Методическая разработка учебного проекта "Бал".
методическая разработка (4 класс) на тему

Горегляд Майя Леонидовна

Методическая разработка учебного проекта «Бал»

Автор проекта: Горегляд Майя Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 582 г. Санкт-Петербурга

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Многие прекрасные явления навсегда исчезают из современной жизни или становятся очень редкими. Жаль терять то, что на протяжении веков дарило радость людям. К таким явлениям относится бал – ускользающая красота и фееричность Санкт-Петербурга ХIX века.

В наше время ученикам хочется дать возможность прикоснуться к волшебному действу – балу и «поймать его шлейф». Идея проекта «Бал» возникла неожиданно. На уроке истории Санкт-Петербурга (тема: «Пушкинский Петербург») ребята прочитали, что бал играл особую роль в светском обществе. Балы давали в своих дворцах и домах богатые люди, а также сам император. Возник вопрос: а что же такое бал? Ученики отвечали по-разному: вечеринка, танцы,  праздник. Мало кто знает, что такое бал на самом деле, ведь он остался в далёком прошлом. Я спросила ребят: «Хотелось бы вам побывать на прекрасном балу и познакомиться с этой дивной сказочной историей?» Все ответили: «Да!». Так вместе с детьми мы решили узнать всё о бале и побывать на нём.

Мы посмотрели картины художников, на которых запечатлён бал: Л.Стюарт «.Бал», В.Гауз. «Императорский бал», Ф. Везин «На балу», М.Зичи « Бал в концертном зале Зимнего дворца», Д. Кардовский « Бал в петербуржском дворянском собрании», Б. Моризо «На балу».

 

     Ребята поняли, чтобы провести бал в классе, надо украсить его и превратить в бальный зал. Девочки сразу заметили, что у дам на балу изысканные наряды, причёски, украшенные цветами, и красивые веера. Так появилась идея исследовать язык цветов, узнать предназначение веера. Также дети заметили, с каким достоинством ведут себя люди на балу. Мы предположили, что, наверное, существуют особые правила бала, которые следует изучить. Но главное на балу – танцы. Возник вопрос: какие танцы исполнялись на балах?

В ходе мозгового штурма мы определили направления нашей работы. Так появились группы:

  • художники;
  • говорящий веер;
  • бальные танцы;
  • корреспонденты;
  • правила бала;
  • язык цветов.

Многое из того, что слушает, читает или учит ребёнок, быстро забывается. Но если какую-либо тему предоставить исследовать ему самостоятельно, это он запомнит на всю жизнь. Дети выбирали группу, в которой хотели бы работать, исключительно по своим интересам. Группы «Язык цветов» «Говорящий веер» и «Правила бала» начали работать по следующему алгоритму:

  1. Определение источников информации.
  2. Поиск и отбор материала.
  3. Оформление работы.
  4. Представление работы.

«Корреспонденты» самостоятельно придумывали вопросы для анкетирования (учитель их корректировал), в течение недели проводили опрос взрослых и поводили итоги анкетирования.

Анкета:

  1. Что такое бал?
  2. Были ли вы на балу?
  3. Какие атрибуты бала вы знаете?
  4. Какие правила поведения на балу вам известны?
  5. Хотели бы вы побывать на балу?

Оказалось, что из предложенных вопросов наибольшее затруднение вызвали правила бала. На вопрос: «Хотели бы Вы побывать на балу?» все респонденты ответили утвердительно.

«Художники» рассматривали иллюстрации бальных залов и выясняли, как можно декорировать класс. Были выбраны канделябры и вазы. Ученики самостоятельно сделали шаблоны и изготовили эти предметы из плотной бумаги и расписали их красками.

При подготовке сообщений ребята использовали библиотечные фонды и интернет-ресурсы. Группа «Язык цветов» представила материалы о том, что обозначает каждый цветок, в каких случаях дамы использовали их.

 

Группа «Правила бала» оформила свои работы на свитках, которые впоследствии украсили стены класса. .

Группа «Говорящий веер» показала жесты веера и рассказала об их значении. Девочки принесли свои веера и устроили в классе выставку современных вееров.

Выступления групп проводились во время классного часа, посвящённого проекту. На уроке технологии дети изготавливали веерные вертушки для украшения класса.

 

Историческая справка.

 

Слово веер произошло от глагола «веять» - дуть потоком воздуха. Веер – это устройство, чаще складное из бумаги, ткани, кости, перьев. Кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой).

