТМНР....
Использование алгоритмов и знаково-символических средств при обучении орфографии в практике начальной школы
Данный материал, используемый учителями на уроках русского языка, поможет учащимся начальной школы легче запоминать и осваивать правила орфографии...