 

Для изготовления веерного колеса нам понадобились следующие материалы и инструменты: листы плотной бумаги (картона или бумаги для рисования), цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, дырокол для узора на веере, блёстки.

План работы:

  1. Сгибание листа гармошкой (3-4 листа).
  2. Сгибание заготовок пополам и складывание всех половинок в полный круг.
  3. Склеивание веера.
  4. Украшение веера блёстками.
  5. Нанесение орнамента на край веера с помощью дырокола.

Из веерных вертушек можно выложить разные орнаменты для украшения класса.

     

Группа «Бальные танцы» - это девочки, которые занимаются в школьной студии бальных танцев. Они разучивали танцы и готовились показывать движения для участников бала, а также подготовили рассказы о бальных танцах.

В украшении класса нам активно помогали родители. Они декорировали выступы в стене тканью, имитировав пилястры. Изготовленные канделябры прикрепили на пилястры. На стены повесили свитки с правилами бала. Орнамент из вееров украсил жалюзи. На бал дети пригласили своих родителей. Мальчики одели строгие костюмы, а девочки облачились в бальные платья. Я тоже подобрала себе наряд для бала.

 

В перерывах между танцами дети декламировали стихи-загадки о Санкт-Петербурге, задавали вопросы о городе родителям и участникам бала.

  1. Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот

Здесь рождался русский флот.

                                    Ю. Юдин (Санкт-Петербург)

 

  1.  Средь петербургских берегов

 В гранит она зажата,

 Меж разводных течёт мостов

 Что за река, ребята?

                                     (Нева)

 

  1.  Есть в Петербурге чудо-сад,

Украшен кружевом оград,

Дворец в нём есть царя Петра

                И статуи, как божества.

                В тени аллей, возле оград,

                Скажите, что это за сад?

                                           (Летний сад)

 

  1.  И чего здесь только нету:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы,

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь тут стал музей.

Это наш, это ваш

Петербургский…(Эрмитаж)

 

  1. В начале Невского стоит,

Прекрасно здание на вид.

Колонны, статуи и шпиль

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

                    (Адмиралтейство)

 

  1. Пётр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей.

                                         (Кунсткамера)

   

Вопросы.

 

  1. Как называются предметы, которые хранятся в музее?
  2. Назовите мифических существ в скульптуре Петербурга.
  3. В каком музее главный экспонат – картины?
  4. Какой музей расположен между Кунсткамерой и зданием Биржи?
  5. Как называется самый большой музей нашего города?
  6. Назовите музеи на площади Искусств?
  7. В каком музее корпуса соединяются башней?
  8. Какова протяжённость Невского проспекта?

 

Наш первый бал в классе вдохновил учащихся и родителей побывать на настоящем балу в Елагинском дворце.

 

 

Данный проект позволил совершить детям путешествие в прошлое, прикоснуться к прекрасному: картинам, музыке, танцам. В своём классе мы постарались оживить историю минувших эпох и стать её участниками. В ходе выполнения проекта учащиеся получили новые знания о бале, как особенном виде досуга в Санкт-Петербурге XIX века, познакомились с картинами известных художников, проявили свои творческие таланты, выступили с устными сообщениями, научились танцевать некоторые бальные танцы, декорировали свой класс, поработали индивидуально, в паре и группе, закрепили знания, полученные на уроках истории Санкт-Петербурга.

 

Источники и литература:


1. Колесникова А. «Бал в России. XVIII – начало XIX века». СПб: «Азбука-Классика», 2005. 304 с.
2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб.: Корона принт, 2012. – 336 с., ил.

3. hda.org.ru.

4. melanyja.livejournal.com.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_pasport_bal.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

1.  Название проекта – «Бал».

2.  ФИО – Горегляд Майя Леонидовна.

3.  Год разработки учебного проекта – 2015г.

4.  Опыт использования (Степень распространения)

  • проводился один раз с учащимися 4-В класса ГБОУ СОШ  № 582.

5. Проблемная ситуация – на  уроке истории Санкт-Петербурга (тема: «Пушкинский Петербург») ребята прочитали, что бал играл особую роль в светском обществе. Балы давали в своих дворцах и домах богатые люди, а также сам император. Возник вопрос: а что же такое бал? Ученики отвечали по-разному: вечеринка, танцы, праздник. Оказалось, что такое бал на самом деле никто не знает.

6. Проблема проекта – ученики захотели узнать все о бале. Почему в современное время редко устраивают балы? Можно ли провести бал в своем классе? Что мы должны знать о правилах бала?

7. Цель – развитие познавательного интереса к истории Санкт-Петербурга, cоздание нового культурного варианта праздника для младших школьников.

8. Задачи – этапы – способы решения – создание условий для формирования исследовательских умений, творческого потенциала учащихся; знакомство с бальными танцами и историей Елагинского дворца, расширение кругозора детей; воспитание уважительного отношения к культурным традициям Санкт-Петербурга; развитие умений работать с разными источниками информации; развитие способностей учащихся к сотрудничеству, взаимопониманию; развитие лингвистических компетенций при представлении результатов работы; формирование навыков самооценки.

9. Форма организации детей – 

  • индивидуальная работа
  • парная работа
  • групповая работа.

10. Ведущая деятельность –

  • исследовательский
  • творческий
  • информационный.

11. Сфера применения результатов –

  •  социологический
  •  этнографический
  •  лингвистический
  •  культурологический
  •  краеведческий.

12. Форма продуктов проектной деятельности –

  •  основной продукт – бал (праздник)
  •  анализ данных социологического опроса        
  •  правила поведения на балу
  •  рассказы о бальных танцах
  •  доклады по темам:  «Язык цветов»,  «Говорящий веер»
  •  веера-вертушки, канделябры, вазы.

16. Класс или возраст детей –  10-11 лет (4 класс.)

17. Количество участников –  один класс.

18. Предметная область – внеклассная работа, математика, литературное чтение, русский язык, технология, изобразительное искусство, история города, музыка.

19. Состав участников

  •  одноклассный.

20. Темы учебно-тематического плана предмета (ов) – развитие речи, внеклассное чтение, «Так начинался Петербург», «Архитектурные ансамбли Петербурга», «Пушкинский Петербург», рисунок, поделка.

21. Время работы  среднесрочный проект.

22. Цели обучения, развития, воспитания, достигаемые в проекте

      Образовательные:

  •  расширение  знаний о балах 19 века в Санкт-Петербурге
  •  знакомство с обязательными атрибутами  бала
  •  осуществление  поиска необходимой информации в разных источниках
  •  систематизировать информацию по теме
  •  оформлять работы для декорирования помещения.

      Развивающие:

  •  формирование познавательных процессов
  •  развитие лингвистических компетенций
  •  формирование навыков публичных выступлений
  •  развитие танцевальных способностей
  •  развитие эстетического вкуса.

    Воспитательные:

  •  способствовать гармоничному развитию личности ребенка
  •  воспитание чувства ответственности за порученное дело
  •  формирование  познавательного интереса к истории и традициям Санкт-Петербурга
  •  воспитание коммуникативной культуры
  •  формирование нравственно-здоровой личности.

23. Стартовый уровень обученности и сформированности  ЗУН и специфических умений

  •  навигация на абонементе библиотеки
  •  сбор информации на заданную тему
  •  работа с разными источниками информации
  •  опыт участия в школьной танцевальной студии
  •  умение соблюдать правила техники безопасности на уроках технологии при работе с различными материалами и инструментами при изготовлении поделок
  •  специфические умения – целеполагание.

24. Приращение в ЗУН и специфические умения – в ходе проекта учащиеся узнали: как оформлять бальный зал, правила бала и бальный этикет, стиль и тон беседы на балу, основные атрибуты бала, костюмы; научились танцевать полонез, польку, вальс в 3 па.

25. Режим работы  

  •  урочно-внеурочный
  •  внешкольный – посещение Елагинского дворца.

26. Техническое оснащение:

  •  фотоаппарат
  •  компьютер
  •  проектор
  •  электронная доска SMART Board.

28. Информационное оснащение:

  •  библиотечные  фонды: поиск и отбор книг об истории балов
  •  интернет-ресурсы: поиск информации о языке цветов, о жестах веером
  •  аудиозаписи музыки Чайковского, Штрауса, Моцарта, Глинки
  •  видеоклип http://rondino.spb.ru/video#part2 – съемки ансамбля танцев XVII — XIX века  «Рондино»
  • http://kingdom.danceage.ru/library/articles/chapter/226 – моды XIX века.

29. Кадровое оснащение  

  • классный руководитель
  • учитель музыки школы
  • экскурсоводы  и церемониймейстеры  Елагинского  дворца  
  • родители
  • библиотекарь школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...